Файл: Цели, принципы, функции, методы менеджмента в сфере физической культуры и спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Менеджмент спортивных организаций

1.1 Цели менеджмента в сфере физической культуры и спорта

1.2 Принципы менеджмента в сфере физической культуры и спорта

1.3 Функции менеджмента в сфере физической культуры и спорта

1.4 Методы менеджмента в сфере физической культуры и спорта

1.5 Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в сфере физической культуры и спорта

2 Организованное Звено управления физической культурой и спортом спортивного оздоровительного центра

2.1 Внутренний менеджмент в спортивном оздоровительном центре ООО «Лукас»

3 Основы менеджмента зарубежных спортивно-оздоровительных центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение А - Принцы менеджмента в физической культуре и спорте

Приложение Б - Функции менеджмента в физической культуре и спорта

Приложение В - Виды контроля менеджмента в физической культуре и спорта

Приложение Г – Принципы контроля менеджмента в физической культуре и спорта

Приложение Д – Формы контроля менеджмента в физической культуре и спорта

Приложение Е - Взаимодействие общих и конкретных функций

Приложение Ж - Распределение уставного капитала и голосов учредителей ООО «Лукас»

Особую популярность получают клубы, где работают персональные инструкторы: с женщинами, имеющими избыточный вес, с пожилыми, не имеющими опыта занятия физическими упражнениями, с лицами, желающими серьезно заняться шейпингом и бодибилдингом[61].

Обобщение менеджмента зарубежных спортивных клубов показывает, что спортивные клубы разных стран обладают некоторой спецификой. В связи с этим нами выделены:

- американская модель спортивно-оздоровительного клуба;

- германская модель спортивно-оздоровительного клуба;

- скандинавская модель спортивного клуба.

Рассмотрим перечисленные модели менеджмента.

Основные различия между общественными и частными клубами спортивно-оздоровительной направленности представлены в приложении З.

Зарубежные спортивно-оздоровительные клубы предоставляют различные виды дополнительных услуг (приложение И)[62].

Следующими параметрами характеризуется оптимальная структура организации спортивных клубов в Германии:

- целесообразен 1 клуб на 1 тыс. жителей (в среднем);

- каждый клуб должен предусматривать программы для всех возрастных групп обоих полов;

- для каждого клуба обязательны программы соревновательных и не соревновательных видов спорта;

- членство в клубах - взносы вносятся из расчета оплаты в среднем одного часа работы квалифицированного специалиста;

- в каждом из обществ культивируются 10 и более основных национальных видов спорта;

- все другие виды, не соответствующие климатическим или географическим условиям, должны быть предусмотрены в соседнем клубе в радиусе одного часа езды.

8,2 тыс. различных курсов 10 млн. спортивных мероприятий организуют клубы. Подготовка кадров для работы в качестве спортивных руководителей на добровольной основе - одна из составных частей деятельности клубов. В стране насчитывается 1,5 млн. мужчин и женщин, добровольно работающих председателями, членами президиумов, судьями, казначеями и т.д. Их труд ежегодно оценивается более чем в 3,7 млрд. западногерманских марок, или 2 млрд. долларов. Ежегодно они проводят па спортивных площадках или за рабочим столом 205 млн. часов[63].

Непосредственно есть и штатные специалисты-профессионалы, работающие в большом спорте, но их 10 тысяч слишком мало в сравнении с 1,7 млн. энтузиастов[64].

Экономическая значимость системы спортивных клубов просто замечательна[65]:


- 3,7 млрд. марок государство экономит за счет неоплачиваемого труда.

- 3,6 млрд. марок составляют ежегодный финансовый бюджет клубов.

- расходуется 19 млрд. марок денежных на образование, спортивную форму, транспорт, питание и литератур.

Настоящий рынок спорта создан миллионами участников, в котором члены являются лучшими потребителями по сравнению со спортсменами высокого класса, период выступления которых в большом спорте значительно короче[66].

По менеджменту спортивных клубов немецкие специалисты считают, что клуб как форма организации спортивно-оздоровительной работы с населением наиболее эффективен по следующим причинам[67]:

- менеджмент ориентирован на интересы населения, предоставляет возможность широкого выбора видов спорта;

- менеджмент ориентирован на соревновательную деятельность: хорошо стимулирует для участия в соревнованиях регионального и местного уровней;

- менеджмент ориентирован на здоровый образ жизни: представляет более удобную форму для участия людей в соревновательной деятельности по сравнению с индивидуальными занятиями спортом или коммерческими спортивными программами;

- менеджмент ориентирован на добровольную работу в области спорта: отмечается высокий процент людей, работающих здесь в качестве руководителей на добровольной основе;

- экономически менеджмент выгоден: стоимость занятий немного ниже в связи с добровольной работой руководителей.

Из следующих принципов исходят в Германии многие спортивно-оздоровительные клубы в своей деятельности[68]:

- не существует нежелающих людей заниматься спортом;

- существует плохая организация;

Чтобы первые шаги в спорте принесли успех, начинающим следует предлагать занятия спортом в самой упрощенной форме;

- должен быть человек, который пригласит начинающего;

- путь в спорт - это почти всегда путь двоих.

Следующих практических принципов придерживаются немецкие общественные клубы[69]:

- услуги должны предоставляться по доступным ценам;

- заняться определенным видом спорта клуб;

- инструкторы уделяют внимание каждому занимающемуся;

- спортивные залы оснащены современными тренажерами;

- молодые люди могут самостоятельно организовать свое свободное время и участвовать в разработке программ;

- спорт в коллективе - самый лучший спорт.

Частные клубы в ФРГ в отличие от общественных клубов называются фитнес-студиями. Их насчитывается более 5000, из них[70]:


- 4450 мужских;

- 550 - женских.

Фитнес-студия - это хорошо оборудованное помещение, в котором непосредственно кроме специальных тренажеров предлагаются и другие виды услуг - индивидуальные тренажеры, оборудование, приспособленное к разному уровню подготовки занимающегося, целевые программы для совершенствования различных частей тела, персональные занятия, документально оформленные индивидуальные планы тренировок. В своей работе они зачастую отходят от общепринятых в спортивной педагогике методик и установок[71].

Непосредственно подобная студия облетает начинающему его первые шаги в спорте. Начинающий посещает студию, когда у него есть свободное время. Обычные спортивные тренировки дополняют занятия на выносливость целенаправленными занятиями на развитие мускулатуры, обилие специализированных тренажеров позволяет сэкономить время и т.д. Благодаря индивидуальному плану тренировок, рассчитанному на подготовку начинающего и физическое состояние, начинающий избегает, в отличие от групповых тренировок, перегрузок, уменьшается монотонность занятий[72].

Посетителями «фитнес-студий» в Германии является молодежь. от 19 до 30 лет составляет возраст 60% участников. В общественных клубах сроки пребывания в них значительно короче. В среднем 40% участников студий выбывают из них в течение года.

Источники финансирования зарубежных спортивно-оздоровительных клубов, С начала 80-х годов в развитых западных странах стала преобладать новая философия досуга, так называемая гедонистическая концепция. Задачи заключается[73]:

- в возможности неформального, свободного человеческого общения;

-в уходе от повседневных жизненных проблем;

- улучшения сохранения здоровья.

Такая философия более соответствует современным, обновившимся жизненным представлениям населения нашего времени. Это привело к существенным модификациям в сфере спортивно-оздоровительных услуг. В ведущих зарубежных странах стало все больше и больше появляться прекрасных спортивно-оздоровительных клубов и центров[74].

Современные зарубежные спортивно-оздоровительные клубы и центры - это великолепные комплексы не только спортивно-оздоровительных, но и развлекательных, образовательных, торговых и деловых услуг. Спортивно-оздоровительные клубы и центры нового типа - это, как правило, частные, коммерческие организации, которые соседствуют с традиционными мелкими и средними клубами. Забота об удовлетворении многообразных запросов клиентов и высококачественное обслуживание их - главное условие коммерческого успеха и выживания клуба. Как показывает зарубежная практика, спортивно-оздоровительные клубы и центры нового типа взимают плату с клиентов на 9-10% больше и получают доход на 12-15% больше, чем средний клуб, и соответственно быстрее расширяют свой бизнес.


Анализ данных зарубежных исследований показывает[75]:

- 69% коммерческих спортивно-оздоровительных клубов относятся к малому бизнесу.

В начале раздела отмечалось, что в зарубежных странах действуют различные виды клубов:

- общественные;

- частные;

- коммерческие;

- некоммерческие.

В разных видах клубов различны и источники финансирования.

Для муниципальных спортивно-оздоровительных клубов и некоммерческих организаций основным источником финансирования являются дотации государственных органов разного уровня, и прежде всею местных муниципальных властей. Размеры этих дотаций и процент в общей смете различны в разных клубах и странах. Далее идут членские взносы, предоставление дополнительных платных услуг, поступления от спонсоров, лицензионной деятельности, общественных фондов[76].

Основными источниками финансирования частных и коммерческих спортивно-оздоровительных клубов в зарубежных странах являются[77]:

- членские и вступительные взносы, составляющие до 70% всех поступлений;

- поступления от оплаты за тренировочные программы и консультации;

-доход от оплаты дополнительных и сопутствующих услуг, достигающий в некоторых клубах 30%;

- доходы за счет новых членов клуба (большинство зарубежных клубов работают па 70-80% своих потенциальных возможностей и поэтому планируют роет числа членов клуба и соответствующий финансовый доход);

- доход от лицензионной деятельности и другой коммерческой деятельности;

- поступления от спонсоров и благотворительных фондов. Следует подчеркнуть, что специалисты зарубежных клубов применяют очень гибкие системы оплаты членских взносов.

Наряду с дифференцированной системой членских взносов, представленной в таблице, применяется еще и система скидок. Так, в анализируемом клубе при месячной оплате членских взносов предоставляется 7% скидки для тех членов клуба, которые платят за целый год вперед[78].

Большое внимание зарубежные специалисты уделяют экономическому анализу деятельности спортивно-оздоровительных клубов[79]. Рекомендации американских специалистов по финансовому менеджменту[80]:

- необходим личный контроль над всеми статьями расходной части сметы;

- результативными показателями являются: сравнение доходов своею клуба со средними показателями в отрасли и отказ от деятельности;


- необходим подробный анализ наиболее крупных статей расходов;

- для осуществления контроля над расходами эффективно использование компьютера, проведение его в течение всего года и сравнение финансовых доходов с прогнозами;

- договора с поставщиками сопутствующих услуг лучше всего осуществлять на конкурсной основе;

- в целях сокращения расходов лучше всего покупать оборудование и совместно с другими клубами или организациями;

- необходимо собирать информацию о вероятности повышения цен на коммунальные и почтовые услуги и заранее планировать ответные действия;

- персонал должен быть в курсе финансовой политики клуби области расходов.

Среднестатистический критерий оценки эффективности работы спортивно-оздоровительный клуб в США насчитывает от 2000 до 2500 членов. Клубы открыты по 16 часов в день. Наиболее популярные часы работы с 17.00 до 21.30 ч[81].

Соотношение общей годовой прибыли с общей площадью комплекса используют в США владельцы коммерческих спортивно-оздоровительных клубов, в качестве критерия оценки эффективности работ[82].

В зарубежных клубах принято практика к концу года подводить итоги его деятельности. При этом обязательно учитывается количество новых членов клуба, а также тех, кто по каким-то причинам покинул клуб. Немногие зарубежные клубы работают на полную мощность, поэтому практически все они планируют увеличение своих членов в течение года. Принимая во внимание, что большинство клубов работают на 85% своих потенциальных возможностей, рост числа членов клуба в год на 9% считается удовлетворительным, на 11% - хорошим и на 13% - отличным[83].

Во многих зарубежных странах существует льготное налогообложение спортивно-оздоровительных клубов, стимулирующее предпринимателей заниматься этим видом малого бизнеса. Например, в ФРГ с 1990 г. вступил в силу закон об оказании помощи спортивным клубам. В соответствии с законом о налогообложении корпораций, прибыль которых не превышает 7500 марок, налог не взимается. Под эту статью подходят и спортивные клубы. Клубы получили также право возмещать убытки, понесенные ими в одном виде деятельности, за счет доходов в другом виде. Важно только следить, чтобы при финансовых операциях деятельность клуба в целом не оказалась убыточной. В противном случае он лишается льгот при выплате налогов. Поэтому торговля спортивными товарами и инвентарем, осуществляемая спортивным клубом, может принести ему большую пользу. Если учесть, что цены на товары, продаваемые в клубах, ниже, чем в специализированных магазинах, то станет ясно, что этот закон дает клубам значительные преимущества[84].