Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Большой интерес среди предпринимателей России вызывает открытие своего бизнеса по системе франчайзинга, что дает многократное снижение инвестиционных рисков путем использования широко известной торговой марки и многократно апробированной и четко отлаженной технологии ведения бизнеса. А деньги, которые предприниматель платит за право использование бренда и технологии, на порядки меньше суммы, необходимой для создания и развития бизнеса «с нуля», что весьма важно в условиях ограниченности ресурсов для открытия своего дела и сложностей в финансировании бизнеса в нашей стране. Применение франчайзинга позволяет успешно создавать и развивать предприятия в масштабе страны и за рубежом.

Целью курсовой работы является исследование франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений, выявление перспектив его развития в России.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать понятие франшизы и франчайзинга;
  • рассмотреть механизм финансового взаимодействия участников системы франчайзинга;
  • провести анализ эффективности франчайзинга в сфере торговли ювелирными изделиями «SKAZKA Natali Romanovoi» и «Золотой».
  • Выявить перспективы развития франчайзинга в РФ.

Предмет исследования – франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.

Объектом исследования является развитие франчайзинга в России.

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию франчайзинга в России и за рубежом.

Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам функционирования франчайзинговых технологий ведения бизнеса. Сравнительный анализ теоретико- методологических подходов к проблеме франчайзингового бизнеса позволил выявить общие проблемы и подходы к данному феномену зарубежных авторов, рассмотреть эволюцию понятия «франчайзинг». Для изучения законов и нормативных актов, касающихся сферы франчайзинговых взаимоотношений, применялся комплекс формально-правовых методов.

Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.


Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы франчайзинга

1.1.Сущность франшизы и франчайзинга

Франшиза – объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. Иными словами, франшиза – это соглашение, заключаемое между франчайзи и франчайзером (определенной торговой группой). Оно позволяет Вам использовать бренд компании для развития своего бизнеса[1].

Для чего же нужна франшиза, если можно открыть новое предприятие без лишних затрат? Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет с наработанным имиджем, потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег[2].

Также использование франшизы выгодно для стабилизации и развития экономики, ибо франшиза дает тройной эффект:

•лицензиат может воспользоваться проверенными экономическими методами лицензиара;

•лицензиар закладывает прочный фундамент для работы своей компании;

•покупатели без перебоев получают товары и услуги гарантированного качества. Как и в любой сфере, без недостатков не обойтись: лицензиары стараются ограничить самостоятельность лицензиатов, так как договор франшизы составляет ее продавец, и он прописывает благоприятные для себя условия соглашения (выбор поставщиков регламентирует продавец франшизы, ограничивается сфера распространения услуг по франшизе и т.д.).

Франчайзинг - это использование философии бизнеса другого человека. Франчайзер гарантирует независимому пользователю право продавать продукцию, услуги, технологию или торговую марку в обмен на процент от ежемесячных доходов или на фиксированную оплату. Разные материальные и нематериальные ценности, такие как национальная или международная реклама, обучение персонала, и поддержка других услуг как правило производятся самим франчайзером. Договор обычно заключается на срок от 5-и до 20 лет, разрыв которого приносит нежелательные последствия франчайзи[3].


В сфере нынешнего бизнеса очень часто используется термин «франчайзинг», который помимо всего набирает большую популярность в качестве развития бизнеса и зарабатывания денег.

Франчайзинг является весьма привлекательной сферой для ведения бизнеса. Родоначальником современного франчайзинга стал основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер[4]. Его фирма, начиная с 1851 года, заключала с дистрибьюторами товара письменный договор, согласно которому передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории США[5].

В 1898 году франчайзинг испытал настоящий подъём, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство. Однако особую популярность франчайзинг стал приобретать в 1930-е годы в США. Это были первые сетевые бензоколонки, которые принадлежали независимым франчайзи. Франчайзинг может служить одним из факторов развития экономики[6].

В наши дни он становится все популярнее и интереснее для начинающих предпринимателей, так как поглощает многие риски на ранних этапах развития бизнеса. В России франчайзинг появился примерно в 1990-е годы, когда рухнул железный занавес и пришёл конец плановой экономике страны. С приходом рыночной экономики и иностранных компаний в российский сектор также пришёл и франчайзинг. В отличие от развитых стран, франчайзинг в РФ развивается неравномерно. Особенно учитывая затянувшийся кризис[7].

Понятие «франчайзинг» используется, чтобы описать бизнес модель, которая может подходить или не подходить под общее описание, указанное в первом абзаце. Как правило в договоре указывается определенная территория, на которой франчайзи осуществляет свою деятельность и где он будет поддерживаться франчайзером (всевозможное обучение, маркетинговые кампании)[8].

Примером франшизы и франчайзинга можно привести компанию Макдональдс. Покупка франшизы означает запуск нового ресторана. От франчайзи требуется огромный объем работы — от руководства процессом приготовлением пищи до принятия стратегических бизнес решений. При этом потребуются хорошие коммуникативные навыки и знания в самых разных областях, связанных с бизнесом и общественным питанием. Главное преимущество франшизы Макдональдс – это возможность использования всемирно известного и узнаваемого бренда, который знают и любят почитатели фаст фуда по всему миру.


Франчайзер обычно получает роялти от валовой выручки франчайзи. В таком случае франчайзи обязан выплачивать роялти независимо от уровня чистого дохода от бизнеса[9].

Отмена или разрыв договора о франчайзинге до завершения срока действия этого договора приводит к серъезным последствиям для франчайзи. В договоре как правило указано что в результате деньги теряет франчайзи, который использовал чужое имя, рекламу, материальные и нематериальные ценности привнесенные от франчайзера. [10]

В договоре должна быть упомянута возможность прекращения франшизы до окончания договора.[11].

1.2.Механизм финансового взаимодействия участников системы франчайзинга

Определение размера платежей и разработка механизма финансового взаимодействия в системе франчайзинга - сложная задачай, так как необходимо найти баланс интересов франчайзера и франчайзи. Финансовые взаимоотношения в системе франчайзинга являются важным для вычисления потоков, анализа показателей роста прибыли, эффективности, окупаемости вложений[12]. Направление и величина финансовых потоков целиком отражает достаточно сложную систему взаимоотношений франчайзера и франчайзи (Рис. 1).

Франчайзер как правообладатель торговой марки и «ноу-хау», предоставляет франчайзи, являющемуся независимым хозяйствующим субъектом, права на ведение дела под его торговой маркой и определенный набор услуг. Франчайзи, в свою очередь, предоставляет франчайзеру право контроля деятельности и берет на себя обязательства соблюдения установленных франчайзером стандартов качества товаров и услуг, а также технологии производственных и коммерческих операций, и своевременно выплачивать соответствующее вознаграждение, которое состоит из системы платежей.

Рисунок 1. Механизм взаимодействия участников системы франчайзинга[13]

Франчайзинговые платежи носят комплексный характер, но имеют разную экономическую природу, понимание которой, позволяет правильно определить виды и уровень платежей для конкретной системы франчайзинга с тем, чтобы не только обеспечить получение выгоды для каждой из сторон, но и уравновесить их финансовые обязательства и возможные риски.


Франшизная плата и роялти являются основным источником получения доходов франчайзера и формирования его прибыли. Понимание их взаимосвязи позволит определить величину платежей, обеспечивающую получение выгоды для каждой из сторон и уравновесить их финансовые обязательства и возможные риски. Франшизная плата (вступительный взнос, или паушальный платеж) – это единовременная первоначальная выплата за право ведения бизнеса[14].

Франчайзер под торговой маркой франчайзера на определенной территории, а также комплекс первоначальных услуг. Роялти - текущий платеж, выплачиваемый франчайзи за преимущества от участия в системе франчайзинга (известная торговая марка, снижение рисков и др). Роялти компенсируют франчайзеру упущенную выгоду (потерянную долю рынка) и возмещают затраты на создание, поддержание и развитие системы франчайзинга[15].

Франшизная плата и роялти имеют одинаковую экономическую природу. Их назначение одинаково - это одновременно плата за пользование интеллектуальной собственностью франчайзера и компенсация его средств и усилий функционирование системы. Экономический смысл этих платежей заключается в распределении прибыли франчайзи, полученной от использования торговой марки франчайзера, его ноу-хау и связанных с ними преимуществ, между франчайзи и франчайзером в согласованной пропорции[16].

Величина франшизной платы и величина роялти определяется одними и теми же факторами: страна происхождения системы франчайзинга; сфера деятельности; престижность товарного знака; конкурентоспособность бизнеса и его рейтинг; известность франшизы; размер компании; уровень конкуренции в отрасли; вид франчайзинга; срок действия договора франчайзинга; выгодность места расположения предприятия франчайзи и размер эксклюзивной территории содержание пакета первоначальных и текущих услуг[17].

Определяющее значение имеют сфера деятельности, престижность товарного знака, конкурентоспособность бизнеса и его рейтинг, известность франшизы, размер компании. Франшиза «McDonald’s», «Coca-cola», «Xilton», «General Motors» обойдется в несколько раз дороже, чем франшиза небольшой сети местного значения. Так, например, франшизная плата «McDonald’s» 500 $ тыс. за 20-летний контракт. В США величина этого взноса колеблется от 15 до 100 тыс.$, а в Великобритании от 5 до 500 тыс. фунтов стерлингов. При продаже пакета франшиз на освоение региона франчайзер предоставляет скидку на стоимость индивидуальной франшизы до 30%., цена же, предлагаемая субфранчайзером, на 10-15% выше цены прямой сделки с франчайзером.