Файл: Правовые основы организации нотариата (Система органов регулирования и контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Территориальный орган Росрегистрации в течение 10 дней после издания приказа о наделении нотариуса полномочиями или о прекращении полномочий направляет его копию в Федеральную регистрационную службу с сопроводительным письмом, содержащим сведения по форме реестра.

Включенным в реестр сведениям о нотариусе присваивается регистрационный номер, первые две цифры которого - номер субъекта Российской Федерации (номера субъектов РФ даются в приложении 2 к приказу Минюста России от 2 декабря 2003 г. № 306), третья и далее - порядковый номер записи при внесении сведений о нотариусе в реестр, при этом осуществляется сквозная нумерация независимо от года (например, 01/1, 35/1, 77/1). Регистрационный номер не может быть использован более одного раза.

В случае лишения нотариуса полномочий в судебном порядке информация об этом вносится в реестр [10].

В случае лишения нотариуса полномочий в судебном порядке информация об этом вносится в Реестр.

При изменении сведений о нотариусе, содержащихся в Реестре, территориальный орган Минюста РФ в субъекте (субъектах) Российской Федерации направляет указанную информацию в течение 10 дней со дня ее получения в Министерство юстиции РФ для внесения соответствующих изменений в Реестр.

Информация, содержащаяся в Реестре, является открытой. Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, составляет 10 дней со дня получения соответствующего запроса.

Нотариальные действия могут совершать не только нотариусы, но и иные лица, указанные в Основах законодательства РФ о нотариате.

В том случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные ст. 37 Основ законодательства РФ [11] о нотариате, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района (ч.4 ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате [12]).

При совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления руководствуются инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главам и местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденной приказом МЮ РФ № 256 от 27 декабря 2007 г. зарегистрирован в Минюсте России 27 декабря 2007 г. № 10832) [13][14].


Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Совершение нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений предусмотрено Основами законодательства о нотариате, действующим в настоящее время Консульским уставом СССР 1976 г.[15], а также Положением о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330 [16].

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата, является Министерство юстиции РФ (Минюст России), руководство деятельностью которой осуществляет Президент Российской Федерации (см. п. 1 Положения о Министерстве юстиции РФ) [17].

Функции по контролю и надзору в сфере нотариата осуществляет Федеральная регистрационная служба (см. п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, с изм. от 24 сентября 2007 г.) [18].

Федеральная регистрационная служба подведомственна Министерству юстиции РФ (см. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649, с изм. от 24 сентября 2007 г.) [19].

Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы (см. п. 4 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315, с изм. от 15 июня 2007 г.) [20].

Для представления и защиты интересов нотариусов, а также для оказания им помощи и содействия в развитии частной нотариальной деятельности создаются нотариальные палаты.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации. Система нотариальных палат состоит из региональных палат, образуемых в каждом субъекте Российской Федерации, и возглавляющей эту систему Федеральной нотариальной палаты.

Система органов, осуществляющих нормативно-правовое регулирование деятельности нотариусов, контрольные функции в сфере нотариата, а также представление и защиту нотариусов, занимающихся частной практикой, представлена на рис. 1. (см. Приложение, Рисунок 1[21]).

В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате[22] должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.


Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным и органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

При этом число нотариусов определяется безотносительно к их организационно-правовой форме - государственные либо занимающиеся частной практикой. Главное, чтобы оно не превышало общей численности нотариусов, установленной в данном округе. С 1993 г., т.е. в «переходный» период становления нотариата, в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате» от 11 февраля 1993 г. был установлен особый порядок занятия должности нотариуса, занимающегося частной практикой.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначался на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендации нотариальной палаты для занятия должности частного нотариуса не требуются.

Страхование деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, организуют Федеральная и региональные нотариальные палаты. Цель страхования - экономическая защита клиента от неправомерных действий нотариуса [23].

1.2 Лицензирование нотариальной деятельности

В соответствии со ст. 3 Основ нотариальная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Поэтому для назначения на должность нотариуса любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, должен получить в установленном порядке лицензию на право нотариальной деятельности. Порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности регулируется «Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности», утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 16 июля 2007 г. № 149 (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2007 г. № 9854) [24]. Требование о наличии лицензии на право нотариальной деятельности не распространяется на должностных лиц местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации, а также на тех, кому предоставлено право совершать нотариальные действия в исключительных случаях.


Федеральная регистрационная служба организует выдачу лицензий, а ее территориальные органы выдают лицензии на право нотариальной деятельности [25].

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии [26].

Лицензия на право нотариальной деятельности - документ, дающий право имеющему его лицу быть претендентом на замещение вакантной должности нотариуса и после успешного прохождения конкурса по замещению вакантной должности нотариуса заниматься нотариальной деятельностью.

Лицензия выдается соискателю на основе квалификационного экзамена,

который проводится соответствующей комиссией, создаваемой при территориальных органах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, с участием представителей нотариальной палаты [27]. Представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере нотариата, могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии.

К сдаче квалификационного экзамена, который проводится два раза в год, допускаются лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке, и прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой [28].

Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса: теоретический вопрос, задачу и задание по составлению нотариального акта [29].

Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса: теоретический вопрос, задачу и задание по составлению нотариального акта.


Перечень теоретических вопросов разрабатывается Федеральной нотариальной палатой и утверждается Федеральной регистрационной службой. Действующий в настоящее время перечень теоретических вопросов утвержден приказом Росрегистрации от 5 июля 2007 г. № 143. Тексты задач и заданий по составлению нотариальных актов разрабатываются и утверждаются квалификационной комиссией с учетом количества и тематики теоретических вопросов. Ответ экзаменуемого оценивается членами комиссии по каждому вопросу билета по десятибалльной системе. Экзамен считается сданным в случае получения экзаменуемым итогового балла по каждому вопросу билета не ниже семи.

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в апелляционную комиссию в месячный срок со дня вручения его копии лицу, не допущенному либо не выдержавшему квалификационного экзамена. Апелляционная комиссия образуется при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах [30]. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев с даты ее поступления в комиссию.

Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче, но не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией, если иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена не установлены законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Для сдачи повторного экзамена прохождения дополнительной стажировки не требуется.

Для получения лицензии гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен, обращается в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности.

За выдачу лицензии на право нотариальной деятельности взимается государственная пошлина, размеры и порядок взимания которой установлены главой 25.3 Налогового кодекса РФ [31].

В соответствии с подпунктом 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ [32] государственная пошлина уплачивается:

  • за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – в размере 300 рублей;
  • за предоставление лицензии - в размере 1000 рублей;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - в размере 100 рублей.

Результатом рассмотрения заявления является:

  • выдача лицензии на право нотариальной деятельности;
  • отказ в выдаче лицензии на право нотариальной деятельности.