Файл: «Единый социальный налог. Таможенная пошлина. Государственная пошлина. Другие федеральные налоги и сборы (водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на операции с ценными бумагами)».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика страховых взносов
1.2. Таможенные и государственные пошлины
2.1. Исчисление страховых взносов в 2017 году
Глава 3. Пути оптимизации страховых взносов, таможенных пошлин в Российской Федерации
3.1. Проблемы исчисления страховых взносов и пути их решения
Нововведения упростят налоговое администрирование, посодействуют повышению собираемости взносов, возможно, снизят налоговую нагрузку. На наш взгляд, вводимые новшества являются положительными сигналами для развития бизнеса и стимулирования экономики страны.
При этом предлагаемая реформа несет в себе определенные риски.
Ее применение приведет к безадресному принципу действия страховых взносов, что непосредственно будет отражаться на общей эффективности механизма администрирования страховых взносов и системе налогообложения в России.
2.2. Анализ таможенных пошлин
Таможенные пошлины являются важной частью системы формирования дохода бюджета России[34].
В 2016 г. произошли изменения ставок ряда товаров - от нефтегазового оборудования до овощей. В связи с тем, что многие овощи и корнеплоды выращиваются в малых количествах или не произрастают в нашей стране вообще, но имеют большой спрос и популярность среди покупателей, коллегией ЕЭК было принято решение о снижении ряда адвалорных ставок таможенных пошлин. С 2016 г. сроком на год снижены ставки на брокколи и цветную капусту с 11 - 13 до 5%. На пять лет понижена до 5% пошлина на ввоз брюссельской капусты, а импорт фисташек, фиников и сушеного винограда производится по ставке 0%. По некоторым другим продуктам питания, например, креветки и какао, также произошли изменения ставок таможенных пошлин.
Таможенные пошлины - это важная составляющая государственного бюджета Российской Федерации[35]. Но с каждым годом мы наблюдает спад процентного содержания таможенных пошлин в бюджете РФ (табл.1).
Таблица 1
Процентное содержание таможенных платежей в бюджете Российской Федерации за 2012-2016 гг.
Год |
Всего таможенных платежей |
Всего бюджет РФ |
||
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
|
2012 |
5738,6 |
44,6 |
12855,5 |
100 |
2013 |
5696,3 |
43,7 |
13019,9 |
100 |
2014 |
6461,3 |
44,5 |
14496,8 |
100 |
2015 |
4618,2 |
33,8 |
13659,2 |
100 |
2016 |
4360,5 |
32,4 |
13438,3 |
100 |
Исходя из аналитических данных, можно сделать вывод, что таможенные платежи составляют около 40% от всех доходов в бюджет РФ. Но по данным 2015 – 2016 гг., мы наблюдаем значительное снижение таможенных платежей. На такое изменение повлияла зависимость курса доллара к рублю и введения санкций против России.
Существует два вида пошлин, на импорт и экспорт, которые составляют внешнеторговый оборот[36].
Экспортные пошлины формируют до 70% всех таможенных платежей в пользу России, в то время как импортные пошлины создают 0,4% всех платежей.
Снижение в сфере таможенных выплат происходит в связи с:
- падением цены на нефть. Не смотря на то, что нефть в основном вывозится из России, падение цены отрицательно сказывается на экономике, как субъектов, так и России в целом;
- падение промышленного уровня. Динамика падения промышленного оборота наблюдалась с 2014 г. и по сегодняшний день наблюдается спад в производстве и закрытие крупных промышленных заводов;
- уменьшение роста ВВП. В 2015 г. показатель ВВП ушел в отрицательное значение.
На сегодняшний день внешняя политика претерпевает значительные изменения и развитие, особенно это актуально в отношениях со странами СНГ. После создания Таможенного союза, лидеры не раз говорили о следующем шаге интеграции стран СНГ, а именно создание Евразийского союза, что и произошло в 2016 г. Все эти изменения влияют на объем ввозимых и вывозимых товаров, а значит и на объем налогов. Страны стараются заполнить рынок своими товарами[37]. Согласно данным ФТС России в общем объеме импорта и экспорта ведущее место занимают страны Дальнего зарубежья, в то время как страны СНГ составляют одну треть от общего объема[38].
Исходя из данных ФТС, структура импортируемых и экспортируемых товаров за последние годы выглядит единообразно. В большом объеме вывозятся: удобрения, продукция военно-промышленного комплекса, железнодорожный транспорт, продукты неорганической химии.
Выводы
С началом 2017 г. страховые взносы в 2017г. переданы для администрирования в налоговые органы.
На сегодняшний день основные тарифы страховых взносов и отчислений с заработной платы работников распределены следующим образом: ФСС – 2,9%; ПФР – 22%; ФФОМС – 5,1%. Суммарная ставка достигает 30%. Согласно статье 425 НК РФ будут действовать следующие ставки: ФСС – 2,9 %; ПФР – 26 %; ФФОМС – 5,1 %. То есть суммарная ставка достигнет уже 34 %, вместо ранее действовавшей ставки – 30 %. Однако на 2017-2018 годы установлены ставки на уровне применяемых в 2016 г.: ФСС – 2,9 %; ПФР – 22 %; ФФОМС – 5,1%.
Таможенные пошлины являются важной частью системы формирования дохода бюджета России. Таможенные платежи составляют около 40% от всех доходов в бюджет РФ. Но по данным 2015 – 2016 гг., мы наблюдаем значительное снижение таможенных платежей. На такое изменение повлияла зависимость курса доллара к рублю и введения санкций против России.
Глава 3. Пути оптимизации страховых взносов, таможенных пошлин в Российской Федерации
3.1. Проблемы исчисления страховых взносов и пути их решения
Через расчеты по социальному страхованию осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения. Вопросы социальных страховых взносов в настоящее время достаточно злободневны и имеют ряд нерешенных задач.
В результате обобщения и анализа изученных материалов были выявлены следующие проблемы в области регулирования страховых взносов:
1. Несмотря на значительную долю страховых взносов, поступающих в консолидированный бюджет РФ, и ее увеличение от года к году, государство не может в полной мере реализовать меры социальной политики в условиях экономического кризиса.
2. Высокие тарифы страховых взносов на обязательное страхование после 2018 г. станут еще выше в части обязательного пенсионного страхования, что противоречит мировой практике по размерам страховых взносов и распределению их между работодателем и работником.
3. Индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, уравнены в обязанностях с организациями, хотя масштабы их деятельности в массе своей ниже, чем у организаций[39].
4. Для индивидуального предпринимателя установлены дополнительные фиксированные страховые взносы на обязательное страхование, помимо страховых взносов по выплатам физическим лицам – работникам, что, по формальным признакам, является двойным обложением взносами.
5. Установление фиксированных страховых взносов для индивидуального предпринимателя не проистекает из установленного в соответствии с Налоговым кодексом РФ порядка расчета и уплаты страховых взносов на обязательное страхование. Приходится обращаться для уточнения ситуации в юридическую, аудиторскую фирму или к научным аргументам.
6. Самозанятое население уравнено в обязанностях с индивидуальными предпринимателями в части фиксированных страховых взносов на обязательное страхование, хотя регистрация в качестве индивидуального предпринимателя у них отсутствует.
7. Фиксированные платежи для самозанятого населения не установлены Налоговым кодексом РФ.
8. Сохранение тарифов страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не проистекает из установленного в соответствии с Налоговым кодексом РФ порядка расчета и уплаты страховых взносов на обязательное страхование. Приходится обращаться к другому федеральному закону[40].
Пути решения указанных проблем лежат в сфере деятельности государства, но в условиях экономического кризиса оно не располагает средствами для снижения бремени страховых взносов на обязательное страхование. Усиливающееся экономическое расслоение в обществе, рост незанятого населения, насущные социальные проблемы вынуждает государство не только сохранять высокий уровень тарифов страховых взносов на обязательное страхование, но и увеличивать их. В этой связи решение отдельных проблем страховых взносов можно свести к деятельности самого плательщика, т. е. рассматривать их на микроуровне. Оптимизировать страховые взносы на обязательное страхование для плательщика в условиях кризиса стало насущной задачей, но все действия его по снижению страховых взносов должны быть легитимны.
Предложим способ снижения страховых взносов на обязательное страхование и определим условия его реализации, когда организация заключает гражданско-правовой договор на оказание услуг (выполнение работ) с индивидуальными предпринимателями (ИП) – большинством занятых в компании людей[41]. Эта мера широко распространена в практике ведения бизнеса в России. Благодаря ей, организация оптимизируют налоги и страховые взносы во внебюджетные фонды, но у работников организации зачастую применение данной схемы не оставляет выбора. При этом ИП переходят на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» или «доходы за вычетом расходов». Таким образом, организация-работодатель становится заказчиком услуг (работ). Условный средний ежемесячный доход ИП примем в расчетах как 20 000 руб.
Для оценки эффективности и целесообразности осуществления такой схемы оптимизации страховых взносов необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать положительные и отрицательные стороны этой ситуации для организации и ИП;
2) выявить ключевые проблемы для организации и ИП;
3) провести сравнительный анализ варианта налогообложения ИП, работающего в организации, и сотрудника в штате организации;
4) оценить положительные и отрицательные стороны альтернативной ситуации для организации и ИП;
5) найти оптимальный вариант для организации и занятых в ней людей;
6) сформулировать программу действий для организации и ИП, для организации и работника в штате.
Условиями реализации указанной схемы могут служить:
1) преимущества для организации: отсутствие обложения выплачиваемого физическому лицу – ИП вознаграждения страховыми взносами во внебюджетные фонды, включение в договор с ИП дополнительных условий, которые недопустимы в трудовых соглашениях, например, право организации на досрочное одностороннее расторжение договора с ИП в случае ненадлежащего оказания услуг (выполнения работ);
2) недостатки для организации: высокая вероятность оценки ее действий в описанной ситуации, как уклонения от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;
3) преимущества для ИП: обложение вознаграждения по ставке 6% при условии выбора налоговой базы «доход», а не по ставке 13% для налога на доходы физических лиц в случае выплаты, как сотруднику организации в штате; невозможность навязать ИП соблюдение определенного режима рабочего времени и отдыха; зачастую более высокая оплата работ (услуг), чем заработная плата;
4) недостатки для ИП: личный характер всех налоговых затрат и страховых взносов во внебюджетные фонды; обложение вознаграждения по ставке 15% единым налогом при условии выбора налоговой базы «доходы за вычетом расходов» при не существенности расходов; переложение бремени страховых взносов во внебюджетные фонды с организации на ИП; неустойка в случае расторжения договора по инициативе ИП, не позволяющая прекратить отношения с организацией без серьезных последствий; использование ИП технических средств компании на возмездной основе; неравномерность оплаты только за фактически выполненную работу; отсутствие пособий, выплачиваемых организацией; отсутствие отпусков и компенсаций за не использованный отпуск, иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством (обучение, командировки, получение травмы на производстве, обязательное социальное страхование) [42].