Файл: Эффективность менеджмента организации (Сущность и показатели эффективности менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Принципы оценки эффективности менеджмента

Целесообразность оценки эффективности предприятия с позиции менеджмента заключается в том, что ее показатели являются предпосылкой соответствующих решений, которые позволяют активно влиять на текущее состояние и тенденции развития. Они являются индикатором благосостояния организации.

Организация, которая стремится к успешному функционированию и развитию, разрабатывает методологию и систему измерения, которые отражают приоритеты своей деятельности и является руководством для того, что, где и когда необходимо измерять, кто должен этим заниматься и с чем сравнивать, чтобы сделать правильные выводы. В теории управления выделяют взаимосвязанные категории эффективности производства и эффективности управления, основанные на сопоставлении результата и затрат. В последней берутся во внимание особенности управленческого труда.

В системах закрытого типа методология измерения и оценки эффективности деятельности предприятия основывается на анализе и расчете показателей, которые отражают использование внутренних ресурсов, привлеченных или потребленных в процессе производства продукции или услуг.

Такой подход считается наиболее удобным для выявления и изучения динамики эффективности. Организации признаются эффективно действующими, если ими реализованы целевые установки по производству продукции и услуг. Путем сопоставления объема продаж и расходов используемых ресурсов определяют следующие показатели:

  • производительность,
  • рентабельность,
  • оборот,
  • ресурсоотдача. [2, с. 402]

Степень использования потребленных ресурсов, то есть текущих расходов, определяется путем сопоставления их с объемом продаж. При этом следует отметить, что существуют различные варианты расчета указанных показателей эффективности, а конкретное содержание их зависит от цели измерения и контроля.

Первая модель эффективности ориентирована на получение максимальных выходов системы, поэтому организации детально анализируют именно производственную деятельность, сопоставляя ее экономические результаты с использованными производственными ресурсами. Важность расчетов для каждого предприятия определяется тем, что за ними анализируется его конкурентоспособность. Эффективность отдельных видов ресурсов оценивается с помощью показателей ресурсоотдачи, которые определяются на основе сопоставления результатов с ресурсами.


Система общих и специфических показателей, как правило, дополняется анализом технико-экономических параметров и факторов, которые влияют на эффективность, в частности: ассортимент, использование рабочего времени, динамика брака и тому подобное. [11, с. 316]

Недостатком первой модели оценки эффективности является то, что с ее помощью часто не учитываются такие факторы, как удовлетворенность работников, постоянная готовность организации адаптироваться к изменениям внешней среды.

Использование второй модели эффективности организации, как правило, не означает отказ от рассмотренных выше способов измерения и оценки экономической эффективности, но акцентирует внимание на внутренних процессах, что позволяет достичь поставленной цели на основе производительности труда. Главное - использование трудовых ресурсов организации, поэтому здесь важны такие категории, как интеграция деятельности, удовлетворенность членов коллектива, мораль, социальный климат и тому подобное. Это отражается на постановке цели организации, которая может звучать так: повысить уровень взаимного доверия и улучшить моральный климат путем расширения участия работников в принятии решений, сформировать координационную группу для достижения более высокой интеграции планов и действий бригад и тому подобное.

Методология оценки эффективности основывается на системе управления ресурсами предприятия, которая включает показатели их функционирования, развития и повышения качества трудовой жизни. В связи с этим предприятия осуществляют планирование потребности в работниках, целенаправленный отбор и расстановку персонала, обучение и профориентацию, подготовку руководящих кадров. Сложность расчетов и включение этих показателей в единую систему оценки эффективности организации не означает снижение роли этой методологии. В системах открытого типа эффективность организации измеряется с учетом факторов внешней среды, которые прямо или косвенно влияют на ее функционирование и развитие.

Системный подход к измерению эффективности характеризуется тем, что основное внимание уделяется способности фирмы получать все необходимые для производства продукции и услуг ресурсы из окружающей среды. Неспособность к такой деятельности ассоциируется с низкой эффективностью, так как любая организация, прежде чем начать свою деятельность, должна приобрести все необходимые для этого ресурсы. Поэтому оценка эффективности организации требует:


  • во-первых, измерения количества приобретенных ресурсов во внешней среде;
  • во-вторых, оценки выгодности торговых соглашений с фирмами-поставщика ресурсов.

В соответствии с этим формируется цель организации. В открытых системах большое значение имеет стратегический менеджмент, который предусматривает разработку планов стратегического развития и методов их реализации.

В процессе стратегического планирования менеджеры устанавливают ограниченное число сфер бизнеса, в которых организация может выйти победителем в конкурентной борьбе. Для этого конкретизируется в соответствии с предполагаемыми изменениями общая цель организации и принимаются решения, касающиеся групп потребителей, видов товаров и услуг, а также рынков. В центре внимания при этом находятся факторы, повышающие способность организации к гибкому реагированию на возникновение новых условий и факторов в окружающей среде и на рынках. Все это существенно уменьшает вероятность точных решений относительно стратегических перспектив и необходимых ресурсов и приводит к снижению надежности количественных оценок рентабельности использования ресурсов и ожидаемой прибыли.

Оценка эффективности с учетом состава всех заинтересованных групп, динамики их приоритетов и общественных ценностей измеряется степенью удовлетворение ожиданий и потребностей всех групп интересов, в составе которых выделяют внешние по организации и внутренние, то есть присущие ему самому. Число внешних переменных во всех заинтересованных группах, как правило, значительное, и компании часто вынуждены использовать поочередное решение проблем, основываясь на теории очередей. Не менее сложным является и управление интересами внутренних групп, в роли которых могут рассматриваться различные образования.

Наличие в составе крупных предприятий многофункциональных подсистем свидетельствует, что у них есть свои специфические целевые установки, в соответствии с которыми организуется работа. Соответствие между целью и интересами достигается путем согласования позиций и принятия компромиссных решений, которые бы удовлетворяли членов различных групп и систему в целом. Критерий эффективности при таких условиях должен отражать взаимосвязи, возникающие между целью и интересами различных групп, а потому окончательное решение о том, насколько успешна работа организации принимается на основе обсуждения и всестороннего анализа на высоком уровне менеджмента.


В любом случае прибыль и его рост не рассматриваются как единое свидетельство эффективной деятельности организации: учитываются и динамика доходов в расчете на одну акцию, и размеры долгосрочных инвестиций, и взаимоотношения с общественностью, и многие другие параметры, которые определяют не только экономический состояние организации, но и ее место в обществе.

Согласно такому пониманию критериев формулируется и цель организации, выделяются приоритеты для соответствующего этапа ее развития. Например, усилить поддержку предприятия со стороны местных органов власти, не оставить без внимания ни одной жалобы потребителей на качество продукции и обслуживания. Пути и способы достижения более высоких показателей эффективности организация выбирает в зависимости от целей и ситуационных особенностей ее функционирования и развития.

2.3 Пути повышения эффективности менеджмента в организации

Системный подход к повышению эффективности менеджмента в организации должен учитывать все наиболее важные взаимозависимые элементы (рис. 2).

Совместные ценности — культура организации.

Стратегия — стратегические цели, политика организации, перспективные планы.

Структура - состав и подчиненность подразделений организации, распределение функций, прав, ответственности.

Системы - правила и процедуры принятия решений по всем функциональным областям, информационная система.

Стиль - руководители организации, стиль руководства, коллегиальность в управлении.

Состав работников - подбор, мотивация, социально-психологические аспекты.

Сумма навыков - обучение персонала, повышение квалификации, переподготовка.

Рис. 2. Схема «7-С» компании «МакКинси»

Основные мероприятия по повышению эффективности менеджмента:

  • совершенствование структуры организации, более рациональное распределение функций, прав, ответственности;
  • выработка стратегии развития организации;
  • совершенствование системы принятия решений в организации;
  • разработка эффективной информационной системы в организации;
  • совершенствование системы управления персоналом (подбор, изучение кадров, механизм мотивации; осуществление мер по предупреждению возникновения конфликтов, выработке умений разрешения возникающих противоречий бесконфликтно);
  • развитие форм коллегиальности управления, максимальное развитие самостоятельности и ответственности работников;
  • создание культуры организации, выработка ценностей, признаваемых и разделяемых сотрудниками.

Требования к процессу повышения эффективности менеджмента:

  • заинтересованность и единство руководства высшего уровня;
  • соблюдение высшим руководством принципов морали;
  • вовлечение всего руководящего состава в процесс преобразований;
  • участие всех рабочих и служащих в повышении эффективности деятельности;
  • максимальное использование всех форм коллегиальности;
  • устранение причин недостатков и проблем, а не следствий;
  • начинать с малого: малые победы ведут к большим успехам.

Главным признаком качества управленческой деятельности выступает качество труда, отражающее его сущностные особенности и производительную силу. Качество труда проявляется в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда выступает функциональным назначением управленческого труда.

Качественными характеристиками управленческого труда выступают:

  • творчество как форма умственного труда;
  • предприимчивость (инициативность);
  • инновационность;
  • оперативность (своевременность);
  • коллективный характер (партнерство, корпоративность);
  • уровень риска;
  • ответственность (правовая, социальная, моральная);
  • экономичность;
  • производительность;
  • результативность.

Качество менеджмента как процесса воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором средств и методов воздействия, процедур их реализации. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До реализации решений можно говорить лишь о методологии обоснования, соблюдений принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения производственно-хозяйственной проблемы.

При оценке процесса выработки и реализации управленческого решения используются следующие качественные характеристики:

  • оптимальность (критерий выбора наилучшего варианта);
  • оперативность (критерий соответствия решения во времени с потребностью производства);
  • экономичность (критерий — минимальный размер затрат или ресурсов);
  • рискованность (критерий — минимизация вероятности и уровня потерь);
  • социальная значимость (критерий — максимизация полезности для общества);
  • правовая защищенность (критерий — нормативно-правовая обеспеченность);
  • коммуникативность (критерий — надежность и гибкость связей).