Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2.Анализ франчайзинга в сфере торговли ювелирными изделиями «SKAZKA Natali Romanovoi» и «Золотой»

Магазин серебряных украшений «SKAZKA Natali Romanovoi» - это ювелирный бренд украшений из серебра 925°, созданный компанией с 20-ти летним опытом поставок серебряных украшений со всего мира на территорию России; и ювелирный магазин «Золотой» - это ювелирная сеть «585/Золотой», группа компаний, лидер на рынке ювелирных магазинов и ломбардов России.

Таблица 1

Критерии сопоставления условий франшиз в сфере торговли ювелирными изделиями

Критерии сопоставления франшиз

SKAZKA Natali Romanovoi

Золотой

Первоначальный взнос

отсутствует

200 тыс. руб.

Объем инвестиций

300-500 тыс. руб.

от 3 млн. руб.

Ставка роялти

отсутствует

17 тыс. руб.

Срок окупаемости

от 3-5 месяцев

от 22 месяцев

Требования к франчайзи

опыт предпринимательской деятельности; наличие средств для полного финансирования проекта;

готовность работать в соответствии с фирменными стандартами компании

Наличие в собственности либо в долгосрочной аренде ликвидного торгового помещения

Как заявляет «SKAZKA», вложения достаточно быстро окупаются из-за незначительной конкуренции и ценовой политики компании. Наценка составляет 100% от оптовой цены. Важным фактом является наличие единой ценовой политики в компании, что говорит о том, что франчайзер будет контролировать уровень цен.

В «Золотом» также подразумевается единое ценообразование, что является инструментом контроля. Приобретая эти две франшизы, франчайзи получает практически готовый бизнес, который постоянно раскручивается франчайзером за счет рекламы, бизнесстратегии, узнаваемости бренда. Покупатель франшизы инвестирует свои средства только в основном на аренду помещения, приобретение оборудования (причем в обоих случаях есть возможность приобретения оборудования по себестоимости), подбор персонала, товар в обоих случаях предоставляется по договору комиссии.


В компании «SKAZKA» в качестве еще одного инструмента дисциплинирования франчайзи выступает регулярное предоставление плановых и внеплановых отчетов главной компании. В компании «Золотой» для достижения высокого качества обслуживания и контроля франчайзи применяется регулярная система тренингов в учебном центре сети. Выгодные условия франшизы могут привлечь большое количество желающих, поэтому первая франшиза может быть более привлекательной. Это может повысить конкуренцию (особенно если речь идет о тех случаях, когда франчайзи действуют в одном городе или регионе) и риск разорения от конкурентов.

Глава 3. Перспективы развития франчайзинга в России

Решение большинства экономических проблем в России, на сегодняшний день требует совершенно новых экономических механизмов. Один из таких механизмов и есть франчайзинг. Можно сказать, что франчайзинг в наше время – это единственный известный инструмент, который реально позволяет повысить эффективность в малом бизнесе. Он также систематизирует основные возможности крупного и малого бизнеса[34].

В Росси существует множество экономических проблем в сфере франчайзинга. Они связаны с уточнением характерных определений и понятий, которые формируют представление о данном экономическом механизме.

Все проблемы, из-за которых развитие франчайзинга не получило достаточного масштаба в нашей стране можно характеризовать по различным причинам их формирования.

Выделяют:

• организационно-правовые проблемы;

• экономические проблемы;

• социально - психологические проблемы. Организационно-правовые проблемы.

Вообще франчайзинг является экономическим инструментом и его основные проблемы в большинстве случаев нужно искать в экономической сфере, но в России сдерживание функционирования франчайзинга существует, также и в правовой сфере. Данный вид проблем связан с отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России. Экономические проблемы. Франчайзинг – это экономический механизм, и для его нововведения необходимы соответственные экономические предпосылки развития, которые в России не формируются либо частично, либо вообще.

В такие проблемы можно включить:

• непостоянность в развитии экономики страны. Франчайзинг требует предсказуемость и стабильность экономики;


• отсутствие у многих предпринимателей - вероятных франчайзи - нужного стартового капитала для введения во франчайзинговую структуру;

• невозможное и сложное приобретение кредита, чтобы создать стартовый капитал.

Социально-психологические проблемы.

В них входят:

• отсутствие отечественной опытности и страх провала у субъектов франчайзинговой структуры - франчайзи и франчайзера;

• отсутствует должное уважение к собственности интеллектуального характера;

• боязнь франчайзи потерять собственное «лицо» и самостоятельность менеджера и предпринимателя.

Одно из ключевых мест, в сфере франчайзинговых проблем является образование как инструмент решения проблем в социально-психологическом аспекте. Она вызвана незначительной подготовкой в сфере франчайзинга предпринимателей малого бизнеса. Можно сказать, что рассмотренные проблемы нельзя сформулировать локально, так как они оказывают серьезное влияние и тесно взаимодействуют друг с другом. Экономические, организационно-правовые, социально-психологические и образовательные проблемы франчайзинга связаны между собой[35].

Решение проблем возможно только в системе (разрешение одной проблемы выявляет необходимость решения других проблем). Развитие франчайзинга и повышение его эффективности в России требует внесения поправок в законодательство.

Для них необходимость достижения следующих целей:

• Воспроизводство условий для конкурентной борьбы франчайзинговых структур с традиционно - сложившимся механизмом реализации товара.

• Создание удобств, для применения законодательных актов и для участников франчайзинговой подсистем.

• Обеспечение доступности для понимания франчайзинговой структуры и ее частей для органов контроля. Все эти цели тесно взаимосвязаны друг с другом.

Для осуществления приведенных выше целей нужно создать структуру законодательных актов, в которую должны быть включены:

• Федеральный закон РФ «О франчайзинге в Российской Федерации»;

• Гражданский кодекс Российской Федерации, который включает основные положения, по регулированию использования франчайзинга в России;

• Налоговый кодекс РФ и связанные с ним подзаконные акты и законы; • законы, которые регулируют ответственность за нарушение интеллектуальной собственности права на ее владение[36].

В данной системе необходимо создать и принять новый закон о франчайзинге, а в другие нормативные акты внести поправки.


В Гражданском кодексе Российской Федерации необходимо:

• введение определения и термина франчайзинга;

• выявление основных понятий и их типологии, таких как товар, франчайзер и франчайзи (объект франчайзинга и субъекты франчайзинга);

• определение типологии видов франчайзинга и особенностей их использования;

• включение определения франшизы (договор франчайзинга). За счет всех этих улучшений можно подвести как законодательство, так и терминологию к международной практике, что является значительным при формировании систем франчайзинга с привлечением иностранного капитала.

В Федеральный законе РФ «О франчайзинге в Российской Федерации» должны развиваться основные положения ГК РФ и включать в себя:

• основные определения и понятия, в том числе и франчайзинга, которому необходимо совпадать по своему смыслу и содержательно с аналогичным определением франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;

• определение роялти (на данный момент есть в Федеральном законе РФ «О соглашениях о разделе продукции», но имеет недостаточный для работы вид), франчайзинговых (паушальных) платежей, описаний рекламного фонда (минимальный процент, условия взноса и так далее) и других специфических понятий;

• в отдельности в разделах закона охарактеризовать специфику работы по каждому виду франчайзинга;

• порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ следует расширить)[37].

Таким образом, предприниматели будут иметь необходимые нормативные сведения для того, чтобы заключать договоры. И выбрав нужную схему работы, они смогут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров. Если нормативные акты будут учитывать франчайзинговые схемы, то смогут регулировать право интеллектуальной собственности и ответственность при ее нарушении.

Следует определить льготный режим налогообложения для участников франчайзинговых систем. Это обуславливается несколькими причинами: • практическим отсутствием в нашей стране значимых торговых марок и брендов, которые смогут привлечь потенциальных покупателей. Для создания данных брендов требуются огромные затраты.

Это уменьшает эффективность систем франчайзинга;

• увеличенными издержками франчайзи, где важное значение имеет роялти, также паушальные платежи и отчисления в централизованный рекламный фонд;

• необходимость соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.)[38].


Большинство проблем франчайзинга, помимо социально-психологических, связано с тем, что предприниматели слабо подготовлены в этой сфере, поэтому не могут выступить в качестве франчайзеров и работать в франчайзинговых системах как франчайзи. Главным решением этой проблемы является необходимость создания образовательной системы, позволяющей улучшить подготовку отечественных предпринимателей в индустрии франчайзинга.

Широкое образовательное направление в области франчайзинга возможно создать при помощи системы познавательных центров, которые должны располагаться во всех субъектах Российской Федерации. В данных центрах смогут пройти обучение потенциальные франчайзеры и франчайзи. Притом в начале создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для того, чтобы целенаправленно подготовить своих франчайзи и их сотрудников.

Чтобы лучше и глубже подготовить предпринимателей в сфере франчайзинга, следует ввести в учебные планы вузов конкретные учебные дисциплины и разделы по франчайзингу[39].

Если организовывать обучение и консультирование, то можно проводить их в учебноконсультационных центрах при помощи консультантов или предпринимателей.

Следуя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что для развития франчайзинга наша страна имеет достаточно большие возможности. Но для их реализации должны быть созданы определенные условия. Необходимо определить законодательную инициативу по разработке закона о франчайзинге и внесения конкретных поправок в связанные с ним законы и нормативные акты. Очень важно создать системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применять франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета, а также создать учебные и консультационные центры по франчайзингу, не только в больших мегаполисах, но и по всей Российской Федерации.

Заключение

Франчайзинг - способ организации коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие) договаривается с другим юридическим лицом – компанией, торгующей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания) будет вести свою коммерческую деятельность под именем такой фирмы или под ее брендом. Франчайзинг обеспечивает эффект взаимовыгодного сотрудничества франчазера и франчайзи в рамках купли-продажи франшизы.