Файл: Сетевая форма организации бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса

1.1. Понятие сетевой экономики, ее преимущества и недостатки

1.2. Сетевые структуры как элемент современной экономики

Глава 2. Анализ развития сетевой экономики в России

2.1. Специфика развития предпринимательских сетей в России:

2.2. Особенности формирования и развития кластерно-сетевых структур

Глава 3. Перспективы развития сетевой экономики в России

В кластерах II типа готовность к кооперации с конкурентами выше. Компании сотрудничают в рамках отдельных бизнес-проектов, осуществляют совместные программы обучения и повышения квалификации, обмениваются успешным опытом применения управленческих технологий. Рассматривая значимость взаимодействия между участниками кластера в повышении конкурентоспособности, а также сотрудничество с какими сторонами является в этом отношении наиболее важным, отметим, что предприятия представленных типы кластеров кардинально по-разному подходят к рассмотрению данного вопроса (рисунок 4).

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. В настоящее время, традиционная экономика (осязаемая) приобретает новую (неосязаемую) форму экономической деятельности, которая базируется на электронной среде, созданной информационным обществом. Современные технологии передачи информации позволяют сетевому способу экономических взаимоотношений стать общемировыми. Данная система экономических отношений уже получила название сетевой экономики. Повсеместное внедрение информационных технологий породило феномен сетевой экономики, одно из наиболее ярких проявлений которой – появление и быстрый рост рынков, так называемых сетевых благ. Вместе с тем, система сетевых экономических отношений подвержена влиянию ряда социально-экономических факторов, которые не благоприятно отражаются на развитии данных отношений. В этих условиях исследование условий, в которых существуют и развиваются сетевые отношения, как в национальной, так и в мировой экономике, представляется задачей актуальной и значимой.

Цель работы заключается в исследовании сетевой формы организации бизнеса и разработке рекомендаций по ее развитию.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

1) исследовать понятие сетевой экономики, выявить ее преимущества и недостатки;

2) исследовать сетевые структуры как элементы современной экономики;

3) выявить специфику развития предпринимательских сетей в России: институциональный подход и сетевые эффекты;

4) проанализировать особенности формирования и развития кластерно-сетевых структур;

5) определить пути развития сетевой экономики в России.

Объектом исследования выступают сетевые структуры в современной экономике.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе сетевой формы организации бизнеса.

Теоретической и методологической базой проведенного исследования являются труды ученых-экономистов, специалистов, материалы по развитию сетевого бизнеса, публикации в сборниках научных конференций.

В качестве методологической основы исследования использовались диалектический метод познания, общенаучные принципы системности и комплексности развития, методы сравнения и анализа причинно-следственных связей.

Информационной базой исследования являются материалы государственных органов статистики, статьи в научных журналах, статьи и официальные данные, опубликованные в сети Интернет.


Глава 1. Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса

1.1. Понятие сетевой экономики, ее преимущества и недостатки

На сегодняшний день понятие «сетевая экономика» не имеет однозначного определения.

Ситуация осложнена тем, что это понятие разные авторы трактуют по-своему. В. Н. Бугорский дает следующее определение: «Сетевая экономика – это традиционная экономика, помноженная на информационные ресурсы и технологии» [1]. В своем исследовании И. А. Стрелец определяет сетевую экономику следующим образом: «Сетевая экономика – это экономика, связанная с производством и распределением сетевых благ»[2]. Таким образом, одни авторы вкладывают в понятие сетевой экономики влияние информационных технологий и коммуникаций, другие авторы представляют ее как экономику, основанную на любых горизонтальных связях.

На наш взгляд, сетевая экономика представляет собой систему отношений между группами экономических субъектов различных отраслей, которые объединены с целью эффективного использования ресурсов и обеспечения конкурентных преимуществ. При этом совместное функционирование экономических субъектов обеспечивается информационными технологиями (в основном электронными).

Нельзя не заметить, что в настоящее время в сетевую экономику включены предприятия различных сфер экономической деятельности, к примеру, виртуальные предприятия, электронная коммерция, банкинг, дистанционное образование. То есть те предприятия, функционирование и эффективность деятельности которых зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий[3].

Субъектами системы являются сетевые предприятия и организации, которые имеют общий контроль, собственников или руководство с другой организацией и которые могут быть признаны на разумной основе любой третьей стороной, располагающей соответствующей информацией, частью национальной или международной сети[4].


Сетевые предприятия и организации производят и реализуют сетевой товар, что является объектом сетевых отношений. Основным сетевым товаром является информационные продукты и средства коммуникаций, которые обладают особенными свойствами по сравнению с традиционными товарами. В связи с этим, отметим, отличительную особенность рынков сетевых благ, которая состоит в том, что их полезность, для каждого потребителя возрастает по мере расширения круга лиц, потребляющих данный продукт[5]. В свою очередь, эта зависимость полезности товара от числа его потребителей является внешним сетевым эффектом. Следовательно, сетевые экономические отношения характеризуются тем, что особое значение приобретает не создание товара (услуги), а формирование сети по его продвижению, что является их отличительной чертой[6]. Важно отметить, что товар (услуга), распространяемый по сети, необязательно является эффективным, перспективным и высококачественным, но обязательно пользуется наибольшим спросом на данном рынке, так как новые клиенты рассчитывают на большой сетевой внешний эффект, связанный с такой покупкой. Причем даже из-за увеличения количества потребителей этого продукта этот эффект не ослабляется, а наоборот – усиливается, что делает этот продукт еще более привлекательней для новых потребителей[7].

Представим ряд преимуществ, которые получают экономические субъекты, участвуя в сетевых экономических отношениях:

1) расширенный доступ к информации для всех участников обмена;

2) условия для высокой степени приспособления фирм-производителей к изменяющемуся спросу;

3) доступ к электронной системе коммуникаций, позволяющая связывать спрос и предложение без посредников, что значительно уменьшает трансакционные издержки;

4) минимальные барьеры для вхождения на отраслевые рынки; отсутствие монополистического контроля над ценами со стороны крупных производителей.

Наряду с существующими преимуществами выделим основные условия функционирования экономических субъектов в системе сетевой экономики, оказывающих отрицательное влияние на развитие данных отношений. Среди них, условия ценообразования, защиты прав собственности, управления сетевыми структурами и доступ в сеть. В связи с этим, представим основные перспективные направления, от проработки которых будет зависеть дальнейшее развитие сетевых экономических отношений[8].


Во-первых, необходимы мероприятия по устранению влияния эффекта «ловушки» на процесс ценообразования[9]. Данный эффект объясняется тем, что затраты связанные с первоначальным подключением к системе заставляют потребителя оставаться в ней, несмотря на высокие тарифы. При этом, поставщик товара (услуги) может диверсифицировать товары (услуги) внутри своей системы, заключая серию краткосрочных контрактов и поддерживая при этом высокие цены на отдельные позиции.

Во-вторых, остается не решенной проблема защита прав собственности на произведенные товары (услуги) с помощью сетей. В своей работе В. Макаров и Г. Клейнер отмечают: «Существование нелегального бизнеса по распространению пиратских копий когнитивных благ объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации и тем самым – к более полному удовлетворению потребительного спроса. Видимо, уровень развития данного рынка находится пока на такой стадии, когда существование нелегального сектора является позитивным»[10].

Обратимся, к примеру, к условиям защиты прав собственности на блага, производимые предприятиями отрасли информационных технологий. Их суть заключается в том, что если программное обеспечение защищено производителем от несанкционированного распространения и использования, то одни потребители будут приобретать его легально, а другие постараются получить его нелегально. Вследствие сетевых внешних эффектов потребители, легально приобретшие программное обеспечение, тем не менее, заинтересованы в его нелегальном распространении[11].

Увеличение числа пользователей (как легальных, так и нелегальных) в силу действия сетевых внешних сетевых эффектов повышает потребление продукта на рынке и в конечном итоге увеличивает доходы производителей от его продажи[12]. Поэтому производители снижают степень защиты своего продукта. Таким образом, копирования технологии снижает входные барьеры, тем самым ослабляет заинтересованность в защите сетевых экономических отношений. Все это подводит к выводу о том, что необходима разработка мер, позволяющая защитить права собственности на сетевой товар (услугу). Данные мероприятия необходимо основывать на результатах анализа степени защиты сетевого товара (услуги) по таким показателям, как: скорость распространения сетевых внешних эффектов; степень монополизации отрасли; первоначальную оценку блага законопослушным потребителем; соотношение между законопослушными и прочими потребителями, то есть потенциальную готовность платить за благо[13].


В-третьих, для повышения привлекательности системы сетевых отношений, то есть включение в них широкого круга институтов требует проработки механизма функционирования с позиции технических и организационных средств сетевого управления. То есть, необходима не просто координация деятельности экономических субъектов участвующих в системе сетевой экономики, а инструментарий, направленный на повышение эффективности взаимодействий в рамках сети. Так как, использование в деятельности экономических субъектов информационных технологий и сетевых форм управления направлено на обеспечение их развития и повышение конкурентоспособности[14].

В-четвертых, нельзя не отметить появления социально-экономического неравенства, то есть экономические субъекты, кто имеет лучший доступ к сети и лучше адаптированы к ее особенностям, будут иметь преимущества над остальными субъектами вне сети[15]. Последствия данной ситуации заключаются в том, что более качественные товары независимых производителей будут вытесняться менее качественными, но агрессивно продвигаемыми в рамках мощной торговой сети. В связи с этим требуют разработки подходы к государственному регулированию сетевых экономических отношений, как на национальном, так и на международном уровне[16].

Таким образом, исследование показало, что функционирование экономических субъектов в сетевой экономике подвержено негативному влиянию определенных условий. Снижение отрицательного влияния данных условий является значимым для дальнейшего исследования закономерностей развития сетевых экономических отношений. Безусловно, сетевые экономические отношения несут в себе перспективу для повышения эффективности и инвестиционной привлекательность деятельности их участников.

1.2. Сетевые структуры как элемент современной экономики

Отмечая наличие и развитие сетевых форм взаимодействия де-факто, исследователи указывают на различную природу данного явления. Д. Подольны и К. Пейдж, рассматривая сетевые формы организации социально-экономической деятельности, отмечают их абсолютную новизну. С. И. Паринов рассматривает сетевую форму как результат социальной эволюции общинной формы жизнедеятельности людей[17]. Соглашаясь в определенной мере с указанными точками зрения, необходимо отметить более реальный подход к определению причин возникновения сетевых форм, предложенный Б. А. Ерзнкяном, В. А. Агафоновым. Данные авторы отмечают, что появление сетевых форм обусловлено реакцией на ограничения рыночных и иерархических форм организации социально-экономических отношений[18].