Файл: Сущность внутреннего контроля и процедуры внутреннего контроля (ООО «Багира»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего контроля в организации
1.1. Сущность, цели и задачи внутреннего контроля
1.2. Концепция внутреннего контроля
Глава 2. Организация внутреннего контроля в ООО «Багира»
2.1. Краткая характеристика ООО «Багира»
2.2. Оценка организации внутреннего контроля в ООО «Багира»
2.3. Недостатки в организации внутреннего контроля в ООО «Багира»
Введение
Актуальность. Любая деятельность внутри организации происходит в рамках двух систем. Одна - это организационная система, построенная для достижения заданных целей. Другая система - это система контроля, пронизывающая организационную систему. Она состоит из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры компании в частности достигнут поставленных целей.
Понятие внутреннего контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу ХХ столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету. Эволюционируя и расширяя сферу своего приложения, внутренний контроль к концу XX века превращается в инструмент контроля за рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления рисками - риск-менеджментом.
Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира».
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии;
- рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира».
Предметом исследования явились вопросы теории и практики внутреннего контроля.
Объектом исследования является ООО «Багира».
Теоретической и методологической основой исследования являются труды ученых в области ревизии и контроля, бухгалтерского учета и аудита.
Информационная основа работы. В работе использованы данные отчетности, учетных регистров и первичной документации ООО «Багира».
Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего контроля в организации
Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира».
1.1. Сущность, цели и задачи внутреннего контроля
Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Цель работы – исследование организации внутреннего контроля в ООО «Багира». Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследование цели, задач, объектов, субъектов и методов внутреннего контроля на предприятии; рассмотрение организации внутреннего контроля в ООО «Багира».
Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений[1].
Определение внутреннего контроля с точки зрения его бухгалтерского понимания звучит следующим образом: внутренний контроль есть структура, политика, правила, процедуры по обеспечению сохранности активов компании и надежности бухгалтерских записей, что дает достаточную уверенность в том, что:
1) транзакции должным образом авторизованы;
2) транзакции своевременно и точно отражаются в отчетности в соответствии со стандартами учета;
3) доступ к активам компании осуществляется на основании соответствующей авторизации;
4) физическое наличие активов периодически сверяется с бухгалтерскими записями[2].
Внутренний контроль - это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций[3]. Говоря о внутреннем контроле, важно осознавать, что он полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей, и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели. Выделяют пять основных целей внутреннего контроля:
- Надежность и полнота информации.
- Соответствие политике, планам, процедурам, законодательству.
- Обеспечение сохранности активов.
- Экономичное и эффективное использование ресурсов.
- Достижение подразделениями компании поставленных целей и задач[4].
Организация внутреннего контроля предполагает простую организационную структуру с четкими линиями подчиненности, ответственность в рамках полномочий, отчетность перед вышестоящими руководителями, разграничение критических функций, возможность быстрого реагирования при изменении как внутренних, так и внешних факторов, четкое определение роли и ответственности каждого отдела, надлежащий уровень контроля деятельности сотрудников и периодическая оценка результатов их работы[5].
Политика внутреннего контроля утверждается на уровне руководства в соответствии с целями и задачами организации и издается в письменном виде, доводится до сведения сотрудников, периодически пересматривается и обновляется по мере необходимости.
Процедуры внутреннего контроля обеспечивают разграничение критических функций, максимально просты и понятны, не противоречат и не дублируют друг друга, периодически пересматриваются и обновляются по мере необходимости[6].
Наличие эффективно работающей системы внутреннего контроля является важнейшим фактором роста конкурентоспособности предприятия. Дело в том, что, как показывает международная практика, наличие системы внутреннего контроля создает реальные предпосылки успешного развития бизнеса, в связи с:
- появлением возможности на выгодных условиях привлекать инвестиции путем повышения качества финансовой отчетности хозяйствующего субъекта[7];
- появлением возможности эффективно управлять использованием материальных и трудовых ресурсов хозяйствующего субъекта и проводить эффективную ценовую политику;
- появлением у собственников возможности контролировать деятельность топ менеджмента на соответствие его действий целям бизнеса хозяйствующего субъекта, а у топ менеджмента – эффективности работы филиалов и структурных подразделений хозяйствующего субъекта[8].
Рассмотрим сущность этих предпосылок.
Что касается предпосылки привлечения инвестиций, то, как показывает международная практика, невозможно получить на льготных условиях кредиты в международных и транснациональных банках и фондах без наличия системы внутреннего контроля[9]. Годовые отчеты публичных компаний, подписанные ее руководством, должны в обязательном порядке содержать проверенный внешним аудитором отчет о внутреннем контроле, в котором должна содержаться следующая информация:
- о деятельности руководства компании по созданию и обеспечению функционирования адекватной бизнесу структуры внутреннего контроля, а также процедур формирования финансовой отчетности;
- об оценке эффективности структуры внутреннего контроля и процедур, применяемых ею по отношению к финансовой отчетности[10].
1.2. Концепция внутреннего контроля
Концепция внутреннего контроля включает в себя следующие элементы:
- Контрольная среда.
- Механизмы и средства внутреннего контроля.
- Система оценки рисков.
Рассмотрим основные характеристики каждой из этих частей[11].
Контрольная среда в соответствии с международными стандартами внутреннего аудита – это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Правильно сформированная контрольная среда позволяет обеспечить необходимую процедуру и предпосылки для эффективной работы системы внутреннего контроля с помощью комплекса внутренних нормативных документов, предусматривающих разделение несовместимых функций, позволяющих руководителям хозяйствующих субъектов всех уровней принимать комплексные управленческие решения, касающиеся, в первую очередь, использования его активов, в том числе через систему визирования документов[12].