Файл: «Единый социальный налог. Таможенная пошлина. Государственная пошлина. Другие федеральные налоги и сборы (водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на операции с ценными бумагами)».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика страховых взносов
1.2. Таможенные и государственные пошлины
2.1. Исчисление страховых взносов в 2017 году
Глава 3. Пути оптимизации страховых взносов, таможенных пошлин в Российской Федерации
3.1. Проблемы исчисления страховых взносов и пути их решения
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что действующая налоговая система определяет уровень доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и в конечном итоге – темпы экономического развития государства. В этой связи особое значение приобретает максимизация использования возможностей налогообложения для реализации финансового потенциала Российской Федерации, определения перспектив совершенствования налоговой политики страны.
Цель работы – исследовать страховые взносы, таможенные и государственные пошлины в налоговой системе Российской Федерации и определить пути их совершенствования.
Для реализации цели в работе поставлены следующие задачи:
-
- исследовать сущность страховых взносов, таможенных и государственных пошлин;
- провести анализ современного состояния страховых взносов, таможенных пошлин в Российской Федерации;
- определить пути совершенствования страховых взносов и таможенных пошлин в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают страховые взносы, таможенные и государственные пошлины.
Объектом исследования являются налоги Российской Федерации.
Теоретической и методологической базой работы служат фундаментальные положения экономической науки, диалектический метод познания, эволюционно-системный подход к анализу экономических ситуаций, достижения отечественной и зарубежной теории и практики в области финансов и налогов.
Информационной и эмпирической базой исследования являются законодательно-нормативные, методологические, методические и инструктивные материалы; статистические данные налоговых, финансовых органов и органов статистики; данные периодических изданий; теоретические и практические материалы, содержащиеся в работах по налогообложению.
Методы исследования: сбор и обработка статистической информации, анализ, синтез, методы экономического анализа: сравнение, вертикальный и горизонтальный анализ, табличный метод.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Страховые взносы, таможенные и государственные пошлины как обязательные элементы налоговой системы Российской Федерации
1.1. Характеристика страховых взносов
С первого января 2017 г. вступила в силу глава 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) «Страховые взносы в Российской Федерации»[1] и, одновременно, утратил силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В этой связи под администрирование Федеральной налоговой службы России отдается порядок рaсчета и уплaты стрaховых взносов в ПФРФ, ФСС (исключение: взносы «на трaвматизм») и ФОМС[2].
Следует отметить, что налоговой правовой модели известны подобные обязательные платежи. С 2002 по 2010 г., согласно главе 24 НК РФ существовал единый социальный налог (ЕСН), который взимался для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также на медицинскую помощь, он составлял двадцать шесть процентов от фонда оплаты труда.
С первого января 2010 г. ЕСН был отменен, фактически вместо него появились обязательные страховые взносы в ПФРФ, ФСС, ФОМС. Теперь же данные страховые взносы будут взиматься в соответствии с нормами НК РФ налоговыми органами. Очевидно, это связано с тем, что деятельность налоговых органов по взиманию обязательных платежей намного эффективнее, нежели аналогичная деятельность названных внебюджетных социальных фондов[3].
Под стрaховыми взносами следует понимать обязательные платежи на обязaтельное пенсионное страхование, обязательное мeдицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай врeменной нeтрудоспособности, в связи с матeринством, которые взымаются с организаций и физических лиц, для достижения главной цели: финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного страхования[4].
Данные страховые взносы являются федеральными, и подлежат обязательной уплате на всей территории Российской Федерации.
Так как страховые взносы вводятся в законодательство о налогах и сборах, то необходимо четко определить все основные элементы обложения, а именно: субъекты; объекты; тарифы страховых взносов; порядок исчисления и сроки уплаты взносов; база для исчисления страховых взносов; суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами. Все это подробно регулирует глава тридцать четвертая НК РФ. На сферу администрирования обязательных социальных взносов будет распространяться и ряд общих положений налогового законодательства. Например, детальное регулирование нормами НК РФ порядка проведения камеральной и выездной проверки, будет распространяться и на проверку правильности расчета и уплаты обязательных страховых взносов[5].
К плательщикам страховых взносов относятся: работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица без статуса индивидуального предпринимателя) и лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (перечень не исчерпывающий). Данные лица, уплачивающие страховые взносы становятся участниками налоговых правоотношений наряду с налогоплательщиками и плательщиками сборов. А это значит, что при возникновении спорных вопросов, они могут ссылаться на пункт 7 статьи 3 НК РФ, закрепляющий принцип презумпции добросовестности налогоплательщика: при неустранимых сомнениях, противоречиях и неясности актов законодательства о налогах и сборах, они толкуются в пользу налогоплательщика (а теперь и плательщика обязательных страховых сборов). В Законе о страховых взносах такого положения не было, что, очевидно, лишало плательщика данных взносов дополнительной правовой защиты.
Очевидно, что у налоговых органов с 1 января 2017 г. также появились в свою очередь юридические рычаги властного воздействия на плательщиков обязательных страховых сборов. Так Федеральная налоговая служба России получит право приостанавливать операции по банковским счетам плательщиков страховых сборов, а также применять в необходимых случаях арест имущества данных лиц. В этой связи, передача контроля за уплатой обязательных страховых взносов налоговым органам обеспечит большую эффективность по их взиманию.
Также важно отметить, что письменные разъяснения плательщикам обязательных страховых взносов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах будут давать Министерство Финансов РФ, а также налоговые органы, которые обязаны информировать плательщиков об их правах и обязанностях[6]. До этого обязанность официального разъяснения по вопросам уплаты обязательных страховых взносов возлагалось на Министерство труда и социальной защиты РФ.
Статья 431 НК РФ закрепляет, что страховые взносы уплачиваются каждый по отдельность, в тот же срок, что существовал ранее, то есть не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены[7].
Тариф страховых взносов будет устанавливаться НК РФ следующим образом: на обязательное пенсионное страхование тариф составит 26 процентов; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, в пределах установленной предельной величины базы – 2,9 процента; те же отношения, но в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ – 1,8 процента; на обязательное медицинское страхование – 5,1 процент[8].
Положительно то, что одновременно с введением главы 34 в НК РФ, перечень налоговых правонарушений дополнится следующими: непредставление налоговой декларации расчета по страховым взносам (статья 119 НК РФ); грубое нарушение правил учета базы для исчисления страховых взносов (статья 120 НК РФ); неуплата или неполная уплата страховых взносов (статья 122 НК РФ); непредставление плательщиками страховых взносов налоговому органу сведений, которые являются необходимыми для осуществления налогового контроля (статья 126 НК РФ) [9].
Необходимо добавить, что привлечение организаций к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной ответственности за такие правонарушения как: нарушение срока предоставления расчета по страховым взносам (статья 15.5 КоАП РФ); нарушение порядка и сроков предоставления документов и (или) иных сведений в территориальные органы ФСС (статья 15.33 КоАП РФ); нapушения, установленные законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков предоставления сведений (документов) в органы ПФ РФ (статья 15.33.2 КоАП РФ) [10].
Таким образом, налоговые санкции в отношении организаций назначаются налоговыми органами, а меры административной ответственности в отношении их должностных лиц – территориальными органами государственных внебюджетных социальных фондов.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что налицо существенная модернизация порядка взимания обязательных страховых платежей в государственные внебюджетные фонды в рамках налогового правового механизма.
1.2. Таможенные и государственные пошлины
На сегодняшний день таможенные платежи, в частности таможенные пошлины, являются наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли. Они помогают рационально соотнести вывоз и ввоз товаров, валютных доходов и расходов, защищают от неблагоприятных воздействий иностранной конкуренции экономику Российской Федерации[11].
Торговая политика основана на таможенно-тарифных мерах, где в развитии национальной экономики ключевую роль играют ставки таможенных пошлин. Правильно выстроенная таможенная политика является основным и самым главным фактором стабильного роста внешнеэкономической деятельности. А таможенные пошлины являются экономическими регуляторами.
Таможенные пошлины – это обязательные платежи, которые взыскивают представители таможенных органов при перемещении товаров через таможенную границу; это составляющие таможенных платежей, которые подразделяются на импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) пошлины. Импортные таможенные пошлины взимаются в связи с ввозом иностранного товара в страну, а экспортные – в связи с вывозом отечественного товара на территорию других стран[12].
По своему характеру пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые и компенсационные. Сезонные вводятся для регулировки международной торговли сезонной продукции, в особенности сельскохозяйственной. Антидемпинговые помогают отечественным производителям, защищают их от иностранных конкурентов, которые ввозят похожие товары и мешают развивать, расширять производство в Российской Федерации[13]. И компенсационные вводятся на такие товары, на которые были выделены субсидии и которые опять-таки наносят ущерб российским производителям.
Следует отметить, что вывозная таможенная пошлина занимает самую большую долю в сумме таможенных платежей, что обусловлено сырьевой направленностью экспорта из Российской Федерации, так как наша страна богата природными ресурсами.
Таможенные пошлины помогают провести торговую политику внутри государства с устойчивым ростом экономики и развивать дальнейшее сотрудничество с другими странами[14]. Таможенная политика в целом – мощнейший рычаг, при поддержке которого правительство государства имеет возможность простимулировать подъем российского производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе[15].