Файл: Эффективность менеджмента организации (Сущность и показатели эффективности менеджмента).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика понятия эффективности менеджмента
1.1. Понятие менеджмента и его основные характеристики
1.2 Сущность и показатели эффективности менеджмента
Глава 2 Измерение эффективности менеджмента
2.1 Виды эффективности менеджмента
2.2 Принципы оценки эффективности менеджмента
Представленные в таблице 1 принципы менеджмента отражают его теоретический идеал, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности менеджмента в организации. По мнению В.Д. Грибова, принципы менеджмента должны учитываться в первую очередь при [10, с.29]:
построении системы управления, при этом они рассматриваются как ограничительные условия создания системы;
оценке результатов процесса управления.
Необходимо также отметить, что принципы менеджмента служат основной для разработки и реализации его методов. В теории и практике управления под методами управления понимаются способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления для достижения поставленных целей [27, с.44]. Структура основных методов управления представлена в Приложении В. Как видно из данного приложения, существует три основных группы методов управления: организационно-административные, экономические и социально-психологические. Выбор конкретного метода воздействия на объект управления определяется уровнем развития коллектива, характером деятельности, особенностями поставленных целей.
Формулируя выводы по результатам исследования в данном параграфе работы, необходимо отметить следующее. Менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, которая осуществляется с целью повышения эффективности работы организации и максимизации прибыли. Основными характеристиками менеджмента являются его основные аспекты, принципы и методы осуществления.
Таблица 1 - Основные принципы менеджмента*
Авторы |
Содержание принципов |
Ф. Тейлор |
научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. |
Г. Эмерсон |
Отчетливо поставленные цели; Здравый смысл; Компетентная консультация; Дисциплина; Справедливое отношение к персоналу; Быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет; Диспетчирование; Нормирование операций; Эффективное планирование Нормализация условий труда; Стандартные письменные инструкции; Вознаграждение за производительный труд; |
А. Файоль |
Разделение труда; Полномочия и ответственность; Дисциплина; Единоначалие; Единство действий; Подчиненность личных интересов общим; Вознаграждение персонала; Централизация; Иерархия; Порядок; Справедливость; Стабильность персонала; Инициатива; Корпоративный дух |
* таблица выполнена по материалам источников [32], [39]
1.2 Сущность и показатели эффективности менеджмента
Эффектом характеризуется любое взаимодействие, которое дает результат. Однако эффект и эффективность не совпадают. Эффективность свойственна не любому взаимодействию, а лишь целенаправленному, поэтому эта категория имеет управленческий характер и отражает прежде всего степень достижения цели. Таким образом, в отличие от эффекта, эффективность - это всегда соответствующее соотношение результата и цели или результата и затрат на его достижение, то есть эта величина относительная. Этой исходной позицией и определяется понимание эффективности управления.
Научный менеджмент, на котором основывается большинство современных теорий и практика управления, справедливо называют эффективным менеджментом.
Именно стремление к эффективности функционирования крупных промышленных предприятий повлекло появление теории менеджмента. Несмотря на то, что сегодня есть достаточно конкретные определения, для многих эффективность означает получать больше по сравнению с меньшим или, по крайней мере, с таким же. Для других это означает низкие расходы и высокие прибыли. Действительно, есть определенная истина в этих популярных, близких по значению мыслях. В экономике, а затем и в менеджменте, понятие эффективность означает максимизацию выпуска продукции с минимальными затратами на производство.
Предприятия должны обеспечивать прежде эффективное производство, чтобы достичь поставленной цели.
Предприятие - это механизм, который является комбинацией главных производственных факторов: рабочей силы и средств производства. Для достижения максимизации прибыли менеджмент организации должен быть ориентирован прежде всего на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура производственных факторов и всего процесса производства.[3, с. 285]
Содержание эффективности управления, как правило, рассматривается в двух аспектах: экономическом и социальном. Экономическая эффективность характеризуется соотношением результатов и затрат, необходимых для достижения их. Социальная эффективность отражает степень достижения социальных параметров управления. Комплексно эти категории составляют социально-экономическую эффективность управления.
Проблема повышения эффективности менеджмента как комплексного показателя требует поиска ответа на ряд вопросов, в частности: производство какой продукции или предоставление какой услуги может обеспечить максимум доходов? Каким рынкам отдать предпочтение? В каком направлении улучшать экономические характеристики товаров и рынка?
Перед отечественными предприятиями стоит задача повышать эффективность не только производства, но и всех сторон деятельности, в частности изучение рынков и удовлетворение потребностей клиентов, инноваций, управления персоналом и финансами, защита окружающей среды и тому подобное.
Употребляемым показателем определения эффективности управления является отношение общего или конечного результата производства к совокупным затратам на управление.
Этот показатель может принимать различное содержание в зависимости от того, какая величина выступает в качестве общего результата деятельности предприятия - объем производства, объем реализации продукции или сумма прибыли.
К количественным показателям эффективности системы управления относят и экономию живого и овеществленного труда в ней, которая заключается в сокращении трудоемкости выполнения управленческих операций и процедур. Речь идет об уменьшении количества занятых в аппарате управления. Поэтому еще одним распространенным показателем эффективности системы менеджмента является отношение общего результата производства - объема реализации продукции, суммы валовой прибыли, с количеством работников аппарата управления.
Кроме названных количественных показателей, которые оценивают способность системы менеджмента обеспечивать лучший общий результат деятельности организации, используют и другие.
Результативность и эффективность управления зависят от системности действий работников функциональных служб и подразделений, от рационального распределения между ними полномочий и обязанностей, от степени совершенства управленческих процедур и т. п. . Учитывая это для оценки деятельности работников аппарата управления используют качественные показатели, характеризующие специфику управленческого труда. [7, с. 304]
Каждая автономная самоуправляемая организация в сфере экономики, чтобы выжить в конкурентной среде и развиваться, должна хозяйничать эффективно, то есть производить такие товары и услуги, которые имеют платежеспособный спрос на рынке, улучшать их качество, разнообразить ассортимент, сокращать издержки производства на единицу продукции, увеличивать выход продукции с единицы материально-сырьевых ресурсов, в конце концов иметь как можно большую выгоду от своей деятельности.
Эта выгода, которую принято называть экономической эффективностью производства, может иметь различные проявления:
- сокращение производственных затрат,
- рост валового дохода, прибыли, рентабельности,
- рост производительности труда и т.д..
Наконец эффективность производства определяется соотношением результата деятельности на выходе и совокупных расходов на входе. Экономический смысл любого производства заключается в приобретении дохода, превышающего затраты, чем больше будет разница между ними, тем лучше. Бывают, правда, ситуации, когда предприятие из тактических соображений какое-то изделие производит и продает по цене, которая не покрывает расходов. Но такие случаи являются исключением, а не правилом.
Глава 2 Измерение эффективности менеджмента
2.1 Виды эффективности менеджмента
В современном менеджменте выделяют несколько видов эффективности: внутреннюю, внешнюю, общую, рыночную, стратегическую (целевую), расходную, оперативную эффективность инновационного проекта.
Внутренняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей организации: управление ее внутренними ресурсами.
Внешняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации. Эта составляющая в значительной степени обусловлена состоянием организационного окружения, особенно его институциональными составляющими и способностью организации приспособиться к его изменениям, поэтому ее еще называют адаптивной эффективностью.
Общая эффективность - совокупность внутренней и внешней эффективности. Высокой общей эффективности можно достичь за счет гибкой системы управления организацией, которая дает возможность оперативно перераспределять ее ресурсы в соответствии с изменениями внешней среды.
Внутренняя эффективность организации влияет на ее конкурентоспособность, способность удерживать и укреплять свои рыночные позиции. Это давно поняли японские фирмы, благодаря чему они вытесняют с мирового рынка американских и западноевропейских конкурентов, даже при введении правительствами их стран протекционистских мер. А руководители многих отечественных предприятий сосредотачивают усилия не на обеспечении внутренней эффективности, а на формировании условий, позволяющих их предприятиям занять привилегированное положение на рынке - в частности, через систему льгот в налогообложении или кредитовании или благодаря созданию квазимонопольных структур. Однако низкая эффективность менеджмента таких «лидеров» предопределяет их несостоятельность максимально использовать выгодную ситуацию. [10, с. 331]
Внутренне эффективная организация всегда опережать своих конкурентов. Учитывая это, важной задачей менеджмента является выявление причин, препятствующих повышению внутренней эффективности организации, и нахождение способов их устранения. Рыночная эффективность показывает, насколько полно организация удовлетворяет потребности потребителей по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения. Рыночная эффективность учитывает то, что любая организационная деятельность нацелена на удовлетворение потребностей рынка.
Неумение приспособить организацию, ее работников, технологию к изменениям в структуре спроса вызывает ее низкую общую эффективность. Поэтому менеджеры должны направить свои усилия на разработку другой концепции бизнеса, выбор новой стратегии, переосмысление отношений между руководителями и персоналом и тому подобное.
Рыночная эффективность организации зависит от ее способности своевременно реагировать на изменения в запросах и предпочтениях потребителей, а это возможно только при систематической и целенаправленной инновационной деятельности по формированию новых способов удовлетворения потребностей потребителей.
Стратегическая эффективность принадлежит к категориям стратегического управления и отражает способность организации реализовать выбранную стратегию. Для ее определения используют три группы показателей:
- первая отражает состояние спроса в форме возможных темпов его роста;
- вторая характеризует динамику экономических целей предприятия - темпы роста объема продаж, прибыли, рентабельности вложений и т.п.;
- третья - динамику групповых целей: рост дивидендов, заработной платы, количества рабочих мест. [5, с. 279]
Оперативная эффективность отражает экономичность способов преобразования ресурсов в процессе производственной деятельности предприятия, ее можно охарактеризовать как способность организации работать с минимальным использованием ресурсов. Если рассматривать оперативную эффективность по функциям, которые вытекают из стратегических целей организации, то можно утверждать, что оперативная эффективность организации обеспечивает ее стратегическую эффективность.
Эффективность инновационного проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов, связанных с реализацией проекта. Итак, организационная эффективность может описываться разной системой координат, поэтому единого критерия, с помощью которого можно было бы ее определить, нет. В зависимости от цели оценки организационной эффективности определяют ее критерии.