Файл: Сущность внутреннего контроля и процедуры внутреннего контроля (ООО «Багира»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего контроля в организации
1.1. Сущность, цели и задачи внутреннего контроля
1.2. Концепция внутреннего контроля
Глава 2. Организация внутреннего контроля в ООО «Багира»
2.1. Краткая характеристика ООО «Багира»
2.2. Оценка организации внутреннего контроля в ООО «Багира»
2.3. Недостатки в организации внутреннего контроля в ООО «Багира»
Контрольная среда включает в себя следующие элементы: этические ценности; философию и стиль управления; организационная структура; процесс распределения полномочий и ответственности; политику и практику управления персоналом; компетентность персонала[13].
Методы внутреннего контроля, главным из которых является система бухгалтерского учета, должны обеспечивать достижение следующих целей:
- финансово-хозяйственные операции выполняются с разрешения уполномоченных на то руководителей;
- все операции фиксируются в бухгалтерском учете (в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой хозяйствующим субъектом учетной политикой). Это обеспечивает возможность подготовки достоверной финансовой отчетности;
- непосредственный доступ к активам разрешен регламентирующими документами строго определенному кругу сотрудников хозяйствующего субъекта;
- соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов методами инвентаризации определяется руководством с установленной нормативными документами периодичностью и, в случае расхождения, оно предпринимает надлежащие действия.
Правильное применение хозяйствующим субъектом механизмов контроля призвано обеспечить удержание рисков потерь в допустимых пределах, установленных в рамках действующей системы управления рисками[14].
Система оценки рисков должна выявлять и предупреждать возможность появления финансовых или иных потерь связанных с внутренними и внешними факторами. Оценка рисков в рамках системы внутреннего контроля осуществляется с помощью проверок эффективности работы бухгалтерии, наличия контрольной среды, механизмов и системы средств внутреннего контроля, результативности их деятельности. Цель этой системы - выявлять потенциальные объекты внутреннего контроля, отклонения в работе которых от регламентированных параметров могут существенным образом негативно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Функционирование системы внутреннего контроля, сформированной в соответствии с вышеприведенной концепцией, будет приносить предприятию реальную пользу, если в процессе ее работы будут соблюдаться следующие основные принципы[15].
Принцип ответственности состоит в том, что каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и или дисциплинарную ответственность. В противном случае этот субъект не будет в должной мере выполнять возложенные на него функции.
Принцип сбалансированности означает, что субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными и техническими средствами для их надлежащего исполнения[16].
Принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях гласит, что информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям[17].
Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем гласит, что степень сложности системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса.
Принцип постоянства определяет, что система внутреннего контроля действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм[18].
Принцип комплексности определяет, что весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть им охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска[19].
Принцип распределения обязанностей гласит, что функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.
С учетом указанных принципов разработчики системы внутреннего контроля определяют конкретные требования к участникам процесса внутреннего контроля и аудита. Они могут выглядеть следующим образом.
Требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в хозяйствующем субъекте. Выполнение одним субъектом контрольных функций должно быть в обязательном порядке подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля.
Требование ущемления интересов заключается в том, что с помощью нормативных документов создаются условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят конкретного работника в экономически невыгодное положение. Это стимулирует его к устранению отрицательных отклонений и вызвавших их причин.
Недопущение сосредоточения прав контроля на всех его объектах в руках одного лица состоит в том, что в системе внутреннего контроля могут действовать независимо различные субъекты контроля. Несоблюдение этого требования создает условия для необъективного отражения в отчетных материалах результатов проверок.
Требование заинтересованности руководства хозяйствующего субъекта обусловлено тем, что эффективное функционирование системы внутреннего контроля невозможно без должной заинтересованности и участия в ее работе представителей собственников и топ менеджмента хозяйствующего субъекта[20].
Требование компетентности, добросовестности и честности внутренних аудиторов и внутренних контролеров хозяйствующего субъекта: если сотрудники хозяйствующего субъекта, в служебные функции которых входит осуществление внутреннего контроля, не обладают вышеуказанными характеристиками, то даже идеально организованная система внутреннего контроля не сможет работать эффективно[21].
Требование пригодности методик и программ, применяемых в работе системы внутреннего контроля, состоит в том, что методики и программы должны быть целесообразны и рациональны. В результате их применения в минимальной степени будет снижаться эффективность работы объектов внутреннего контроля, а сам внутренний контроль будет рационален, то есть и не вызывает излишних затрат труда и средств[22].
Требование единичной ответственности предполагает недопустимость закрепления одной и той же контрольной функции за несколькими субъектами контроля, так как это неизбежно приведет к безответственности, затрате излишних сил и средств.
Требование функционального потенциального замещения состоит в том, что временное выбытие отдельных субъектов контроля (например, в отпуск) не должно прерывать контрольные процедуры или затруднять их выполнение. Для снижения влияния этого фактора необходимо добиться, чтобы каждый субъект контроля умел выполнять в должной степени контрольную работу вышестоящего и одного - двух работников своего уровня[23].
Требование регламентации предусматривает, что эффективность функционирования системы внутреннего контроля напрямую зависит от наличия, качества и уровня утверждения регламентов (правил, стандартов), которыми она руководствуется, а также от их точного выполнения субъектами контроля[24].
Требование взаимодействия и координации заключается в том, что система внутреннего контроля должна функционировать на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб хозяйствующего субъекта. Такого взаимодействия можно добиться путем разработки комплекса нормативных документов, регламентирующих контрольную деятельность структурных подразделений и руководителей хозяйствующего субъекта[25].
Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира».
1.2. Порядок организации внутреннего контроля
Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира».
Внутренний контроль организации является:
1) неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
2) «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.
В качестве форм внутреннего контроля организации нужно выделить: внутренний аудит; структурно-функциональную форму внутреннего контроля[26]. Выбор формы внутреннего контроля зависит от: сложности организационной структуры; правовой формы; видов и масштабов деятельности; целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности; отношения руководства организации к контролю[27].
Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, в основном обладающим следующими особенностями:
- усложненной оргструктурой — дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации;
- многочисленностью филиалов, дочерних компаний;
- разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;
- стремлением органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.
Кроме задач чисто контрольного характера внутренние аудиторы могут решать задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования[28].
Во многих организациях нет отдела внутреннего аудита и ревизионной комиссии. В этом случае для осуществления внутреннего контроля целесообразно использовать структурно-функциональную форму внутреннего контроля организации. Понятие «структурно-функциональная форма внутреннего контроля» отражает необходимые взаимодействия единиц оргструктуры, соответствующие их контрольным функциям[29].
Объект внутреннего контроля организации — это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты внутреннего контроля организации: человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации; средства и системы информатизации; технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов; управленческие решения; процессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней какое-либо отношение; результаты функционирования организации; аспекты времени[30].