Файл: Рейтинговая система оценки состояния кредитных организаций.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕЙТИНГОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Роль рейтингов в развитии банков
1.2. Проблемы в формировании рейтингов банков
ГЛАВА 2. РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ БАНКОВ В РОССИИ
2.1. Развитие рейтинговой оценки коммерческих банков в России
2.2. Международные и российские рейтинговые агентства и их деятельность
2.3. Пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков
Проведенный анализ свидетельствует о том, что различия в методиках
оценки кредитоспособности коммерческих банков, а также в базе, используемой для расчета рейтинга, приводят к различным результатам ранжирования
коммерческих банков по степени их надежности. Один и тот же коммерческий
банк может быть отнесен как к наиболее высокой, так и к более низкой степени
кредитоспособности, в зависимости от рейтингового агентства, проводящего
оценку. Таким образом, можно отметить, что применяемые в настоящее время отечественные рейтинговые оценки имеют как положительные, так и отрицательные стороны (например, недоступность расчетов методики, отсутствие прогнозных оценок), в связи с чем их использование может привести к потенциальному несоответствию между фактическим состоянием коммерческого банка и уровнем, занимаемым им в рейтинге.
Выводы
В современной рыночной экономике объем информации настолько велик, что даже крупные фирмы не имеют достаточного ресурса для ее обработки. Поэтому существует спрос на независимые оценки риска компаний и ценных бумаг, среди которых важную роль играет рейтинговая продукция. Формированием рейтингов занимаются специализированные агентства, задачей которых является информационное посредничество, в том числе за счет поддержания рейтингов хозяйствующих субъектов, входящих в сферу активности агентства.
Модели рейтингов банков могут представлять интерес как для органов банковского надзора (в целях текущего мониторинга состояния банковской системы), так и для банков (в связи с возможностью использования внутренних рейтингов контрагентов при определении рисков). Следует также отметить растущий интерес к рейтингам со стороны государственных органов, вызванный
их использованием при проведении тендеров и аукционов.
Основными российскими рейтинговыми системами являются: Национальное рейтинговое агентство (НРА), Фирма «ИНЭКС», Журнал «Эксперт РА», РА АК&М, ИЦ «Рейтинг», Независимое национальное рейтинговое агентство Rus Rating. В своей основе все эти агентства используют качественные и количественные показатели, информационной базой для которых является финансовая отчетность коммерческого банка.
ГЛАВА 2. РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ БАНКОВ В РОССИИ
2.1. Развитие рейтинговой оценки коммерческих банков в России
Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков.
Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков.
Развитие фондового рынка, выход на него все большего числа промышленных предприятий, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов обозначают растущий потенциал для рейтингового бизнеса на развивающихся рынках, в том числе в России. В ситуации экономического роста и повышения странового рейтинга это дает мультипликативный эффект: экономические успехи приводят к повышению рейтинга, а рост рейтинга увеличивает приток инвестиций для развития. Однако имеется и обратный эффект, связанный, например, с показателями и деятельностью на фондовом рынке при неблагоприятной экономической обстановке. Поведение инвесторов в условиях неопределенности сильно зависит от краткосрочных новостных изменений. Ухудшение рейтинга дополнительно понижает рыночную стоимость, при этом заявление о возможном понижении также значительно ухудшает общий информационный фон и приводит к негативным последствиям для оценки
компании или банка. К тому же задержки при пересмотре рейтинга и любые сопутствующие проблемы также воспринимаются неоднозначно[18].
Можно наблюдать несколько волн роста интереса к рейтингам в России. На начальном этапе становления рыночных отношений рейтинги были данью мировой моде. Преобладали рэнкинги и их модификации. Важно понимать существенную разницу между понятиями рейтинга и рэнкинга. Последний является показателем в выборке или ранжировке и не несет в себе иной смысловой нагрузки и, что более важно, оценочной. Рейтинг представляет элемент собственной оценки по некоторым факторам, при этом рейтинг агентства имеет также прогнозирующую составляющую, что не присуще рэнкингу.
Изначально в России основными объектами рейтингования были банки в силу их большего регламентирования и потребности во внешних ресурсах. Определенным стимулом явился приход в страну международных рейтинговых
агентств и рейтингование ими России. Их возможности в ограниченной мере были востребованы вплоть до 1998 г., то есть до финансового кризиса, когда обанкротилась почти половина банков, в том числе имевших международные рейтинги и входивших в российский Тор-20.
Стимулом для дальнейшего развития рейтингования спустя три года послужили возможности зарубежных заимствований, в том числе для промышленных предприятий, в дальнейшем - получение инвестиционного рейтинга Россией. С 2003 г. до конца 2010 г. число субъектов, имеющих рейтинги международных агентств, выросло более чем в 3 раза и превысило 300 субъектов (банки, предприятия, регионы).
Российские агентства также играют значимую роль, но в своей нише. В связи с текущим кризисом рост числа рейтингуемых компаний возрос для тех агентств, которые получили аккредитацию, прежде всего при Министерстве финансов РФ. В силу этого рейтинги в условиях кризиса получили помимо кредитной составляющей существенную регулятивную функцию.
Более широкое и системное использование рейтингов, как упоминалось ранее, ограничивается малочисленностью хозяйствующих субъектов, имеющих рейтинги. В этих случаях могут применяться эконометрические модели рейтингов, использующие дистанционный анализ. Модели рейтингов могут представлять интерес для органов банковского надзора (в целях текущего
мониторинга состояния банковской системы), для банков (в связи с возможностью использования IRB-подхода, предложенного Базель-II), для розничного бизнеса и малых предприятий при построении скоринговых систем доступа.
Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков. Задачи работы: выявить роль рейтингов в развитии коммерческих банков; определить проблемы в формировании рейтингов банков; провести анализ развития рейтинговой оценки банков России; дать оценку деятельности международных и российских рейтинговых агентств; определить пути совершенствования рейтинговых оценок коммерческих банков.