Файл: Рынок культурно-развлекательных услуг Российской Федерации (Тенденции развития Российского рынка культурно-развлекательных услуг).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Теоретические ᡪаспекты ᡪизучения ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг
1.1 ᡪТенденции ᡪразвития ᡪРоссийского ᡪрынка ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг
1.2 Сущность и понятие услуги «культурно-развлекательный ᡪцентр»
Глава 2. Современное направление культурно-развлекательной деятельности
2.1 Особенности становления и проблемы развития индустрии развлечений
2.2 Новые формы развлекательной деятельности
Введение
Актуальность ᡪтемы ᡪисследования. ᡪВ ᡪсовременной ᡪэкономике ᡪРоссии ᡪсуществованию ᡪи ᡪразвитию ᡪиндустрии ᡪразвлечений ᡪвсегда ᡪуделялось ᡪнедостаточное ᡪвнимание, ᡪв ᡪто ᡪвремя ᡪкак ᡪв ᡪдругих ᡪстранах ᡪэтому ᡪвопросу ᡪотводилось ᡪмного ᡪвнимания. ᡪПоэтому ᡪна ᡪфоне ᡪвозрастающей ᡪконкуренции, ᡪпадения ᡪплатежеспособного ᡪспроса ᡪнаселения, ᡪнестабильности ᡪвнешней ᡪсреды, ᡪхарактерных ᡪдля ᡪсовременной ᡪРоссии, ᡪусловия ᡪсуществования ᡪи ᡪразвития ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪкомплексов, ᡪкак ᡪи ᡪмногих ᡪдругих ᡪпредприятий, ᡪявляются ᡪнестабильными, ᡪвозрастает ᡪчастота ᡪпоявления ᡪвнезапных ᡪизменений, ᡪповышается ᡪобщая ᡪнепредсказуемость ᡪрыночного ᡪразвития ᡪкомплекса.
В ᡪданной ᡪситуации ᡪнеобходимо ᡪразвитие ᡪновых ᡪформ ᡪи ᡪспособов ᡪстимулирования ᡪинновационной ᡪдеятельности, ᡪспособствующих ᡪформированию ᡪразвития ᡪкультурно ᡪ- ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг.
Современная ᡪнаука ᡪпредлагает ᡪузкий ᡪнабор ᡪметодик, ᡪпозволяющих ᡪоценить ᡪстратегические ᡪвозможности ᡪименно ᡪроссийского ᡪпредприятия ᡪсферы ᡪиндустрии ᡪразвлечений, ᡪа ᡪтакже ᡪспрогнозировать ᡪвлияние ᡪвозможных ᡪпредстоящих ᡪсобытий ᡪна ᡪего ᡪдеятельность.
Большинство ᡪнаучных ᡪработ ᡪв ᡪэтой ᡪобласти ᡪосновывается ᡪна ᡪтехнологиях, ᡪразработанных ᡪдля ᡪкрупных ᡪзарубежных ᡪкультурно-развлекательных ᡪпредприятиях, ᡪгде ᡪвся ᡪинформация ᡪдля ᡪпринятия ᡪрешений ᡪчетко ᡪструктурирована, ᡪимеется ᡪдостаточно ᡪданных ᡪдля ᡪпринятия ᡪстратегических ᡪрешений. ᡪРуководители ᡪже ᡪбольшинства ᡪроссийских ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪпредприятий ᡪвынуждены ᡪработать ᡪс ᡪнеструктурированными ᡪмассивами ᡪданных ᡪо ᡪсостоянии ᡪрынка, ᡪстратегические ᡪрешения ᡪпринимаются ᡪв ᡪусловиях ᡪотсутствия ᡪдостоверной ᡪинформации ᡪо ᡪсостоянии ᡪвнешней ᡪсреды, ᡪвозможности ᡪсобственного ᡪпредприятия ᡪиногда ᡪпереоцениваются, ᡪчто ᡪнередко ᡪприводит ᡪк ᡪпечальным ᡪпоследствиям.
В ᡪусловиях ᡪроста ᡪконкурентной ᡪсреды ᡪроссийские ᡪуправленцы ᡪкак ᡪникогда ᡪиспытывают ᡪпотребность ᡪв ᡪналичии ᡪинновационных ᡪтехнологий ᡪуправления. ᡪРуководители ᡪбольшинства ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪкомплексов ᡪна ᡪсегодняшний ᡪдень ᡪпринимают ᡪстратегические ᡪрешения, ᡪопираясь ᡪтолько ᡪна ᡪсвой ᡪсобственный ᡪопыт ᡪи ᡪздравый ᡪсмысл.
Принимать ᡪадекватные ᡪизменяющимся ᡪусловиям ᡪфункционирования ᡪрешения ᡪстановится ᡪвсе ᡪтруднее ᡪиз-за ᡪрастущей ᡪконкуренции, ᡪпоявления ᡪновых ᡪтехнологий ᡪв ᡪиндустрии ᡪразвлечений, ᡪпостоянно ᡪусиливающихся ᡪтребований ᡪсо ᡪстороны ᡪконтролирующих ᡪи ᡪрегламентирующих ᡪдеятельность ᡪорганов ᡪи ᡪт.п. ᡪПредмет ᡪисследования ᡪ- ᡪсовокупность ᡪиндустрии ᡪразвлечений ᡪи ᡪотдыха, ᡪоснованная ᡪна ᡪформировании ᡪэффективных ᡪмеханизмов ᡪразвития ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪуслуг.
Объект ᡪисследования ᡪ- ᡪсовременные ᡪвиды ᡪи ᡪформы ᡪкультурно-развлекательной ᡪдеятельности.
Цель ᡪданной ᡪработы ᡪсостоит ᡪв ᡪрассмотрении ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪкомплексов ᡪв ᡪсовременной ᡪэкономике, ᡪа ᡪтакже ᡪв ᡪопределении ᡪспособов ᡪреализации ᡪинновационных ᡪпроектов ᡪкультурно-развлекательной ᡪдеятельности.
Достижение ᡪпоставленной ᡪцели ᡪосуществлялось ᡪпутем ᡪрассмотрения ᡪвзаимосвязанных ᡪзадач:
- рассмотрение ᡪосновных ᡪвидов ᡪи ᡪформ ᡪкультурно-развлекательной ᡪдеятельности;
- исследование ᡪтеоретических ᡪоснов ᡪорганизации ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪкомплексов;
- изучение ᡪсовременных ᡪтенденций ᡪи ᡪособенностей ᡪкультурно-развлекательной ᡪдеятельности.
Практическая ᡪзначимость ᡪработы ᡪсостоит ᡪв ᡪцелесообразности ᡪприменения ᡪее ᡪположений ᡪи ᡪвыводов ᡪпри ᡪуправлении ᡪсовременными ᡪпредприятиями ᡪкультурно-развлекательной ᡪдеятельности.
Глава1. Теоретические ᡪаспекты ᡪизучения ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг
1.1 ᡪТенденции ᡪразвития ᡪРоссийского ᡪрынка ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг
Дается ᡪанализ ᡪсовременного ᡪсостояния ᡪроссийского ᡪрынка ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг. ᡪРаскрывается ᡪсущность ᡪрынка ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг, ᡪхарактеризуются ᡪспрос ᡪи ᡪпредложение ᡪна ᡪданном ᡪрынке, ᡪописывается ᡪего ᡪэкономическая ᡪи ᡪсоциальная ᡪроль ᡪв ᡪжизни ᡪобщества. ᡪРассматриваются ᡪосновные ᡪтенденции ᡪразвития ᡪданного ᡪрынка.
Ключевые ᡪслова: ᡪрынок ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг, ᡪдосуг, ᡪразвлечения.
В ᡪсовременном ᡪмире ᡪразвлекательные ᡪуслуги ᡪстановятся ᡪвсе ᡪболее ᡪвостребованными. ᡪНесмотря ᡪна ᡪто, ᡪчто ᡪони ᡪне ᡪотносятся ᡪк ᡪуслугам ᡪпервой ᡪнеобходимости, ᡪспрос ᡪна ᡪразвлечения ᡪинтенсивно ᡪрастет, ᡪи ᡪэто ᡪблагоприятно ᡪотражается ᡪна ᡪразвитии ᡪрынка ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг.
Под ᡪрынком ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг ᡪследует ᡪпонимать ᡪсовокупность ᡪсуществующих ᡪи ᡪпотенциальных ᡪпотребителей ᡪс ᡪсоответствующими ᡪзапросами ᡪи ᡪинтересами, ᡪпотребляющими ᡪданные ᡪуслуги ᡪс ᡪцелью ᡪприобщения ᡪк ᡪмиру ᡪкультуры ᡪи ᡪискусства ᡪи ᡪполучения ᡪэстетического ᡪудовольствия ᡪво ᡪвремя ᡪпроведения ᡪдосуга. ᡪВ ᡪсвою ᡪочередь, ᡪразвлекательная ᡪуслуга ᡪ– ᡪсовокупность ᡪцеленаправленных ᡪдействий ᡪв ᡪсфере ᡪобслуживания, ᡪкоторые ᡪориентированы ᡪна ᡪудовлетворение ᡪпотребностей ᡪв ᡪпроцессе ᡪи ᡪв ᡪцелях ᡪразвлечения.
Среди ᡪхарактерных ᡪчерт ᡪсферы ᡪразвлечений ᡪможно ᡪвыделить ᡪследующие:
1. спрос ᡪна ᡪразвлечения ᡪна ᡪтрадиционном ᡪрынке ᡪможно ᡪопределить, ᡪкак ᡪэластичный ᡪпо ᡪдоходу. ᡪОн ᡪсвязан ᡪс ᡪнеобязательными ᡪрасходами, ᡪи ᡪпоэтому ᡪочень ᡪподвержен ᡪвлиянию ᡪизменений ᡪв ᡪдоходах ᡪпотребителей; ᡪ
2. снижение ᡪпокупательской ᡪспособности ᡪнаселения ᡪвызывает ᡪструктурные ᡪизменения ᡪрынка ᡪразвлечений. ᡪВ ᡪтаком ᡪслучае ᡪможно ᡪнаблюдать, ᡪтак ᡪназываемый, ᡪэффект ᡪзамещения, ᡪкоторый ᡪпроявляется ᡪв ᡪзамене ᡪболее ᡪдорогих ᡪуслуг ᡪменее ᡪдорогими. ᡪТакже ᡪнемаловажную ᡪроль ᡪначинает ᡪзанимать ᡪинтернет ᡪввиду ᡪсвоей ᡪфинансовой ᡪдоступности; ᡪ
3. предприятия, ᡪзанимающиеся ᡪсферой ᡪразвлечений, ᡪпо ᡪсуществу, ᡪорганизуются ᡪкоммерческими ᡪструктурами ᡪ(кинотеатры, ᡪдискотеки, ᡪбоулинг) ᡪ– ᡪэто ᡪобусловлено ᡪвысокой ᡪоборачиваемостью ᡪкапитала ᡪи ᡪотносительно ᡪне ᡪсложными ᡪи ᡪнаукоёмкими ᡪтехнологиями, ᡪи ᡪоборудованием. ᡪГосударство ᡪи ᡪнекоммерческие ᡪорганизации, ᡪзачастую, ᡪ«опекают» ᡪне ᡪоплачиваемые ᡪили ᡪлишь ᡪчастично ᡪоплачиваемые ᡪразвлечения ᡪ(планетарии, ᡪмузеи, ᡪгосударственные ᡪзоны ᡪотдыха, ᡪпарки);
4. размытость ᡪграниц ᡪрынка ᡪразвлечений, ᡪобусловленная ᡪприсутствием ᡪразвлекательного ᡪкомпонента ᡪво ᡪмногих ᡪсферах ᡪи ᡪнаправлениях ᡪдеятельности; ᡪ
5. наличие ᡪвидовой ᡪконкуренции; ᡪ
6. в ᡪструктуре ᡪресурсов ᡪразвлекательного ᡪсервиса ᡪважное ᡪзначение ᡪприобретает ᡪ«человеческий ᡪкапитал». ᡪСубъективные ᡪособенности ᡪлюдей, ᡪпроизводящих ᡪуслуги, ᡪнередко ᡪоказывают ᡪрешающее ᡪвлияние ᡪна ᡪкачество ᡪуслуги, ᡪопределяют ᡪуровень ᡪуслуг, ᡪстепень ᡪудовлетворения ᡪклиентов, ᡪв ᡪконечном ᡪсчете ᡪ– ᡪприбыль ᡪфирмы. ᡪОсобое ᡪзначение ᡪимеют ᡪталант, ᡪумственные ᡪи ᡪпсихологические ᡪспособности, ᡪглубокие ᡪзнания ᡪи ᡪквалификация, ᡪхудожественный ᡪвкус ᡪи ᡪзнания ᡪ[2].
Наиболее ᡪсущественным ᡪфактором ᡪдинамичного ᡪразвития ᡪрынка ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪявляется ᡪувеличение ᡪдоли ᡪсвободного ᡪвремени ᡪв ᡪструктуре ᡪобщего ᡪбюджета ᡪвремени ᡪиндивида. ᡪВ ᡪначале ᡪXX ᡪв. ᡪв ᡪиндустриально ᡪразвитых ᡪстранах ᡪпроизошел ᡪрост ᡪудельного ᡪвеса ᡪсвободного ᡪвремени ᡪв ᡪобщем ᡪбюджете ᡪвремени ᡪтрудящегося ᡪнаселения ᡪза ᡪсчет ᡪсокращения ᡪпериода ᡪзанятости, ᡪрасходуемого ᡪна ᡪтрудовую ᡪдеятельность, ᡪтак ᡪкак ᡪв ᡪиндустриальном ᡪпроизводстве ᡪрабочий ᡪдень ᡪстал ᡪнормироваться ᡪи ᡪу ᡪработника ᡪпоявилось ᡪфиксированное ᡪсвободное ᡪвремя ᡪв ᡪконце ᡪдня, ᡪнедели, ᡪему ᡪстал ᡪпредоставляться ᡪежегодный ᡪотпуск. ᡪТенденции ᡪроста ᡪколичества ᡪсвободного ᡪвремени ᡪи ᡪизменения ᡪструктуры ᡪдосуга ᡪпрослеживаются ᡪпо ᡪнастоящее ᡪвремя.
Следует ᡪотметить, ᡪчто ᡪв ᡪРоссии ᡪтакже ᡪувеличивается ᡪколичество ᡪсвободного ᡪвремени ᡪтрудящихся ᡪи ᡪизменяется ᡪструктура ᡪвремяпрепровождения. ᡪТакая ᡪтенденция ᡪположительно ᡪсказывается ᡪна ᡪразвитии ᡪрынка ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪв ᡪРоссии, ᡪпоскольку ᡪудовлетворение ᡪпотребности ᡪв ᡪактивном ᡪпроведении ᡪдосуга ᡪвозможно ᡪблагодаря ᡪсуществованию ᡪи ᡪзначительному ᡪрасширению ᡪпредложения ᡪна ᡪданном ᡪрынке.
Заметим ᡪтакже, ᡪчто ᡪразвлечения ᡪвостребованы ᡪвсегда, ᡪв ᡪлюбую ᡪэпоху, ᡪтак ᡪкак ᡪпотребность ᡪв ᡪотдыхе ᡪи ᡪрелаксации ᡪобусловлена ᡪфизиологическими ᡪи ᡪпсихологическими ᡪособенностями ᡪчеловеческого ᡪорганизма. ᡪПо ᡪмере ᡪразвития ᡪобщества ᡪизменению ᡪподвергаются ᡪкак ᡪколичество ᡪсвободного ᡪвремени, ᡪтак ᡪи ᡪспособы ᡪорганизации, ᡪи ᡪсодержание ᡪдосуга ᡪ[1].
В ᡪнастоящее ᡪвремя ᡪреализация ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪпроисходит ᡪв ᡪусловиях ᡪрынка. ᡪРынок ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪпредставляет ᡪсобой ᡪсовокупность ᡪсоциально-экономических, ᡪправовых ᡪи ᡪорганизационных ᡪотношений ᡪмежду ᡪпотребителями ᡪи ᡪпроизводителями ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪв ᡪпроцессе ᡪих ᡪкупли-продажи. ᡪРынок ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪфункционирует ᡪпо ᡪвсем ᡪправилам ᡪи ᡪзаконам, ᡪприсущим ᡪрыночному ᡪмеханизму. ᡪНаиболее ᡪсущественными ᡪи ᡪважными ᡪхарактеристиками ᡪданного ᡪрынка, ᡪкак ᡪи ᡪлюбого ᡪдругого, ᡪявляются ᡪспрос ᡪи ᡪпредложение, ᡪкоторые ᡪпозволяют ᡪосуществлять ᡪсвязь ᡪмежду ᡪпродавцом ᡪи ᡪпотребителем ᡪразвлекательных ᡪуслуг. ᡪСпрос ᡪна ᡪтакие ᡪуслуги ᡪзависит ᡪот ᡪряда ᡪфакторов, ᡪнаиболее ᡪзначимыми ᡪиз ᡪкоторых ᡪможно ᡪсчитать ᡪколичество ᡪсвободного ᡪвремени, ᡪплатежеспособность ᡪнаселения, ᡪсезонную ᡪсоставляющую, ᡪпотребительские ᡪпредпочтения ᡪи ᡪдр. ᡪНа ᡪформирование ᡪпредложения ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪоказывают ᡪвлияние ᡪтакие ᡪфакторы, ᡪкак ᡪуровень ᡪиздержек ᡪпроизводства ᡪразвлекательных ᡪуслуг, ᡪинтенсивность ᡪразвития ᡪтехнологий, ᡪиспользуемых ᡪдля ᡪоказания ᡪразвлекательных ᡪуслуг, ᡪколичество ᡪсубъектов ᡪна ᡪданном ᡪрынке, ᡪсезонная ᡪсоставляющая ᡪи ᡪт.д.
Рынок ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪиграет ᡪважную ᡪроль ᡪв ᡪэкономической ᡪи ᡪсоциальной ᡪсферах, ᡪтак ᡪкак ᡪон ᡪвлияет ᡪна ᡪструктуру ᡪобщественного ᡪпроизводства ᡪ(для ᡪфункционирования ᡪразвлекательных ᡪучреждений ᡪнеобходимы ᡪсоответствующее ᡪоборудование, ᡪнаучно-технические ᡪразработки ᡪи ᡪт.д.); ᡪблаготворно ᡪвоздействует ᡪна ᡪзанятость ᡪнаселения ᡪчерез ᡪсоздание ᡪрабочих ᡪмест; ᡪспособствует ᡪэкономическому ᡪразвитию ᡪстраны ᡪ(региона) ᡪпосредством ᡪпри-влечения ᡪиностранных ᡪпотребителей ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪи ᡪпредотвращает ᡪутечку ᡪотечественного ᡪкапитала ᡪза ᡪрубеж, ᡪпредоставляя ᡪместному ᡪна-селению ᡪконкурентоспособные ᡪразвлечения; ᡪформирует ᡪмодель ᡪповедения ᡪчеловека, ᡪотвечающую ᡪсоответствующему ᡪэтапу ᡪразвития ᡪобщества; ᡪспособствует ᡪоздоровлению ᡪнаселения ᡪи ᡪпрофилактике ᡪряда ᡪзаболеваний ᡪчерез ᡪпредоставление ᡪспортивно-развлекательных ᡪуслуг ᡪи ᡪт.д.
Таким ᡪобразом, ᡪзначимость ᡪрынка ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪдля ᡪобщества ᡪзаключается ᡪв ᡪтом, ᡪчто ᡪон ᡪспособствует ᡪинтеграции ᡪмножества ᡪаспектов ᡪсоциальной ᡪжизни ᡪчеловека ᡪи ᡪвследствие ᡪэтого ᡪиграет ᡪважную ᡪроль ᡪв ᡪпроцес-се ᡪформирования ᡪу ᡪнего ᡪпредставления ᡪо ᡪполноте ᡪсвоего ᡪсуществования ᡪв ᡪокружающем ᡪмире; ᡪсоздает ᡪвозможность ᡪдля ᡪудовлетворения ᡪкультурно-досуговых ᡪи ᡪдуховных ᡪпотребностей ᡪлюдей, ᡪа ᡪтакже ᡪоказывает ᡪрекреационное, ᡪвоспитательное, ᡪоздоровительное ᡪи ᡪразвивающее ᡪвоздействие ᡪна ᡪразвитие ᡪобщества; ᡪсодействует ᡪформированию ᡪдосуговых ᡪпредпочтений ᡪдоминирующей ᡪчасти ᡪнаселения ᡪстраны; ᡪблаготворно ᡪвлияет ᡪна ᡪразвитие ᡪтуризма ᡪпутем ᡪпривлечения ᡪтуристских ᡪпотоков ᡪв ᡪстрану ᡪ(регион).
В настоящее ᡪвремя ᡪроссийский ᡪрынок ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪнаходится ᡪв ᡪстадии ᡪстановления ᡪи ᡪразвивается ᡪхаотично, ᡪпреимущественно ᡪориентируясь ᡪна ᡪзарубежный ᡪопыт ᡪфункционирования ᡪструктур, ᡪимеющих ᡪотношение ᡪк ᡪрегулированию ᡪили ᡪнепосредственному ᡪпредоставлению ᡪтакого ᡪрода ᡪуслуг. ᡪВ ᡪсвязи ᡪс ᡪвозрастающим ᡪвоздействием ᡪроссийского ᡪрынка ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪна ᡪразличные ᡪаспекты ᡪсоциально-экономической ᡪжизни ᡪобщества ᡪтребуется ᡪрешение ᡪряда ᡪконкретных ᡪзадач, ᡪсреди ᡪкоторых ᡪможно ᡪвыделить ᡪследующие: ᡪраскрытие ᡪсущности ᡪфункций ᡪразвлекательных ᡪуслуг, ᡪопределение ᡪосновных ᡪтенденций ᡪразвития ᡪрынка ᡪразвлечений, ᡪвыявление ᡪи ᡪоценка ᡪресурсов ᡪпредоставления ᡪразвлекательных ᡪуслуг, ᡪопределение ᡪфакторов, ᡪоказывающих ᡪвлияние ᡪна ᡪразвитие ᡪрассматриваемого ᡪрынка, ᡪи ᡪт.д.