Файл: «Единый социальный налог. Таможенная пошлина. Государственная пошлина. Другие федеральные налоги и сборы (водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на операции с ценными бумагами)».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика страховых взносов
1.2. Таможенные и государственные пошлины
2.1. Исчисление страховых взносов в 2017 году
Глава 3. Пути оптимизации страховых взносов, таможенных пошлин в Российской Федерации
3.1. Проблемы исчисления страховых взносов и пути их решения
Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг)[16].
В современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми[17].
Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей[18]. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они: обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины[19].
Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц[20].
Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска[21].
Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.
Выводы
Стрaховые взносы – это обязательные платежи на обязaтельное пенсионное страхование, обязательное мeдицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай врeменной нeтрудоспособности, в связи с матeринством, которые взымаются с организаций и физических лиц, для достижения главной цели: финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного страхования. Данные страховые взносы являются федеральными, и подлежат обязательной уплате на всей территории Российской Федерации. К плательщикам страховых взносов относятся: работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица без статуса индивидуального предпринимателя) и лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (перечень не исчерпывающий).
Таможенные пошлины – это обязательные платежи, которые взыскивают представители таможенных органов при перемещении товаров через таможенную границу; это составляющие таможенных платежей, которые подразделяются на импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) пошлины. Импортные таможенные пошлины взимаются в связи с ввозом иностранного товара в страну, а экспортные – в связи с вывозом отечественного товара на территорию других стран. Таможенные пошлины помогают провести торговую политику внутри государства с устойчивым ростом экономики и развивать дальнейшее сотрудничество с другими странами.
Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг).
Глава 2. Анализ страховых взносов, таможенных пошлин в России на современном этапе развития экономики
2.1. Исчисление страховых взносов в 2017 году
В 2017 г. произошел ряд глобальных изменений в Налоговом и Гражданском Кодексе Российской Федерации, претерпели изменения достаточно большое количество законов о взносах, а также подзаконных актов.
Реформа по преобразованию страховых взносов была подготовлена налоговой службой по прямому поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»[22]. Федеральная налоговая службы для исполнения указа Президента разработала специальный проект Дорожной карты – «Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование», меры по которому частично вступили в реализацию с марта 2016 г.[23]
Можно выделить следующие причины изменений страховых взносов: недостаточная эффективность фондов; недоимка денежных средств в бюджет; необходимость упрощения налогового администрирования; снижение налоговой нагрузки; возможность стимулирования экономики, по средствам реформирования ставок.
Ключевыми целями проведения такой реформы являются следующие предположения:
- снижение расходов за счет сокращения служб контроля;
- повышение качества проводимых проверок;
- значительное уменьшение количества сдаваемой отчетности;
- способствование увеличению собираемости социальных взносов[24].
В настоящее время в сложных экономических условиях фонды не справляются со своей прямой обязанностью. По мнению представителей налоговой службы РФ, согласно грядущим нововведениям можно дополнительно получить со страхователей не одну сотню миллиардов рублей[25].
Структура Федеральной налоговой службы на данный момент является одной из самых действенных в нашей стране, поскольку ее проверки никогда не проходят безрезультативно. Она может гарантировать четкое выполнение всех задач, которые поставлены реформой. Именно поэтому сбором социальных взносов займутся не кто иной, как представители ФНС России[26].
ПФ и ФСС сверяют данные с организациями и лицами, выплачивающими социальные сборы, чтобы в ближайшее время передать Федеральной налоговой службе полный перечень плательщиков взносов, базы данных застрахованных физических лиц и соответствующие акты сверки.
Такие мероприятия необходимы, прежде всего, для сопоставления и анализа размеров социальных выплат и налогов на доходы физических лиц. В том случае, если суммы выплат будут значительно отличаться, то по инициативе представителей ФНС может быть организована выездная или камеральная проверка. Инспекторы вправе проверить отчеты организации за три последних года, то есть с 2014 по 2016 г. Выявленную в ходе проверки недоимку организация будет обязана возместить[27].
С 1 января 2017 г. по страховым взносам введены изменения в кодах бюджетной классификации, отчетности и иные изменения, которые изменят работу бухгалтера. Отчетность по социальным взносам объединяет в себе платежи, которые платит организация в социальные фонды такие как: Фонд социального страхования (ФСС), Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Плательщиками страховых взносов в 2017 г. по-прежнему остались организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие вознаграждения гражданам, а также самозанятое население. В статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации раскрыт полный перечень плательщиков такого вида сборов[28].
Объектами обложения страховыми взносами являются выплаты тем гражданам, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного, социального, а также медицинского страхования. То есть под объектами понимаются: вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров или трудовых отношений; вознаграждения по договору авторского заказа в пользу самого автора; выплаты и вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведение науки, литературы, искусства, договорам лицензии[29].
Облагаемой базой, как и прежде, считается каждый месяц отдельно по каждому работнику нарастающим итогом с начала года. Но чиновники предлагают внести некоторые коррективы относительно самого расчета базы. На одном из заседаний, главой Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным, было предложено отказаться от применения предельной базы для начисления, действующей на данный момент, а именно взносы в ПФР и ФСС ограничены пределами для начисления – 796 000 и 718 000 руб. соответственно. В случае утверждения данных коррективов, социальный страховой сбор будет взиматься со всей суммы заработной платы, получаемой работником без каких-либо ограничений. На данный момент в ст.421 Налогового кодекса установлено, что размер соответствующей предельной величины базы для исчисления страховых взносов устанавливается ежегодно Правительством Российской Федерации[30].
Основной темой для обсуждения остаются лишь изменения ставок по взносам. По законодательству РФ изменения в законах, возможно ухудшающих положение налогоплательщиков, в обязательном порядке должны быть приняты и внесены минимум за 30 дней до наступления нового налогового периода[31].
На сегодняшний день основные тарифы страховых взносов и отчислений с заработной платы работников распределены следующим образом: ФСС – 2,9%; ПФР – 22%; ФФОМС – 5,1%. Суммарная ставка достигает 30%.
Согласно статье 425 НК РФ будут действовать следующие ставки: ФСС – 2,9 %; ПФР – 26 %; ФФОМС – 5,1 %. То есть суммарная ставка достигнет уже 34 %, вместо ранее действовавшей ставки – 30 %. Однако на 2017-2018 годы установлены ставки на уровне применяемых в 2016 г.: ФСС – 2,9 %; ПФР – 22 %; ФФОМС – 5,1%.
Уровень ставки по страховым взносам значительно воздействует на динамику финансовой активности в стране, вследствие чего данный инструмент экономики можно применить для стимулирования экономического роста. С такой целью была предложена инициатива снижения ставки в ходе реформы социальных взносов на 2,5-3 %, которую поддержал Владимир Владимирович Путин. Как предполагают эксперты, по итогам такого реформирования ставки российская экономика в ближайшем будущем станет более привлекательной для инвесторов.
Следует отметить, что Дорожная карта не предусматривает отмену отчетности в фонды, поскольку они будут продолжать вести персонифицированный учет[32].
Итак, с началом 2017 г. в РФ произошли изменения по переходу к социальным взносам, которые заменят действовавший с 2010 г. порядок. Страховые взносы в 2017г. переданы для администрирования в налоговые органы. Эти изменения основаны на внесении дополнений и корректировок в примерно 5 десятков нормативно-правовых актов налогового, гражданского, пенсионного и ряда других областей законодательства[33].