Файл: Основные функции менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Стимулирование труда

4.Привлечение необходимых ресурсов и тд.

Таким образом, можно сказать о том, что цели и задачи являются важнейшими звеньями в менеджменте современных организаций.

Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены теоретические особенности изучения понятия и признаков организации, исследована сущность менеджмента, было выяснено, что менеджмент представляет собой совокупный механизм управленческой деятельности, все действия в этом управлении систематизированы и направлены на достижение определенных конкретных целей, помимо этого, были рассмотрены основные подходы в управлении организацией, среди которых особо можно выделить системный, ситуационный, процессный, а также изучены цели и задачи менеджмента.

К основным целям менеджмента относят маркетинговые, инновационные, инвестиционно-производственные и организационные. Задачи менеджмента также классифицируются исходя из направлений деятельности организации.

Глава 2. Функции и основные школы менеджмента

2.1.Функции менеджмента

Основоположником функций менеджмента современных организаций принято считать А.Файоля. Именно он в своих научно-практических трудах предложил основные принципы управления, которые в общем виде отображены на рисунке 6 [20,c.11]

Как можно заметить из рисунка 6., всего А.Файоль выделил 14 принципов управления, среди которых основными можно назвать:

1.Стабильность

2.Единство

3.Порядок и тд.

Рисунок 6 Принципы управления по А.Файолю

Впоследствии, данные принципы управления были переработаны и из них были выделены ключевые моменты управления, которые были названы как «функции управления». [7,c.36]

К основным функциям управления принято относить:

1.Прогнозирование

2Мотивация

3.Координация

4.Контроль

5Организация.

Схематично структура функций управления отображена на рисунке 7

Рисунок 7 Функции управления организацией

Рассмотрим подробнее каждую из этих функций и выясним, что она в себя включает.

1.Прогнозировние. Данная функция организации является обобщенным процессом возможных сценариев развития организации на основе уже имеющего опыта деятельности той или иной компании.


Для того, чтобы прогнозирование считалось успешным, необходимо рационально подходить к исследованию имеющихся статистических данных и грамотно строить прогнозы. Если сделанный прогноз в ближайшей перспективе себя полностью оправдывает, то можно говорить об эффективно деятельности экспертно-аналитических групп на предприятии.[8,c.22]

Планирование в управлении организации как социально-экономической системы и коллектива (человеческих ресурсов), действия которого сознательно координируются для достижения общей для всех цели или целей по определению программы и способов её выполнения. Схематично, основное значение планирования, как функции управления можно отобразить на рисунке 8.

Рисунок 8 Характеристика функции планирования

Как можно заметить из данных рисунка 8, в организации выделяют несколько видов планирования исходя из:

1.Степени полноты и достоверности

2.Степени ясности и однозначности планов

3.Степени непрерывности

Если же говорить об организации, как о функции менеджмента, то можно сказать о том, что она предполагает создание конкретной структуры по обеспечению выполнения планов и достижения цели. Важным аспектом этой функции является формирование коллектива (эффективных групп работников) и определение им конкретных заданий в соответствии со спецификой подразделений. [21,c.35]

Важнейшей функцией управления в современных организациях выступает функция мотивации. Для того, что сотрудники в организации выполняли свои должностные и функциональные обязанности качественно, их необходимо мотивировать и стимулировать. От того, насколько эффективен будет механизм мотивации зависит весь процесс деятельности внутри организации.

Чем выше будет уровень мотивации сотрудников на выполнение задания, тем качественнее будет выполнена работа. В качестве методик мотивации применяют денежные и неденежные направления.

Контроль в управлении часто подменяют понятием контроллинг. Контроль в управлении организацией имеет наряду со всеми вышеназванными функциями менеджмента важное значение.

Весь процесс деятельности в организации необходимо отслеживать и контролировать. В противном случае может нарушиться его целостность и сбиться эффективность.[9,c.5]

Таким образом, подводя небольшой итог можно сказать о том, что все функции менеджмента являются системообразующими в деятельности организации.


2.2.Основные школы менеджмента

Эволюцию взглядов на развитие зарубежного менеджмента можно проследить через призму основных школ менеджмента и учений ее представителей. Графически все школы менеджмента отображены на рисунке 9.

Рисунок 9.Основные школы управления

Ведущими теоретиками научного менеджмента в США являются ученые Ф.У. Тейлор и Г. Эмерсон, предложившие в начале XX в. свои оригинальные концепции., где было обозначено начало новых теорий. Позже вышли еще две их пространные работы, ставшие основополагающими для теоретиков менеджмента: «Принципы и методы научного менеджмента» Тейлора (1911) и «Двенадцать принципов производительности» Эмерсона (1912). По методологии подхода к управлению Эмерсон отличался от Тейлора.[10,c.69]

Супруги Фрэнк (1868–1924) и Лилиан (1878–1972) Гилбрет опубликовали две книги – «Изучение движения тела» (1911) и «Психология управления» (1916), где подчеркивалась важность связи между научным менеджментом и результатами социологических исследований. Данная теория впервые была опробована в ходе строительства одного из крупнейших конвейерных заводов Г. Форда в Детройте. Благодаря внедрению данного метода время строительства сократилось в четыре раза: вместо предполагаемых двух лет завод был готов уже через шесть месяцев.

Крупный вклад в теорию управления Анри Файоль внес, разработав «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы адмиʜᴎϲтративной теории. Им определены функции, принципы и элементы управления. В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Помимо Файоля, несомненный вклад в развитие школы внес М.Вебер, разработавший теорию бюрократии.[11,c.31]

Появление количественной школы — следствие применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров

В основу школы человеческих отношений положены достижения психологии и социологии. Большой вклад в развитие теории и практики человеческих отношений внес Э. Мэйо (1880 — 1949), утверждавший, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные отношения контроля.[12,c.12]


Изучая влияние различных факторов (условия и организацию труда, заработную плату, межличностные отношения и стиль руководства) на производительность труда, Э.Мэйо сделал вывод об особой роли человеческого фактора. Ему удалось создать социальную философию менеджмента (систему человеческих отношений).

Подведем итог по второй главе: в ней были изучены функции менеджмент, среди которых прогнозирование, мотивация, координация, контроль и организация. К основным школам менеджмента можно отнести административную школу, школу научного управления, школу поведенческих отношений и поведенческих наук, а также количественную школу управления.

Глава 3 Модели менеджмента и их сравнительный анализ

На сегодняшний день, принято выделять несколько основные моделей менеджмента, среди которых:

1.американская модель

2.японская модель

3.европейская модель.

Последняя модель условно классифицируется на несколько разновидностей, среди которых:

1.Британская

2.Французская

3.Шведская

4.Немецкая [13,c.127]

Европейские модели в последнее время начинают устаревать и постепенно перестают использоваться в процессе управления современной организацией. Сегодня основными моделями менеджмента являются американская и японская модели.

Именно в США началось формироваться управленческое мышление и именно оттуда поло развитие менеджмента. Для менеджмента США характерны определенные специфические черты, к которым можно отнести:

1.Индивидуалим

2.Лидерство

3.Стремление к карьерному росту и тд.

Философия индивидуализма выражается в том, что личность должна иметь полную свободу в своих экономических и политических исканиях. По контрасту с коллективизмом, индивидуализм предполагает, что интересы личности должны быть превыше интересов государства.

Нужно быть лидером, поддерживать лидерство, завоевывать стратегические командные высоты. Бизнес – это война. В разработанном американцами инструментарии стратегического управления используется по сути военная терминология – завоевание, преодоление сопротивления, угрозы и т.д. Традиционно человеку, претендующему на успех в бизнесе, необходимо жестко демонстрировать волевые качества, нельзя проявлять слабость.

Колоссальное значение в американском менеджменте уделяется подготовке и обучению будущих управленцев. Менеджеров готовят как крупные университеты, так и провинциальные колледжи и бизнес-школы. Основное внимание в обучении уделяется, с одной стороны, инструментарию стратегического управления, а с другой – технологиям завоевания и удержания лидерства. Существует и общедоступная возможность обучения и совершенствования: огромными тиражами издаются бизнес-биографии успешных менеджеров.


В отличие от американской модели менеджмента, японская модель достаточно уникальна. Для японской модели менеджмента характерны следующие черты:

1.Японцы рассматривают не одного человека как личность, а группу людей

2.Корпораивный дух

3.Гарантия постоянной занятости на рабочем месте и тд.[14,c.68]

Действующая в Японии система оплаты труда имеет весьма незначительную дифференциацию. Различие в заработной плате президента крупной компании и вновь принятого рабочего находится в соотношении 10 : 1. Система оплаты труда по выслуге лет оказывает значительное влияние на систему продвижения по старшинству. При выдвижении работника на руководящую должность предпочтение отдается возрасту и стажу работы.

Различия в американской и японской моделях менеджмента, можно отобразить в таблице 2.

Таблица 2. Различия в американской и японской модели менеджмента

Американская модель

Японская модель

Найм работников на короткий срок

Пожизненный найм

Индивидуализм в принятии решений

Коллективное принятие решений

Индивидуальная ответственность

Коллективная ответственность

Быстрое развитие и продвижение

Медленное развитие и продвижение

Механизм прямого контроля

Механизм косвенного контроля

Избирательное отношение к работникам

Холлистический подход к работнику, как к личности

Таким образом, подводя итог можно сказать о том, что несмотря на все многообразие моделей менеджмента основными являются американская и японская модели.

Заключение

В заключение работы подведем общий итог и сделаем выводы:

Организация представляет собой группу людей, которые выполняя определенный перечень функций достигают конечной цели. Все цели в организации подразделяют на две большие группы:

1.По отношению к самой организации выделяют:

А)Внешние

Б) Внутренние

По глобальности и срокам действия:

А) Стратегические

Б0.Тактические

В) Оперативные

Организация характеризуется наличием следующих основных признаков:

1.Обособленность

2.Внутренний центр

3.Саморегулирование деятельности