Файл: Ценовая политика и механизм ценообразования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что цена в условиях рыночной экономики – важнейший экономический фактор рыночной среды деятельности предприятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. В условиях рыночной экономики ценообра­зование является важнейшим элементом стратегии компании и инструментом повышения ее конкурентоспособности. Эффективность це­новой политики компании, или, иными словами, принципы, которых организация придерживается при формировании цен на товары, работы и услу­ги, напрямую влияет на результаты и перспективы деятельности компании. Для России и других госу­дарств, где рыночная экономика все еще находит­ся в стадии формирования, а опыт управленческих решений в области ценовой политики весьма скро­мен, жизненно необходимо теоретическое ознаком­ление и практическое использование опыта стран с развитой рыночной экономикой, осознание пер­спектив развития ценообразования и ценовой по­литики в разных условиях и ситуациях.

Именно поэтому проблема формирования эффективной ценовой политики на уровне предприятия в условиях конкурентной среды является одной из наиболее актуальных проблем экономики предприятия, в числе которых ОАО «Глория Джинс».

Цель работы – провести анализ практики ценообразования в ОАО «Глория Джинс» и разработать рекомендации направленные на ее совершенствование.

Задачи работы:

  • изучить сущность формирования ценовой политики и механизма ценообразования предприятия;
  • исследовать процесс формирования цен на предприятии;
  • исследовать практику ценообразования в ОАО «Глория Джинс»;
  • предложить рекомендации по совершенствованию процесса ценообразования в ОАО «Глория Джинс».

Объект исследования – ОАО «Глория Джинс».

Предмет исследования – процесс ценообразования в торговом предприятии.

Научно-методическая основа работы. При написании работы были использованы учебные пособия, материалы периодической печати и методические работы следующих авторов: А.Баздникова, В.Герасименко, И.Гладких, И.Липсица, Д.Окладникова, Д.Ямпольской и др.

Методы исследования, используемые в работе: сравнения абсолютных и относительных величин, табличный.

В качестве источников информации были использованы результаты наблюдений, данные статистической отчетности, открытые публикации предприятия ОАО «Глория Джинс» и его конкурентов.


Глава 1. Теоретические аспекты ценообразования на

предприятии

1.1. Ценовая политика и механизм ценообразования: сущность и

формирование

Формирование и реализация ценовой политики организации является одним из наиболее сложных и трудно формализуемых элементов деятельности. Она должна быть сформирована таким образом, чтобы установленные цены, с одной стороны, обеспечивали организации получение целевой прибыли, а с другой – соответствовали ожиданиям потребителей, и при этом обеспечивалось выполнение поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств. Эффективность реализации ценовой политики зависит от различных факторов, в том числе и от способности организации разработать гибкий механизм ценообразования[1].

В экономической литературе существует четыре основные точки зрения на экономическую сущность ценовой политики организации, характеристика которых представлена в таблице 1.

Таблица 1

Существующие трактовки ценовой политики предприятия

Характеристика трактовки

Представители подхода

Недостатки подхода

1

2

3

Трактовка ценовой политики как совокупности целей организации, которых она пытается достичь, формируя цены на
свою продукцию

И. Ю. Беляева[2],
Ю. Д. Пастернак[3]

1. Отождествляет ценовую политику с целями деятельности организации

2. Отсутствует указание на то, каким образом эти цели будут достигнуты

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Трактовка ценовой политики как совокупности принципов, стратегий и методов ценообразования, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свою продукцию

И. В. Липсиц[4], Д. Ямпольская[5], Д. Окладников[6], А.Баздников[7]

1. Характеризует отдельные этапы формирования ценовой политики

2. Ряд представителей подхода отождествляют принципы ценовой политики с принципами ценообразования

Трактовка ценовой политики как деятельности, касающейся принятия управленческих решений по установлению и корректированию уровня цен для достижения поставленных целей

П. Лабзунов[8], В.Герасименко[9]

Не уточняется, на каком основании принимаются указанные управленческие решения

Трактовка ценовой политики как совокупности мероприятий, направленных на выбор ценовой стратегии, методов ценообразования и методов корректировки и дифференциации цен для достижения поставленных целей

И.Гладких[10], Г.Горина[11]

Не уточняется, на каком основании разрабатываются указанные мероприятия


В качестве целей ценовой политики организации рассматриваются только цели, связанные с ростом ее прибыли и достижением совокупности целевых рыночных показателей деятельности, в первую очередь маркетинговых, что не учитывает роли современных организаций как социальных институтов, а также изменение их целевых установок под воздействием мер государственного регулирования.

В экономической литературе представлено большое количество подходов к формированию ценовой политики организации, однако большинство из них являются слишком обобщенными, либо же сконцентрированы на разработке отдельных этапов ценовой политики. В то же время не предложен полный цикл формирования ценовой политики организации, предполагающий не только этапы формирования первоначальной и отпускной цены, но также этапы ее рыночной корректировки и оценки эффективности реализации.

Проведенное исследование существующих подходов к трактовке механизма ценообразования позволяет выделить три основные их группы (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ подходов к трактовке механизма ценообразования

Представители
подхода

Сущность трактовки механизма ценообразования

Субъект
установления цен

Следствие
принятия подхода

1

2

3

4

1. Макроэкономическая трактовка механизма ценообразования

П. Лабзунов[12], В.Герасименко[13]

Комплекс принципов и специально разработанных правовых норм ценообразования, системы методов, воздействующих на способ формирования цен, их
уровни и соотношения, а также форм и способов регулирования и контроля цен

Органы государственного управления

Формирование системы цен и отдельных их видов

2. Микроэкономическая трактовка механизма ценообразования

Д. Ямпольская[14], Д. Окладников[15]

Процесс изменения цен на рынке под влиянием спроса и предложения

Производители
(продавцы) товаров (услуг)

Формирование отпускных (розничных) цен организации; установление равновесных цен на рынке


Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

Ю. Д. Пастернак[16], А.Деева[17]

Элемент механизма управления организацией, система связей в области методологии, методики и методов ценообразования

Производитель
(продавец) товара (услуги)

Формирование отпускных (розничных) цен организации

3. Расширенная трактовка механизма ценообразования

И. В. Липсиц[18]

Совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен (под воздействием множества экономических и иных
факторов), протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов при регулирующей
роли государства

Органы государственного управления, производители (продавцы)
товара (услуги)

1. Формирование системы цен и отдельных их видов, а также системы методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения

2. Формирование отпускных (розничных) цен организации

Существующие подходы к трактовке экономической сущности механизма ценообразования значительно отличаются друг от друга. Основные расхождения авторов заключаются в трактовке источника возникновения механизма ценообразования, субъекта управления, целевой направленности, места механизма ценообразования в процессе формирования отпускных цен, взаимосвязи механизма ценообразования и ценовой политики (таблица 3).

На наш взгляд, ценовая политика призвана обеспечить достижение организацией главной цели ее функционирования – получение целевой прибыли на вложенный капитал – при выполнении поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств. Таким образом, система целевых установок, возложенная отечественными организациями на ценовую политику, включает элементы, представленные в таблице 4. Уровень достижения поставленных организацией на рынке целей ценовой политики является критерием оценки эффективности ее реализации.

Таблица 3

Сравнительный анализ существующих подходов к трактовке взаимосвязи неновой политики и механизма ценообразования

Трактовка свойства

Представители подхода

Следствия принятия подхода

Признание первичности ценовой политики

Д. Ямпольская[19], Д. Окладников[20]

Ценовая политика рассматривается как деятельность организации по разработке управленческих решений в области формирования цен, их изменения и контроля их эффективности; механизм ценообразования - как процесс изменения цены на рынке под воздействием различных факторов при участии различных субъектов

Признание первичности механизма ценообразования

Ю. Д. Пастернак[21], А.Деева[22]

Ценовая политика организации рассматривается как составляющий элемент механизма ценообразования


Таблица 4

Характеристика целей ценовой политики[23]

Цепь ценовой политики

Критерий оценки эффективности ценовой политики

1

2

Получить целевую прибыль на вложенный капитал

Рентабельность активов организации

Выполнить поставленные производственные задачи (обеспечить установленные цены, рентабельность и объем поставок продукции на внутренний и внешние рынки, а также темп роста объемов производства и реализации)

Цены, рентабельность продукции, объем поставок продукции на внутренний и внешние рынки; темпы роста объемов производства и реализации

Продолжение таблицы 4

1

2

Выполнить возложенные социальные обязательства (обеспечить директивно установленный уровень оплаты труда персонала и темпы его роста, налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, создания новых рабочих мест и поддержания занятости)

Уровень оплаты труда персонала и темпы его роста; величина налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды; количество созданных рабочих мест.

Формирование ценовой политики должно обеспечиваться реализацией следующих принципов: интегрированности с общей системой управления организацией, системности и функциональной дополнительности, сложной целевой ориентированности, социальной ориентированности, гибкости, открытости, обоснованности, динамичности, результативности[24].

1.2. Процесс формирования цен

Процесс формирования окончательной отпускной цены происходит поэтапно, то есть осуществляют следующее:

  • анализ ценообразующих факторов, в том числе анализ объема и качественных характеристик имеющихся в распоряжении организации производственных ресурсов, оценку собственных издержек, оценку спроса, анализ издержек, цен и предложений конкурентов, учет государственного влияния на ценовую политику организации и отрасли в целом[25];
  • выбор метода ценообразования и формирование первоначальной цены;
  • выбор определенной динамики исходной цены товара, направленный на достижение поставленной цели в рамках планируемого периода, – разработку ценовой стратегии (повышающей уровень цен; снижающей уровень цен; принимающей уровень цен на рынке) [26];
  • реализацию ценовой стратегии – рыночную корректировку цены (формирование окончательной отпускной цены товара);
  • оценку эффективности реализации товара по установленной цене – анализ достижения поставленных целей – получения запланированной целевой прибыли, выполнения поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств[27].