Файл: Правовые основы организации нотариата (Система органов регулирования и контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Были также определены особенности системы органов регулирования и контроля, ответственность и гарантии нотариусов, финансовое обеспечение нотариусов.

Проблемы совершения нотариальных действий

Современный нотариат приобрел в жизни государства общества и личности особое значение, поскольку востребован в обширной и разнообразной по видовому составу, сфере правоотношений. В связи с этим, на первый план обосновано выдвигается проблема о правом статусе и правовой природе самого нотариата.

В научной литературе в связи с законодательной неопределенностью административно-правового статуса нотариата выдвигаются самые разнообразные версии об его юридической сущности и значении. При этом большинство авторских определений страдают высокой степенью абстрактности и подчеркиванием его правозащитной функции.

Нотариат это система государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации иными законами защиту прав и законных интересов граждан. [57] Аналогичным образом определяет нотариат И. Г. Черемных [58], Р. Л. Хачатуров [59].

Как отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических, о нотариате как правовом институте определяют нотариат Т. В. Зайцева, Р. Ф. Галеева, В. В. Ярков [60].

Имеются мнения о том, что нотариат выполняет функции органа управления. В связи с чем, необходимо возразить, что административный порядок защиты гражданских прав по своему характеру соответствует таким отношениям, которые основаны на подчинении одного субъекта другому [61].

Нотариальный же орган и нотариус не находится в особых отношениях с лицами, обращающимися за совершением нотариального действия, и не имеет никакой заинтересованности в исходе дела. Поэтому в литературе неоднократно отмечалось определенное сходство нотариальной формы не с административной, а именно с судебной формой защиты права [62].

Мы согласны с М. А. Треушниковым, который полагает, что правовая природа нотариата не управленческая, а правоприменительная [63].

Основные формы управленческой деятельности не имеют ничего общего с осуществлением нотариальных действий [64].

Г. Г. Черемных вообще исходит из определения сущности деятельности нотариата как отправление превентивного правосудия.

С этим мы не можем согласиться, поскольку разрешение юридических конфликтов не задача нотариата.


Именно правовой конфликт, не дошедший до стадии «спора», часто приводит гражданина к нотариусу с целью получения доказательства государственного признания его права. Правовой конфликт может выразиться не только во взаимоотношениях определенных лиц. Он наступает и в случае, если имеются иные реальные препятствия (либо угроза их возникновения) при осуществлении гражданских прав. На преодоление этих препятствий направлена, прежде всего, деятельность нотариуса по установлению фактов.

В литературе при сравнении судебной деятельности и нотариальной отмечается, что нотариальная процедура значительно упрощена по сравнению с судебной.

По нашему мнению нет никаких юридических оснований говорить о сходстве правого статуса судьи и нотариуса Закон РФ от 26.06.1992 № 3132–1 (ред. от 03.07.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» содержит ряд положений о критериях личности юриста для того, чтобы реализовать себя профессионально в должности судьи [65].

Специфика всего закона и его отдельных положений в целом обусловлена базовой юридической универсальной категорией единства судейского правого статуса (ст. 2 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-.1).

Введение категории единства в юридический оборот, в свою очередь, обусловлено общей единой профессиональной характеристикой всех судей, которая законом определена двояко:

  1. судьи с одной стороны названы носителями государственной судебной власти;
  2. с другой стороны они реализуют, по мнению законодателя, народное представительство в судебных органах.

Безусловно, статус судьи определен самим положением суда в системе органов государства. Именно наличие статуса носителя власти определяет, на наш взгляд, необходимость строгой законодательной регламентации всех элементов правого положения судьи, поскольку он является профессиональным участником властеотношений и разрешает в своей повседневной деятельности юридические конфликты, разных масштабов.

Закон РФ от 26.06.1992 № 3132–1» О статусе судей в Российской Федерации» в ст. 3 устанавливает, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.


Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом или арбитражным судом в порядке искового производства.

Кроме того, с одной стороны, сложившийся порядок рассмотрения нотариусом бесспорных дел в определенной степени оправдан и отвечает интересам граждан, чьи права и интересы подлежат немедленной защите [66].

Вместе с тем, требуется дальнейшее совершенствование нотариального законодательства, более подробное урегулирование, как общего порядка совершения нотариальных действий, так и их отдельных видов. Необходимым является законодательное закрепление стадий нотариального производства, тем более что в правовой литературе этот вопрос уже достаточно разработан [67].

Из неопределенности правового статуса нотариата следуют и другие проблемы.

Например, сложно обстоит юридическая сторона вопроса с исполнительной надписью нотариуса, которая, по сути, представляет собой распоряжение нотариуса о взыскании с должника причитающейся взыскателю суммы денег или имущества, учиненное на подлинном долговом документе.

Взыскание по исполнительной надписи нотариуса производится в бесспорном порядке. Это означает, что документ, на котором нотариусом совершена исполнительная надпись, предъявляется к исполнению непосредственно судебным приставам-исполнителям, без обращения в суд.

В соответствии со ст. 91 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» исполнительная надпись совершается при соблюдении двух условий [68].

Во-первых, исполнительная надпись может быть совершена только в том случае, если со дня возникновения права на иск не прошло более трех лет, а в связи с отношениями между предприятиями, учреждениями, организациями не прошло более года; если же для требования, по которому выдается исполнительная надпись, законодательством Российской Федерации установлен иной срок давности, исполнительная надпись выдается в пределах этого срока.

Во-вторых, представленные документы должны подтверждать бесспорность задолженности. Как правило, нотариус устанавливает бесспорность задолженности, основываясь на содержании представленных документов. Однако в случае совершения исполнительной надписи на договоре залога или закладной нотариус обязан известить залогодателя о предстоящем совершении исполнительной надписи.

Для этого нотариус направляет залогодателю соответствующее уведомление по адресу, указанному в договоре залога. Залогодатель имеет право в течение семи дней с даты получения указанного уведомления заявить свои возражения. При отсутствии возражений залогодателя требование залогодержателя считается бесспорным, если из содержания представленных документов или иных имеющихся у нотариуса данных не вытекает иное.


При отсутствии признака бесспорности нотариус отказывает в совершении исполнительной надписи.

Иными словами говоря, нотариус фактически дает оценку законности требования, содержавшегося в намерении обратившегося к нему клиента.

В связи с таким разнообразием исполнительных документов они, разумеется, нуждаются в классификации.

В научной литературе исполнительная надпись рассматривается как особый вид исполнительного документа, принятого внесудебным [69].

По нашему мнению, это не только некорректно, но и противоречит сущности правосудия как системы органов наделенных правом принуждения субъекта права к выполнению определенных законом обязательств.

Неопределенность правого статуса нотариата предопределила и проблему гражданско-правовой ответственности нотариуса за причинение вреда.

Нами имеется в виду то обстоятельство, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 1) не позволяют рассматривать деятельность нотариуса как оказание услуг, в связи, с чем на вопросы правового регулирования возмещения вреда законодательство о защите прав потребителей не распространяется.

Общие правила же ст. 1069 ГК РФ применимы только к нотариальной конторе государственного типа.

Нотариус, допустивший нарушение права граждан с нотариальной конторой находится в трудовых правоотношениях и предел его ответственности ограничен средним заработком. Частный нотариус вообще никой ответственности по вышеуказанным причинам не несет [70].

Таким образом, проблемы нотариально деятельности требуют правовую реформу нотариата. Изменения нотариата должны заключаться в следующем:

- ревизия нотариальных действий;

- исключить из компетенций нотариата часть полномочий, которые имеются сегодня, имеется в виду исключение совершения исполнительной надписи;

- частный нотариат определить как систему нотариальных органов, которые оказывают населению платные услуги.

Было отмечено и то, что статус судей в системе органов государства определен положением суда. Наличие статуса носителя власти говорит о необходимости строгой регламентации закона всех элементов правого положения судьи, так как он является профессионалом властеотношений и разрешает юридические конфликты различных масштабов в своей повседневной деятельности. Исполнительная надпись имеет вид исполнительного документа, который внесудебно принят, что не является некорректным, противоречивая правосудию как системе органов с наделением прав принуждения субъекта права к выполнению обязательств, которые определенны законом.


Гражданско-правовая проблема ответственности нотариуса за причинение вреда говорит о неопределенности в правом статусе нотариата, другими словами деятельность нотариата нельзя рассматривать как услугу согласно Основам законодательства РФ о нотариате, поэтому вопросы о правовом регулировании возмещения вреда не распространяются в законе о защите прав потребителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что российский нотариат является системой органов, занимающийся удостоверением бесспорных фактов и прав, свидетельств документов и выписки из них, документы принимают исполнительную силу. Нотариат выполняет и другие действия целью, которых является обеспечение защиты законных интересов и прав граждан, а также юридических лиц. Нотариат это отрасль законодательства, нормами которой является регулирование нотариальной деятельности. Регулируя деятельность нотариуса, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате строго очерчивает права, обязанности и ответственность нотариата. Права предоставляются нотариусу для того, чтобы он имел возможность выполнять свои обязанности в пределах своих прав.

В настоящее время российский нотариат представляет собой прямое продолжение многовековых социальных и правовых традиций создающих в целом институт нотариата. Нотариат находится в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов согласно ст.72 Конституции Российской Федерации, это означает, что субъекты РФ имеют право на издание своих нормативных актов по организации нотариата и нотариальной деятельности, имея соответствие с законодательством РФ о нотариате. Нотариусы, которые занимаются частной практикой или работают в государственных нотариусах, а также должностные лица, как консульских учреждений, так и органов исполнительной власти – все они работают в соответствии со своими полномочиями. Деятельность нотариуса заключается в охране и защите субъективных прав, оказывая содействие в реализации прав и интересов, в оформление сделок в соответствии с законодательством, а также удостоверение фактов, принятие мер по защите нарушенных прав в законом установленных случаях.

Нотариальная деятельность должна быть лицензирована. Лицо, имеющее лицензию, имеет право быть претендентом на замещение нотариуса (при наличии свободной вакантной должности) и если успешно пройден конкурс по замещению нотариуса (при наличии свободной вакантной должности), то можно заниматься нотариальной деятельностью. Соискателю выдается лицензия после сдачи квалификационного экзамена, который проводится определенной комиссией, которая создается при территориальном органе юстиции субъектов РФ в устанавливаемом Министерством юстиции РФ порядке.