Файл: История развития менеджмента (Управленческие революции и их вклад в развитие управленческой мысли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление появилось с людьми, с образованием человеческого общества. Управление выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе развития и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве.

В отдельную науку управление организацией выделилось относительно недавно. Чтобы лучше понять активно развивающееся новое и сложное социальное явление как, менеджмент, мы рассмотрим развитие теории и практики менеджмента в разрезе исторических периодов.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели и стратегия – меняются конкретные задачи, а также организация и методы управления. В отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, менеджмент включает в себя постоянное обновление. Историческая периодизация подходов к управлению подтверждает и показывает зависимость его развития от внешних условий, и прежде всего от исторического этапа развития общества. Этим обусловлена необходимость рассмотрения эволюции взглядов на построение организаций.

Исследуемая тема представляется достаточно актуальной, так как положения различных школ управления не утратили свою актуальность и используются по сей день.

Объектом исследования курсовой работы является эволюция развития управленческой мысли.

Предметом исследования курсовой работы являются положения основных школ менеджмента.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории развития менеджмента.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать управленческие революции и их вклад в развитие управленческой мысли;

- отразить положения классических школ управления;

- описать процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.

Поставленные задачи определяют структуру курсовой работы.

Методы исследования: логический, сравнения, социологический, детализации и синтеза.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема в достаточной степени освещена в литературе, поэтому в ходе написания работы был использован широкий спектр литературных источников.


1. Управленческие революции и их вклад в развитие управленческой мысли

Знания в сфере управления формировались постепенным (эволюционным) путем. Но развитие данной науки всегда сильно зависело от различных исторических изменений: в экономике, политике, системе социально-экономических отношений. В связи с этим могут быть условно выделены периоды и события, которые выступили как наиболее заметные ключевые моменты для становления управленческой мысли. Они часто именуются «управленческими революциями» (табл. 1).

Таблица 1 – Управленческие революции

Также можно представить следующий подход к возникновению и становлению менеджмента (рис. 1).

Первым этапом, который может быть охарактеризован в качестве исторических предпосылок становления менеджмента, охвачен обширный историческим периодом с времен древнейших обществ до эпохи Великой индустриальной революции XVII-XVIII вв. [8, c. 43].

Некоторые признаки управления возникают уже в самых древних обществах – Египте, Шумере, Аккаде – где осуществляется трансформация наивысшей касты священников в религиозных функционеров, по сути, менеджеров. Этому способствовала трансформация религиозных принципов – взамен человеческих жертв, начали преподносить жертвы символические, такие как подношение денег, масла, скота или ремесленных изделий.

Рисунок 1 – Периоды создания и развития менеджмента

Так, среди жрецов возникает новый вид деловых людей, кроме следования ритуальным почестям заведовавших сбором налогов, управлявших государственной казной, ведавших имущественными делами. Ими велась деловая документация, бухгалтерские расчеты, осуществлялись контрольные, снабженческие, плановые и иные функции, определяющие сегодня суть процесса управления.

Следующий скачок развития менеджмента связан с вавилонским правителем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Для успешного управления обширными владениями он впервые выработал так называемый свод Хаммурапи, в котором содержалось 285 законов для управления государством, которым регулировались все общественные отношения, а также служивший руководством к действию для администраторов на территории всей империи. В качестве нововведения выступало также то, что Хаммурапи был выработан оригинальный стиль лидерства, постоянно поддерживая образ себя самого как защитника и опекуна людей. В первый раз в период царствования Хаммурапи возникает чисто светский стиль управления, появляется формальная система регулирования и организации отношений между людьми и, наконец, возникают первые зачатки лидерского стиля.


Намного позднее царем Навуходоносором II (605-562 гг. до н. э.), создателем проектов висячих садов и Вавилонской башни, вводится система контроля над производством на зернохранилищах и текстильных фабриках, в частности используя цветные ярлыки, чтобы определять сроки хранения и поступления пряжи.

Существенное число управленческих нововведений можно наблюдать в эпоху Древнего Рима. Самые известные среди них – это территориальное управление Диоклетиана (243-316 гг. до н.э.), а также административная организация в Римской католической церкви, сохранившаяся неизменной до настоящего времени.

Вторым периодом (ранним), охвачена первая половина XIX в (1775-1850). Начало его связано было с историко-экономическим событием, которое произошло в Англии и Шотландии, называемое промышленным переворотом, заключавшемся в резком увеличении темпов развития производительных сил, а также переходе от мануфактуры на более высокопроизводительное машинное производство.

Рост производственных объемов, повышение темпа капиталооборота, расширение спектра банковских операций и влияние нынешней НТР делает управление чрезвычайно сложным. Оно не могло уже являться сферой приложения только здравого смысла, а требовало особых знаний, умений и навыков экспертов. Интуиция и догадки приобретают строгую калькуляционную основу – переведение всего в деньги и формулы [5, c. 39].

Каждый процесс производства обособляется в самостоятельную сферу деятельности и функцию менеджмента. Количество функций растет, проблема координации их и объединения на новой основе обостряется. Для их объединения, за каждой из функций закрепляется некоторое число специалистов (подразделение, отдел), а общие функции по координации принимает на себя менеджмент.

В качестве родоначальника раннего этапа выступает Р. Оуэн – шотландский фабрикант, который может считаться менеджером-практиком. Историки полагают, что в данный период появились основы теории контроля и эффективности, чье первое описание представлено шотландским экономистом А. Смитом в 1776 г. и английским математиком Ч. Беббиджем в 1835 г.

В эпоху индустриализации наука управления больше не рассматривается, как наука чисто государственная, а решает уже определенные производственные задачи. Но подобное развитие не возникло из ничего. На работы пионеров менеджмента исследуемого периода сильно повлияли труды экономиста Адама Смита (1723-1790 гг.). Он считается сторонником классической школы политической экономии, а также специалистом в сфере управления.


Развитие промышленности в XVIII в. обусловило практику разделения общественного труда, что, вызвало увеличение роли денежного обращения и торговли. Подобная практика противоречила традициям экономической науки этого периода. Адам Смит был одним из первых, кто осознал необходимость в пересмотре имевших место экономических теорий.

А. Смитом, в его фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) изложена система, которой была объяснена работа свободного рынка на основе внутренних механизмов, без какого-то вмешательства, осуществляемого политическим управлением.

Английский ученый полагал, что человек – это основа всего общества и поведение человека исследовал с мотивами его и ориентацией на личную выгоду. В вышеназванном труде ученым также была освещена концепция разделения труда, указаны функции рынка, изложено значение свободной экономики.

Смит уделял большое внимание анализу экономической реальности и определению закономерностей развития ее, а задачей экономики ученый полагал создание четких рекомендаций экономической политике организации и государства. Помимо этого, Адамом Смитом было определено разделение труда, в качестве важнейшего фактора всей человеческой истории.

Значение А. Смита в развитии менеджмента состоит в том, что в своих трудах он:

- серьезное внимание уделял вопросам оплаты труда и экономического стимулирования;

- разъяснял, что размер оплаты труда необходимо определять посредством соглашения между хозяином производства и рабочим, а минимум зарплаты должны при этом определять цена средств на существование работника, колебания в заработной плате же определяет действие предложения в рамках рынка труда и рыночного спроса;

- определял три главных состояния общества, при этом их характеристики напрямую были связаны с экономической ситуацией рабочих. Общество, могло быть: прогрессирующим (увеличение финансовой состоятельности и повышение спроса в рамках рынка труда), стационарным (при котором, обычно, имеет место тяжелое положение рабочих) и регрессирующим (когда имеет место плачевное положение рабочих) [7, c. 57].

В общем, трудами Смита была экономически доказана необходимость разделять труд, а также, положено начало для изучения вопросов, касающихся экономического стимулирования работников. Но Смит, при всем его значении в становлении науки управления, являлся теоретиком.

Различия простого управления и координации ресурсов и использования ресурсов в целях созидания особенно подчеркнул Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг.). Им была создана концепция созидательного разрушения, которая использовалась, чтобы описать динамическую природу экономических процессов. Ее суть состоит в том, что если кем-то в какой-либо момент времени делается вывод, что имеющим место потребностям отвечает обновленная расстановка сил, которая отлична от существующей, то в таком случае созидательно разрушаются старые структуры. Продолжается это до момента возникновения некой новой ситуации – нового витка в развитии.


Формирование целостной системы развития менеджмента началось на рубеже IХX-ХХ веков.

Третий период можно отнести ко 2 половине XIX в. (1850-1900). Для него было характерно возникновение школы научного менеджмента. Основоположником этой данной школы являлся американский инженер-механик Ф.У. Тейлор, который изучал управление производством, а также организацию труда при условии машинного производства.

Тейлором впервые была предложена рационализация производства и, посредством этого, расширение его объема. Тейлором была предложена строгая научная система знаний по законам организации труда. Ее составным элементом выступает математический способ для вычисления себестоимости, дифференциальная система для оплаты труда, способ изучения движений и времени (хронометраж), метод рационализации и расчленения трудовых приемов, карточки с инструкциями, а также многое другое, чем была составлена позднее так называемая доктрина научного менеджмента.

Период четвертый приходится на начало XX в. (1900-1930 гг.). Последователями Тейлора и школы научного менеджмента выступили Г. Эмерсон, Г. Л. Ганнт, Г. Форд, а также супруги Г. и Ф. Гилбрет. Виднейшего ученика Тейлора, американского инженера Генри Лоуренс Гантта (1861-1919) интересовали уже не отдельные операции и движения, производственные процессы в целом. Он первооткрыватель в сфере оперативного управления, а также календарного планирования работы предприятия, системы оплаты труда с элементами сдельной и повременной формы оплаты.

Супругами Гилберт в процессе развития научной теории управления разрабатывались оптимальные методы осуществления любой деятельности, они начали первыми рассматривать вопросы управления кадрами, научного подбора, расстановки и подготовки.

Американским ученым Г. Эмерсоном были сформулированы двенадцать управленческих принципов, которыми обеспечивается рост производительности труда. Своего значения они не потеряли и сейчас.

Генри Форд (1863-1947) – один из основателей «философии практики», главные положения которой такие:

- на высоком уровне оплачивать труд рабочих и контролировать то, чтобы они работали 48 часов в неделю, и не больше;

- обеспечивать отличное состояние всей техники, настаивать на ее абсолютной чистоте, учить людей уважению к окружающим и самим себе.

Школу классического менеджмента основал во Франции А. Файоль. Он был сторонником точки зрения, согласно которой менеджеру необходимо не столько обладать личными качествами, сколько иметь представление о методах управления и нормах права, регулирующих отношения в ходе управления. А. Файолем были разработаны 14 принципов управления: ответственность и власть; разделение труда; единоначалие; дисциплина; общность целей; зависимость личных интересов от интересов компании; достойная оплата труда для персонала; иерархическая структура; централизация; справедливость; порядок; устойчивое положение персонала; корпоративный дух и инициатива [16, c. 73].