Файл: Цели, принципы, функции, методы менеджмента в сфере физической культуры и спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Менеджмент спортивных организаций

1.1 Цели менеджмента в сфере физической культуры и спорта

1.2 Принципы менеджмента в сфере физической культуры и спорта

1.3 Функции менеджмента в сфере физической культуры и спорта

1.4 Методы менеджмента в сфере физической культуры и спорта

1.5 Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в сфере физической культуры и спорта

2 Организованное Звено управления физической культурой и спортом спортивного оздоровительного центра

2.1 Внутренний менеджмент в спортивном оздоровительном центре ООО «Лукас»

3 Основы менеджмента зарубежных спортивно-оздоровительных центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение А - Принцы менеджмента в физической культуре и спорте

Приложение Б - Функции менеджмента в физической культуре и спорта

Приложение В - Виды контроля менеджмента в физической культуре и спорта

Приложение Г – Принципы контроля менеджмента в физической культуре и спорта

Приложение Д – Формы контроля менеджмента в физической культуре и спорта

Приложение Е - Взаимодействие общих и конкретных функций

Приложение Ж - Распределение уставного капитала и голосов учредителей ООО «Лукас»

- организация правового обеспечения;

- осуществление контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

- участие в разработке мобилизационных мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- обеспечение разработки и реализации мер по подготовке и повышению квалификации работников для городского хозяйства в области физической культуры и спорта;

- осуществление взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам;

- осуществление сотрудничества с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими, некоммерческими организациями, гражданки по вопросам деятельности;

- осуществление международного сотрудничества в области физической культуры и спорта;

- осуществление других функций в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Принципы контроля менеджмента в сфере физической культуры и спорта представлены в приложении Г[20].

Формы контроля менеджмента в сфере физической культуры и спорта представлены в приложении Д[21].

Специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях – это менеджмент в сфере физической культуры[22].

Объектом менеджмента в сфере физической культуры является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны.

1.4 Методы менеджмента в сфере физической культуры и спорта

С помощью конкретного механизма осуществляется процесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта. Механизм менеджмента в физической культуре и спорте (ФКиС) представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную реализацию целей ФСО, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей, производимых ими социально-культурных услуг[23].

Конкретные способы воздействия субъекта на объект представляют собой методы менеджмента в ФКиС[24].

Методы менеджмента в физической культуре и спорте классифицируют по различным основаниям. В совокупности методов менеджмента в физической культуре и спорте выделяют[25]:


- методы прямого (достижение непосредственного результата) воздействия;

- косвенного (создание условий для достижения результата) воздействия;

- формального (авторитарный стиль руководства) воздействия;

- неформального (демократический стиль руководства) воздействия.

На основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками физкультурно-спортивной, имеет важное значение классификация методов. По этому основанию методы менеджмента подразделяют:

- на организационные;

- на экономические;

- на социально-психологические.

На отношениях власти и подчинения базируются организационные методы менеджмента в ФКиС.

Для создания организационной основы совместной работы применяются методы организационно-стабилизирующего воздействия и заключаются в распределении функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установления порядка деловых взаимоотношений[26].

Эта группа методов включает:

- четкое закрепление функций за организацией, ее руководителем, подразделением, исполнителем и др.;

- определение допустимых границ деятельности и установление нормативов труда;

- ознакомление исполнителя с различными факторами и обстоятельствами выполнения определенных работ в форме объяснения, совета, предостережения, разъяснения и др.

Для решения текущих задач используются методы распределительного воздействия и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. В форме приказа обычно реализуются методы этой группы[27].

Для ликвидации отклонений в деятельности, для обеспечения четкого и своевременного выполнения установленных обязанностей предназначены методы дисциплинарного воздействия. Меры, применяемые за ненадлежащее выполнение обязанностей к работнику ФСО[28]:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- увольнение с работы;

- штрафные санкции.

В качестве специфических разновидностей организационных методов рассматриваются административные методы и методы правового регулирования.

С властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях, связаны административные методы[29]:

- должностное лицо наделен властными полномочиями и может отдавать приказы организации;

- должностное лицо обладает правом рассматривать заявления, жалобы граждан и удовлетворять их законные интересы;


- государственный орган управления устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению гражданами и др.

Применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения, представляют собой методы правового регулирования. Правовое регулирование разделяется на 2 способа[30]:

- авторитарный;

- автономный.

При регулировании административных и других правоотношений используется авторитарный способ. Одна сторона правоотношений наделена правом устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности, в этом заключается характеристика авторитарного способа[31].

Автономный способ базируется на том, что стороны правоотношений являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их. Методы правового регулирования отношений в сфере трудового, финансового и других отраслей права носят комплексный характер и включают в элементы авторитарного и автономного способов[32].

Для воздействия на социально-психологические отношения людей используются социально-психологические методы менеджмента в ФКиС и потому в наибольшей степени характерны для менеджмента ФСО[33]. С применением разнообразных неформальных факторов, интересов личности, группы, трудового коллектива связана специфика этих методов. К специфике этих методов относят[34]:

- формирование трудовых коллективов с учетом способностей, темперамента, черт характера человека, что создает благоприятные условия для совместной деятельности и социального развития ФСО;

- социальное нормирование поведения, в том числе путем поддержания традиций ФСО и т.п.;

- социальное регулирование, связанное с учетом реального взаимодействия социальных интересов, их единства и разнообразия;

- социальное стимулирование за счет создания обстановки социально-психологической заинтересованности в повышение квалификации, культурном росте сотрудников, творческом отношение к труду;

- удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, в том числе обеспечение возможностей для проведения досуга, предоставление жилья и т.п. благ;

- создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата совместной работы за счет морального стимулирования социальной активности, требовательности, помощи.


Для воздействия на экономические отношения предназначаются методы менеджмента в ФКиС[35]. Спектр методов менеджмента в ФКиС непосредственно широк. По преимуществу в целях управления ФКиС как бюджетное финансирование, капитальные вложения, дотации, используется часть методов, а в целях кооперирования средств, амортизационных отчислений, налогообложения, материального стимулирования - другая часть. Среди методов управления, которые могут находить применение в сфере ФКиС, можно выделить следующие[36]:

- Методы экономического воздействия.

- Централизованный плановый метод.

- Метод кредитования.

- Метод хозяйственного расчета.

На реализацию объективных экономических интересов направлены методы экономического воздействия. 3-х формах выступает материальное воздействие[37]:

- в общественной форме;

- в коллективной форме;

- в индивидуальной форме.

Моральные стимулы в первую очередь относятся к общественной форме. Как положительное материальное стимулирование, так и материальные санкции на коллективные и индивидуальные интересы могут иметь методы экономического воздействия.

К материальному стимулированию относятся:

-премия;

- заработная плата и др.

К материальным санкциям относятся:

- штрафы;

- лишение премий;

- прекращение финансирования и др.

При переходе на контрактную систему работы в нашей сфере находят широкое применение методы экономического воздействия[38].

Централизованный плановый метод позволяет:

- определить направления и цели развития видов спорта по регионам;

- правильно распределить трудовые и финансовые ресурсы;

- внедрить достижения научно-технического прогресса;

- контролировать проведение и выполнение плановых заданий.

Директивность, то есть обязательность выполнения установленных показателей и нормативов, является характерной особенностью этого метода[39].

Применение метода кредитования, в качестве экономического метода управления, предполагает централизованное установление условий в заёмных средствах. Этот экономический метод управления в сфере ФКиС используется очень редко.

Наиболее эффективный является хозяйственный расчет - это экономический метод управления, обеспечивающий определенную хозяйственную самостоятельность спортивных организаций при условии выполнения плана. Он определяет обязательную самоокупаемость, рентабельность, взаимосвязь итогов деятельности с материальным поощрением[40].


Хозяйственный расчет бывает:

- полный хозяйственный расчет;

- внутренний хозяйственный расчет.

Полный хозрасчёт может обеспечить только та организация, которая способна выполнять договора и любые обязательства с внешними и внутренними организациями и имеет свой финансовый счет в банке.

Существование хозрасчета невозможно без основных пяти принципов[41]:

- плановость;

- имущественная ответственность;

- хозяйственная самостоятельность;

- материальное стимулирование работников;

самоокупаемость и самофинансирование.

Существуют 3 модели хозрасчёта[42].

От двух форм оплаты труда получили свое название первые две модели[43]:

- в хозрасчётный доход и таким образом он гарантируется, а фонд материального поощрения образуется из остаточной прибыли, включается фонд заработной платы;

- после вычета материальных затрат, расчета с бюджетом и вышестоящими организациями, после выплаты процентов по кредитам, образования фондов социального развития идет остаток выручки на заработную плату.

Аренда является третьей моделью. Наиболее перспективной моделью хозрасчета является эта модель. Более высокого уровня самостоятельности достигнуть аренда позволяет. После конечного результата здесь производится оплата труда, а также выплаты всех платежей. Три вида аренды включает в себя эта модель хозрасчета:

- аренду имущества;

- внутрихозяйственную аренду;

- семейную или индивидуальную аренду.

Регламентируются отношения арендодателя с арендатором договором аренды. Строго нормируются все фонды экономического стимулирования при первой и второй формах хозрасчета. Право самостоятельно определять размеры фондов развития производства и социального развития предоставляется при использовании третьей модели хозрасчета[44].

1.5 Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в сфере физической культуры и спорта

В единстве, образуя определенный организационно-технологический процесс, действуют все общие и конкретные функции спортивного менеджмента. Комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве видов управленческой деятельности, осуществляемых персоналом физкультурно-спортивной организации – это система функций менеджмента в спортивной организации[45].