Файл: Диалектическое единство данных и методов в информационном процессе (Особенности диалектического единства данных информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- определение субъектов, осуществляющих централизованную разработку, предоставление и подержание сетевых сервисов для потребителей БПД и субъектов обратной связи;

- предоставление возможностей потребителям БПД, субъектам обратной связи ИПД использовать как централизованно предоставляемые сетевые сервисы, так и сетевые сервисы, предоставляемые и поддерживаемые самими потребителями, субъектами обратной связи или третьими лицами, соответствующие требованиям к таким сервисам в ИПД РФ.

Функции системы инновационной географической информационной системы (далее – СИГИС) реализуются с использованием сетевых сервисов. Назначение сетевых сервисов - позволять искать, преобразовывать, просматривать и скачивать пространственные данные и обращаться за получением пространственных данных и электронных услуг (рисунок 1).

Среди сетевых сервисов выделяются:

- сервис поиска (по метаданным);

- сервис просмотра;

- сервис скачивания;

- сервис преобразования.

Рисунок 1 – Сетевые сервисы [8]

Для подготовки базовых пространственных данных и метаданных поставщиками БПД важной задачей является преобразование БПД из информационных систем, ведущихся поставщиками БПД, в соответствии с требованиями для предоставления БПД оператору СИГИС. В существующей ситуации потенциальные поставщики БПД, как правило, ведут информацию, относящуюся к БПД, с учетом основных предметных задач поставщика.

В связи с этим важное значение для данной функции приобретают сервисы преобразования БПД [9].

Кроме того, задача формирования полных и качественных метаданных о БПД, в связи с тесной связанностью пространственных данных, удостоверяющих местоположение БПО, ведущихся различными поставщиками БПД, не может быть решена в полном объеме каждым поставщиком в отдельности, без взаимодействия в рамках СИГИС с другими субъектами. Для решения этой задачи поставщикам БПД и МД необходимо использование сервисов поиска, просмотра и скачивания других БПД через взаимодействие с оператором СИГИС (рисунок 2).

Рисунок 2 – Сервисы поиска [11]

Функция предоставления БПД и метаданных поставщиками оператору БПД может быть реализована различными способами:

- передача БПД и метаданных, а также их изменений оператору СИГИС ОН для помещения их на геопортале СИГИС;

- создания распределенной системы, при которой поставщики помещают свои БПД и метаданные на ведущихся ими специализированных порталах, предназначенных для интеграции в БПД, по мере модификации БПД модифицируя указанные данные, что обеспечивает своевременную актуализацию данных в СИГИС, а взаимодействие осуществляется через геопортал СИГИС;


- комбинации указанных способов (рисунок 3).

Рисунок 3 - Функция предоставления БПД [10]

В процессе интеграции оператор выполняет следующие действия:

- оценку качества и совместимости базовых пространственных данных, полученных от поставщиков, в интегрированном виде;

- взаимодействует с поставщиками в целях повышения полноты и качества метаданных о БПД, с учетом их оценки в интегрированном виде;

- осуществляет сбор и обработку информации, получаемой от потребителей БПД при обратной связи, для повышения полноты и качества базовых пространственных данных, осуществляет услуги по удостоверению соответствия данных из различных юридически значимых источников базовым пространственным данным.

Интеграция БПД и метаданных оператором необходима для повышения эффективности реализации основных задач СИГИС и функций оператора по предоставлению интегрированных наборов БПД и метаданных о наборах пространственных объектов и метаданных и доступа к ним по конкретным территориям (рисунок 4).

Рисунок 4 - Интеграция БПД

Важнейшая целевая функция оператора СИГИС по предоставлению интегрированных наборов БПД и метаданных о наборах пространственных объектов и метаданных и доступа к ним по конкретным территориям требует применения в первую очередь предоставления потребителям сетевых сервисов поиска и просмотра. Сервисы преобразования необходимы для предоставления сведений поставщикам БПД, потребителям, использующим БПД для осуществления государственных функций, государственных и муниципальных функций и услуг, а также в иных случаях в соответствии с законодательством РФ. Сервисы скачивания необходимы в зависимости от категории потребителей и в этой связи могут распространяться на различные наборы БПД и метаданных.

Целевая установка СИГИС – облегчить и обеспечить предоставление и доступ к пространственным данным и метаданным для всех видов потребителей, - могла бы считаться необходимой и достаточной в условиях полноты и согласованности всех БПД и метаданных. Однако реальная ситуация в настоящее время и на ближайшие годы такова, что явления неполноты, противоречивости, неактуальности и недостоверности БПД, предоставляемых и используемых согласно законодательству РФ для совершения юридически значимых действий носят и будут носить массовый характер.

Существенно, что решение выявляемых при этом проблем далеко не всегда лежит в правовом поле компетенции поставщика конкретных БПД и реализуемо лишь при условии действий других субъектов. В законодательном регулировании сбора, ведения и предоставления других тематических видов пространственных данных эти моменты пока еще слабо проработаны, господствует представление, что данные, собранные, ведущиеся и предоставляемые государственным уполномоченным органом, по умолчанию полны и качественны, а ошибки в них носят случайный и несистематический характер, и достаточно организовать их предоставление и облегчить доступ к ним в среде информационно-телекоммуникационной сети с использованием Интернет на официальных порталах.


С точки зрения потребителя, если в предоставленных (или органу, оказывающему государственную услугу или осуществляющую в отношении меня государственную функцию) содержатся неполные (или противоречивые, неактуальные) данные, что влечет ограничения в реализации моих законных прав и свобод, то логично, чтобы иметь также легкий и эффективный инструмент для реализации предоставить иметь также и легкий и эффективный инструмент для реализации обратной связи в целях решения обнаруженных проблем. В противном случае сложность и низкая эффективность реализации такой обратная связь становится слабым звеном системы, наиболее ограничивающим ее эффективность с точки зрения потребителя, а сам по себе легкий доступ к данным мало что дает (рисунок 5).

Рисунок 5 – Предоставление БПД

Организация эффективных обратных связей в условиях массовых типов проблем с полнотой и качеством БПД также требует перехода от организации и обработки обратных связей от множества субъектов к портальным технологиям их реализации. Регламентация этих вопросов способна существенно сократить затраты всех субъектов информационного взаимодействия в СИГИС – поставщиков БПД, оператора СИГИС, потребителей разных категорий. В этих условиях целесообразна регламентация, позволяющая и облегчающая организацию подобных портальных технологий обратной связи органами местного самоуправления, с использованием возможностей представительства. Логичным представляется территориальный принцип портальной организации обратной связи по территории конкретного муниципального образования (или групп муниципальных образований). Существенно, что в зависимости от вида проблем, адресатами обратной связи могут являться оператор БПД, поставщики БПД, обладатели или операторы БПД, а также иные субъекты, участие которых необходимо для оценки выявленных проблем и принятия решений по их решению в соответствии с законодательством РФ.

Для реализации портальных технологий обратной связи необходимы все виды сетевых сервисов – поиска, просмотра, скачивания, преобразования.


2.2 Особенности применения диалектического единства данных и методов в информационном процессе организации

Данные направления непосредственно связаны с применением ГИС для повышения эффективности осуществления государственных функций и услуг в части сведений, интегрируемых в базе данных. При этом возможно использование портального предоставления цифровых топографических картографических материалов из федерального картографо-геодезического фонда как компонента инфраструктуры пространственных данных, содержащего сведения о пространственных объектах, которые пока еще не предоставляются потенциальными поставщиками БПД или отсутствуют в их информационных системах.

Это позволит в наиболее краткие сроки реализовать организационно-технологическую модель ГИС, учитывая уже созданный начиная с 2015 года задел по эксплуатации и развитию сервисов портала публичной кадастровой карты ОАО «Газпром» в рамках интернет-портала государственных услуг ОАО «Газпром», оказываемых в электронном виде. Это позволит создать основу для дальнейшего развития геопортала и системы информационного взаимодействия ГИС, используя применимые для этого и уже существующие механизмы нормативного правового регулирования и адаптированные международные стандарты, разработанные в рамках данного проекта

На первом этапе в проект вовлекаются следующие субъекты [12]:

Обладатели БПД, удостоверяющие местоположение БПО:

Органы государственной власти субъектов РФ:

- БПД о границах муниципальных образований и населенных пунктов;

- БПД о зонах с особыми условиями использования территорий;

Органы местного самоуправления:

- БПД о границах населенных пунктов;

- БПД о территориальных зонах;

- БПД адреса;

- БПД о зонах с особыми условиями использования территорий;

Орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра

- БПД о территориальных единицах лесоустройства;

ОАО «Газпром»

- БПД о единицах кадастрового деления;

- БПД о земельных участках;

- сведения картографической основы базы данных.

На первом этапе также необходимо проектирование, создание и ввод в эксплуатацию геоинформационного портала инфраструктуры пространственных данных. В связи со сложностями начального этапа организации межведомственного организационного взаимодействия, для реализации первого этапа предлагается подход, при котором организационная и организационно-технологическая модель реализуется на базе ОАО «Газпром», обеспечивается ввод в эксплуатацию ее ядра, которое на последующих этапах будет наращиваться за счет вовлечения в ГИС других поставщиков БПД, субъектов обратной связи через предоставления им соответствующих сервисов.


Поскольку все указанные БПД интегрируются в информационном ресурсе ОАО «Газпром», то предоставление указанных наборов БПД может осуществляться оператору ГИС через портал ОАО «Газпром». Одновременно ОАО «Газпром» будет выполнять функции поставщика БПД также на основе уже существующих портальных технологий оказания предоставления данных для оказания государственных услуг в сфере кадастра недвижимости.

На первом этапе реализации организационной модели необходимо разработать проекты документов, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование вопросов создания и развития инфраструктуры пространственных данных в РФ в виде Федерального закона о пространственных данных и подзаконных актов. Наиболее эффективным вариантом представляется разработка и принятие пакета документов (с включением федерального закона, постановлений правительства РФ, регулирующих документов федеральных органов исполнительной власти, национальных стандартов, руководящих документов) с их отработкой на пилотных проектах.

Для дальнейшей реализации ГИС необходимо законодательное регулирование вопросов создания и развития инфраструктуры пространственных данных в РФ в виде Федерального закона о пространственных данных (в сочетании с регулированием геодезической и картографической деятельности либо отдельно) и подзаконных актов. Наиболее эффективным вариантом является разработка и принятие пакета документов (с включением федерального закона, постановлений правительства, регулирующих документов федеральных органов исполнительной власти, национальных стандартов, руководящих документов) с их отработкой на пилотных проектах.

Разработка этих документов позволит выделить деятельность по ведению и функционированию ГИС в самостоятельный вид деятельности, обеспечивающий базовыми пространственными данными все виды государственных и муниципальных информационных систем, оказание государственных и муниципальных услуг, потребности граждан и организаций. Это позволит реализовать следующие организационно-технологические решения [4]:

- определение перечней поставщиков БПД, с учетом анализа опыта взаимодействия используемых и функционирующих государственных информационных систем, содержащих БПД, их поддержания и актуализации;

- вовлечение в реализацию организационной схемы групп БПД, не охваченных на первом этапе, и их поставщиков

- организация функционирования оператора ИПД и его информационного взаимодействия с охватом всех видов субъектов и всех групп БПД организационной модели на основе вступивших в силу нормативных правовых документов;