Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что цена в условиях рыночной экономики – важнейший экономический фактор рыночной среды деятельности предприятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. В условиях рыночной экономики ценообразование является важнейшим элементом стратегии компании и инструментом повышения ее конкурентоспособности. Эффективность ценовой политики компании, или, иными словами, принципы, которых организация придерживается при формировании цен на товары, работы и услуги, напрямую влияет на результаты и перспективы деятельности компании. Для России и других государств, где рыночная экономика все еще находится в стадии формирования, а опыт управленческих решений в области ценовой политики весьма скромен, жизненно необходимо теоретическое ознакомление и практическое использование опыта стран с развитой рыночной экономикой, осознание перспектив развития ценообразования и ценовой политики в разных условиях и ситуациях.
Именно поэтому проблема формирования эффективной ценовой политики на уровне предприятия в условиях конкурентной среды является одной из наиболее актуальных проблем экономики предприятия, в числе которых ОАО «Глория Джинс».
Цель работы – провести анализ практики ценообразования в ОАО «Глория Джинс» и разработать рекомендации направленные на ее совершенствование.
Задачи работы:
- изучить сущность формирования ценовой политики и механизма ценообразования предприятия;
- исследовать процесс формирования цен на предприятии;
- исследовать практику ценообразования в ОАО «Глория Джинс»;
- предложить рекомендации по совершенствованию процесса ценообразования в ОАО «Глория Джинс».
Объект исследования – ОАО «Глория Джинс».
Предмет исследования – процесс ценообразования в торговом предприятии.
Научно-методическая основа работы. При написании работы были использованы учебные пособия, материалы периодической печати и методические работы следующих авторов: А.Баздникова, В.Герасименко, И.Гладких, И.Липсица, Д.Окладникова, Д.Ямпольской и др.
Методы исследования, используемые в работе: сравнения абсолютных и относительных величин, табличный.
В качестве источников информации были использованы результаты наблюдений, данные статистической отчетности, открытые публикации предприятия ОАО «Глория Джинс» и его конкурентов.
Глава 1. Теоретические аспекты ценообразования на
предприятии
1.1. Ценовая политика и механизм ценообразования: сущность и
формирование
Формирование и реализация ценовой политики организации является одним из наиболее сложных и трудно формализуемых элементов деятельности. Она должна быть сформирована таким образом, чтобы установленные цены, с одной стороны, обеспечивали организации получение целевой прибыли, а с другой – соответствовали ожиданиям потребителей, и при этом обеспечивалось выполнение поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств. Эффективность реализации ценовой политики зависит от различных факторов, в том числе и от способности организации разработать гибкий механизм ценообразования[1].
В экономической литературе существует четыре основные точки зрения на экономическую сущность ценовой политики организации, характеристика которых представлена в таблице 1.
Таблица 1
Существующие трактовки ценовой политики предприятия
Характеристика трактовки |
Представители подхода |
Недостатки подхода |
1 |
2 |
3 |
Трактовка ценовой политики как совокупности целей организации, которых она пытается достичь, формируя цены на |
1. Отождествляет ценовую политику с целями деятельности организации 2. Отсутствует указание на то, каким образом эти цели будут достигнуты |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Трактовка ценовой политики как совокупности принципов, стратегий и методов ценообразования, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свою продукцию |
И. В. Липсиц[4], Д. Ямпольская[5], Д. Окладников[6], А.Баздников[7] |
1. Характеризует отдельные этапы формирования ценовой политики 2. Ряд представителей подхода отождествляют принципы ценовой политики с принципами ценообразования |
Трактовка ценовой политики как деятельности, касающейся принятия управленческих решений по установлению и корректированию уровня цен для достижения поставленных целей |
Не уточняется, на каком основании принимаются указанные управленческие решения |
|
Трактовка ценовой политики как совокупности мероприятий, направленных на выбор ценовой стратегии, методов ценообразования и методов корректировки и дифференциации цен для достижения поставленных целей |
Не уточняется, на каком основании разрабатываются указанные мероприятия |
В качестве целей ценовой политики организации рассматриваются только цели, связанные с ростом ее прибыли и достижением совокупности целевых рыночных показателей деятельности, в первую очередь маркетинговых, что не учитывает роли современных организаций как социальных институтов, а также изменение их целевых установок под воздействием мер государственного регулирования.
В экономической литературе представлено большое количество подходов к формированию ценовой политики организации, однако большинство из них являются слишком обобщенными, либо же сконцентрированы на разработке отдельных этапов ценовой политики. В то же время не предложен полный цикл формирования ценовой политики организации, предполагающий не только этапы формирования первоначальной и отпускной цены, но также этапы ее рыночной корректировки и оценки эффективности реализации.
Проведенное исследование существующих подходов к трактовке механизма ценообразования позволяет выделить три основные их группы (таблица 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ подходов к трактовке механизма ценообразования
Представители |
Сущность трактовки механизма ценообразования |
Субъект |
Следствие |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Макроэкономическая трактовка механизма ценообразования |
|||
Комплекс принципов и специально разработанных правовых норм ценообразования, системы методов, воздействующих на способ формирования цен, их |
Органы государственного управления |
Формирование системы цен и отдельных их видов |
|
2. Микроэкономическая трактовка механизма ценообразования |
|||
Процесс изменения цен на рынке под влиянием спроса и предложения |
Производители |
Формирование отпускных (розничных) цен организации; установление равновесных цен на рынке |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
Элемент механизма управления организацией, система связей в области методологии, методики и методов ценообразования |
Производитель |
Формирование отпускных (розничных) цен организации |
|
3. Расширенная трактовка механизма ценообразования |
|||
И. В. Липсиц[18] |
Совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен (под воздействием множества экономических и иных |
Органы государственного управления, производители (продавцы) |
1. Формирование системы цен и отдельных их видов, а также системы методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения 2. Формирование отпускных (розничных) цен организации |
Существующие подходы к трактовке экономической сущности механизма ценообразования значительно отличаются друг от друга. Основные расхождения авторов заключаются в трактовке источника возникновения механизма ценообразования, субъекта управления, целевой направленности, места механизма ценообразования в процессе формирования отпускных цен, взаимосвязи механизма ценообразования и ценовой политики (таблица 3).
На наш взгляд, ценовая политика призвана обеспечить достижение организацией главной цели ее функционирования – получение целевой прибыли на вложенный капитал – при выполнении поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств. Таким образом, система целевых установок, возложенная отечественными организациями на ценовую политику, включает элементы, представленные в таблице 4. Уровень достижения поставленных организацией на рынке целей ценовой политики является критерием оценки эффективности ее реализации.
Таблица 3
Сравнительный анализ существующих подходов к трактовке взаимосвязи неновой политики и механизма ценообразования
Трактовка свойства |
Представители подхода |
Следствия принятия подхода |
Признание первичности ценовой политики |
Ценовая политика рассматривается как деятельность организации по разработке управленческих решений в области формирования цен, их изменения и контроля их эффективности; механизм ценообразования - как процесс изменения цены на рынке под воздействием различных факторов при участии различных субъектов |
|
Признание первичности механизма ценообразования |
Ценовая политика организации рассматривается как составляющий элемент механизма ценообразования |
Таблица 4
Характеристика целей ценовой политики[23]
Цепь ценовой политики |
Критерий оценки эффективности ценовой политики |
1 |
2 |
Получить целевую прибыль на вложенный капитал |
Рентабельность активов организации |
Выполнить поставленные производственные задачи (обеспечить установленные цены, рентабельность и объем поставок продукции на внутренний и внешние рынки, а также темп роста объемов производства и реализации) |
Цены, рентабельность продукции, объем поставок продукции на внутренний и внешние рынки; темпы роста объемов производства и реализации |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
Выполнить возложенные социальные обязательства (обеспечить директивно установленный уровень оплаты труда персонала и темпы его роста, налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, создания новых рабочих мест и поддержания занятости) |
Уровень оплаты труда персонала и темпы его роста; величина налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды; количество созданных рабочих мест. |
Формирование ценовой политики должно обеспечиваться реализацией следующих принципов: интегрированности с общей системой управления организацией, системности и функциональной дополнительности, сложной целевой ориентированности, социальной ориентированности, гибкости, открытости, обоснованности, динамичности, результативности[24].
Процесс формирования окончательной отпускной цены происходит поэтапно, то есть осуществляют следующее:
- анализ ценообразующих факторов, в том числе анализ объема и качественных характеристик имеющихся в распоряжении организации производственных ресурсов, оценку собственных издержек, оценку спроса, анализ издержек, цен и предложений конкурентов, учет государственного влияния на ценовую политику организации и отрасли в целом[25];
- выбор метода ценообразования и формирование первоначальной цены;
- выбор определенной динамики исходной цены товара, направленный на достижение поставленной цели в рамках планируемого периода, – разработку ценовой стратегии (повышающей уровень цен; снижающей уровень цен; принимающей уровень цен на рынке) [26];
- реализацию ценовой стратегии – рыночную корректировку цены (формирование окончательной отпускной цены товара);
- оценку эффективности реализации товара по установленной цене – анализ достижения поставленных целей – получения запланированной целевой прибыли, выполнения поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств[27].