Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
Схематично процесс формирования цены представлен на рис. 1.
Рисунок 1 - Схема процесса формирования цены[28]
Установленные целевая направленность, этапы формирования и принципы ценовой политики позволяют утверждать, что необходимо выделять две основные группы факторов эффективности ее реализации[29].
1. Связанные с внутренней средой организации:
- объем и качественные характеристики имеющихся в распоряжении организации производственных ресурсов – капитальных, сырьевых, трудовых, организационных[30];
- методики рыночной корректировки цен – механизм ценообразования, эффективность которого в свою очередь определяется такими факторами, как число одноотраслевых конкурентов и объем их предложений по отношению к размеру рынка; возможность влияния организаций на рыночную цену; технологическая эффективность; рыночная власть; наличие стратегического взаимодействия между конкурентами[31].
2. Связанные с внешней средой организации:
- структура рынка – основные характерные черты рынка, в число которых входят количество и размеры представленных на рынке субъектов; степень, в которой товары разных субъектов схожи между собой; легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации;
- уровень конкуренции на рынке c одноотраслевыми организациями, производителями товаров-заменителей, потенциальными конкурентами[32];
- конъюнктура рынка готовой продукции – экономическая ситуация на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж[33].
Схематично взаимосвязь между факторами эффективности ценовой политики организации и уровнем достижения ею поставленных целей деятельности представлена на рис. 2.
Рисунок 2 - Взаимосвязь факторов эффективности ценовой политики организации и уровня достижения ею поставленных целей деятельности[34]
Выводы. В результате проведенного исследования установлено, что ценовая политика организации – это совокупность методик, составляющих процесс принятия управленческих решений по установлению и корректированию цен, направленных на получение целевой прибыли на вложенный капитал при выполнении поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств; механизм ценообразования – совокупность принципов и методик рыночной корректировки цен для обеспечения ценовой конкурентоспособности товаров и услуг для достижения целей ценовой политики организации.
Глава 2. Анализ ценообразования в ОАО «Глория Джинс»
2.1. Краткая характеристика компании ОАО «Глория Джинс»
Открытое акционерное общество «Глория Джинс» – единственная в России компания, выпускающая fashion-одежду. Доля продукции, продаваемой и производимой в России, у нее составляет 40-45%. Это отличает «Глорию Джинс» от других ритейлеров, которые либо копируют зарубежные бренды и производят одежду за рубежом, либо работают «вне официального рынка».
Место нахождения главного офиса компании: г. Ростов – на – Дону, пр. Сельмаш, 20/51. Почтовый адрес: 344090, г. Ростов – на – Дону, пр. Стачки 184.
«Глория Джинс» — компания-создатель модных джинсовых брендов, успешно осваивающая сегменты одежного рынка модный casual и city life style, - ведет свою историю с конца 80-х гг. «Глория Джинс» — это два супербренда: Gee Jay и Gloria Jeans.
Сегодня «Глория Джинс» - это не только одежда для детей, но и модный, динамичный стиль для активной, идущей в ногу со временем молодежи.
Gee Jay — модный молодежный бренд одежды. Изначально это была марка одежды для мальчиков, затем марка выросла в бренд модной универсальной джинсовой одежды «unisex» для подростков и молодежи, с 2004 г. это не только джинсовая одежда, это модный сasual и city life style для молодых мужчин и мальчиков.
Gloria Jeans — это идеальная мода по идеальной цене для девушек, молодых женщин и девочек. Девочкам марка гарантирует комфорт и защиту, девушкам — моду и стиль, молодым женщинам дарит отличную посадку и одежду на все случаи жизни.
«Глория Джинс» — компания глобальная. Свою рыночную деятельность она осуществляет через 45 офисов, исследовательских и дизайнерских центров, действующих во всех регионах Российской Федерации, странах СНГ (Украина, Казахстан, Белоруссия), а также в Бразилии, Китае, Японии, Турции, Польше, Италии, США.
Корпорация развивает собственную розничную сеть в России, насчитывающую на 1 мая 2015 г. более 500 магазинов. Магазины компании располагаются в торговых центрах всех форматов и на главных улицах российских и украинских городов. Является крупнейшим в России производителем одежды. Центральный офис компании находится в городе Ростов-на-Дону (Ростовская область). Корпорации принадлежат 12 фабрик. «Глория Джинс» разрабатывает, производит и реализует недорогую одежду для молодежи, подростков и детей. Компания предлагает широкий ассортимент продукции, начиная от нижнего белья и заканчивая зимними пуховыми куртками. Наибольшую долю в ассортименте занимает продукция для молодежи от 13 лет.
2.2. Анализ конкурентоспособности товаров предприятия
Основу конкурентоспособности товара составляют его качественный уровень и размер цены. Из нескольких конкурирующих между собой аналогичных товаров наиболее конкурентоспособным является тот товар, у которого качественный уровень выше, чем у других, а цена определена в соответствии с его преимуществами по различным параметрам.
Рынок продажи одежды повседневного спроса достаточно развит. Рассмотрим сегментацию данного рынка. В качестве критериев сегментации выбраны разнообразие ассортимента, качество продукции и цены изделий (табл. 5).
Таблица 5
Сегментация рынка одежды повседневного спроса[35]
Конкуренты |
Цена изделия из товарной номенклатуры «Зимняя одежда» для девочек 5-12 лет |
Разнообразие ассортимента (исполнение, дизайн) |
1 |
2 |
3 |
ЗАО «Sela» |
1300,0 |
Стандартные серийные модели невысокого качества |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
ООО «Детский мир» |
2800,0 |
Разнообразный ассортимент хорошего качества |
ОАО «Глория Джинс» |
2490,0 |
Разнообразный ассортимент хорошего качества |
ОАО «Acoola» |
2950,0 |
Разнообразный ассортимент хорошего качества |
Фирма «Маленькая фея» |
4200,0 |
Небольшой ассортимент, стандартные серийные модели невысокого качества |
ЗАО «Русмарка» |
8600,0 |
Очень широкий ассортимент очень хорошего качества |
Таким образом, существует целый ряд фирм, которые контролируют рынок и конкурируют между собой. Однако основными конкурентами ОАО «Глория Джинс» являются (исходя из таблицы 5):
1) Фирма ООО «Детский мир» (конкурент А) занимается продажей аналогичной продукции. Фирма использует стратегию наступления – активная, агрессивная позиция ООО «Детский мир» на рынке, которая преследует цели завоевать и расширить рыночную долю. ООО «Детский мир» выбрала эту стратегию поскольку ее доля на рынке ниже необходимого минимума и резко сокращается в результате действия конкурентов.
2) Фирма «ACOOLA» (конкурент Б) использует стратегию обороны, т.е. сохранение имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций. Выбрана подобная стратегия, поскольку рыночная позиция фирмы удовлетворительна, а проводить агрессивную политику фирма опасается из-за нежелательных ответных мер конкурентов.
3) Фирма «Маленькая фея» (конкурент В) заняла стратегию отступления, поскольку продает малоассортиментную продукцию низкого качества. Фирме необходимы значительные денежные средства для инвестиций и она «продает» часть своей рыночной доли конкурентам.
В порядке убывающей значимости можно выделить определяющие факторы конкурентоспособности и рассчитать ее количественные параметры. Полученные результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6
Факторный анализ конкурентоспособности предприятия[36]
Показатели |
«Глория Джинс» |
Конкуренты |
||||||
А |
Б |
В |
||||||
Б |
Прим. |
Б |
Прим. |
Б. |
Прим. |
Б. |
Прим. |
|
1. Товар |
||||||||
1.1. Качество |
5 |
Сертификат качества |
5 |
Сертификат |
5 |
Сертификат |
3 |
Нет сертификата |
1.2. Престиж торговой марки |
5 |
Высокий престиж |
4 |
Средний престиж |
4 |
Средний |
2 |
Низкий престиж |
1.3. Качество используемой фурнитуры |
5 |
Высококачественная фурнитура |
3 |
Фурнитура среднего качества |
0 |
Низкокачественная фурнитура |
5 |
Высококачественная фурнитура |
1.4. Разнообразие ассортимента |
5 |
Широкий ассортимент |
5 |
Широкий ассортимент |
1 |
Ограниченный ассортимент |
2 |
Ограниченный ассортимент |
1.5. Уникальность |
5 |
Новинки |
5 |
Новинки |
5 |
Новинки |
1 |
Устаревшие |
2. Цена |
||||||||
2.1.Продажная |
4 |
Себестоимость+ 10% |
5 |
Себестоимость+5% |
5 |
Себест.+5% |
4 |
Себест.+15% |
2.2. Процент скидки с цены |
3 |
Дискаунт 3% |
3 |
Дискаунт 3% |
3 |
Дискаунт 3% |
3 |
Дискаунт 3% |
2.3. Условия предоставления скидки |
5 |
Индивидуальный подход |
5 |
Индивидуальный подход |
5 |
Индивидуальный подход |
5 |
Индивидуальный подход |
3. Каналы сбыта |
||||||||
3.1. Форма сбыта |
4 |
Оптовые посредники |
5 |
Прямая доставка |
5 |
Прямая доставка |
4 |
Дилеры |
3.2. Степень охвата рынка |
5 |
Большая |
4 |
Относительная |
4 |
Относительная |
2 |
Малая |
3.3. Система транспортировки |
5 |
Ж/д транспорт, автотранспорт |
3 |
Автотранспорт |
3 |
Автотранспорт |
3 |
Автотранспорт |
4. Продвижение товаров на рынках |
||||||||
4.1. Реклама |
5 |
Для потребителей |
3 |
Для посредников |
5 |
Для потребителей |
3 |
Для посредников |
4.2. Индивидуальная продажа |
4 |
Подготовка персонала сбытовых служб |
5 |
Стимулирование потребителей |
5 |
Демонстрационная торговля |
5 |
Показ образцов товара |
4.3. Продвижение товаров по каналам сбыта |
4 |
Продажа торговым посредникам |
4 |
Продажа торговым посредникам |
5 |
Продажа на конкурсной основе |
4 |
Продажа торговым посредникам |
5. Маркетинговые возможности |
||||||||
5.1. Производственные возможности |
4 |
Достаточные возмож. |
2 |
Низкие возможн. |
5 |
Высокие возможн. |
2 |
Низкие возможн |
5.2. Финансовые возможности |
4 |
Достаточные возмож. |
2 |
Низкие возможн. |
4 |
Достаточные воз. |
2 |
Низкие возможн |
Итого баллов |
72 |
63 |
64 |
50 |
Анализ конкурентоспособности фирмы ОАО «Глория Джинс» проводился на основе оценки по пятибалльной шкале факторов конкурентоспособности этой фирмы и ее ближайших конкурентов, так, как показано в таблице 6. Анализ показал, что у фирмы «Глория Джинс» довольно сильные по сравнению с ближайшими конкурентами позиции.
Для оценки конкурентоспособности продукции экспертами определены параметры качества одежды повседневного спроса по пятибалльной системе, с целью узнать, какой параметр является наиболее важным, какой менее. Далее по результатам выводим балл по каждому параметру. Далее экспертами оценены по 10-бальной шкале каждый параметр одежды повседневного спроса, продаваемой «Глория Джинс» и товар-аналог фирм конкурентов. Результаты представлены в таблице 7.
Таблица 7
Оценка конкурентоспособности одежды повседневного спроса[37]
Параметр качества |
Коэффициент значимости (0-5), Д |
Оценка фактора товара «Глория Джинс», (0-10) |
Значение параметра качества оцениваемой продукции «Глория Джинс», Роцен |
Конкуренты |
|||||
А |
РоценА |
Б |
РоценБ |
В |
РоценВ |
||||
1.Разнообразие ассортимента |
4 |
10 |
40 |
9 |
36 |
7 |
28 |
10 |
40 |
2.Наличие стандартов экологического качества |
5 |
9 |
45 |
8 |
40 |
10 |
50 |
6 |
30 |
3. Наличие сертификата качества |
5 |
10 |
50 |
9 |
45 |
8 |
40 |
4 |
20 |
4. Надежность продукции |
3 |
7 |
21 |
7 |
21 |
6 |
18 |
8 |
24 |
Для оценки конкурентоспособности продукции рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности изделия по формулам: