Файл: Рынок культурно-развлекательных услуг Российской Федерации (Тенденции развития Российского рынка культурно-развлекательных услуг).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Теоретические ᡪаспекты ᡪизучения ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг
1.1 ᡪТенденции ᡪразвития ᡪРоссийского ᡪрынка ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг
1.2 Сущность и понятие услуги «культурно-развлекательный ᡪцентр»
Глава 2. Современное направление культурно-развлекательной деятельности
2.1 Особенности становления и проблемы развития индустрии развлечений
2.2 Новые формы развлекательной деятельности
. Сегмент игровых развлечений, основанных на использовании автоматов и симуляторов. Основные предприятия: Star Galaxy, Game Zona, Crazy Park, Igromax.
. Игорный бизнес: Ritzio Entertainment Group, «Джекпот», Storm International, «РиО».
. Боулинг: «Планета Боулинг», «Космик», «Боулинг Сити».
. Тематические парки: «Диво-Остров», «Атрилэнд», парк «Адмирал Врунгель».
. Развлечения в сети Интернет.
. Видеоигры. Почти половину рынка занимают четыре российские производителя - Nival Online, IT Territory, TimeZero и Nikita Online, которые в 2007 г. объявили об объединении в холдинг Astrum Online Entertainment.
По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), Интернет будет оставаться самым быстрорастущим сегментом российской индустрии развлечений в ближайшие 5 лет (до 2011 г.), прибавляя в среднем по 20% ежегодно. Сегменты игорного бизнеса и звукозаписи будут падать в среднем на 22,2% и 7,7% в год соответственно. Однако в целом по рынку развлечений наблюдаются положительные тенденции. [6, с.4]
2.2 Новые формы развлекательной деятельности
кафе библиотека развлечение индустрия
На рынке российских предприятий, занятых непосредственным развлечением людей, представлены как заведения с очень широким спектром услуг для разных групп посетителей, так и узкоспециализированные центры, предлагающие единственную услугу либо небольшое число услуг, ориентированных на определенную аудиторию, это специализированные развлекательные центры, многофункциональные развлекательные комплексы, а так же развлекательные площадки в торговых центрах. Рынок участников индустрии развлечений четко сегментирован: есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах, но нет игрока, который занимал бы больше 1% рынка в целом.
На рынке развлечений практически нет сетевых операторов, в том числе иностранных, кроме, пожалуй, игорного бизнеса и сети развлекательных комплексов «Стар Гэлакси» в составе торгово-развлекательных центров (например, «Крокус-Сити», «Твой дом», XL).
Среди значимых общемировых тенденций, преобразивших и отечественную индустрию развлечений можно выделить следующие:. Глобализация и укрупнение объектов индустрии развлечений. Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время развлекательная индустрия представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.. Интеграция развлечений и других направлений деятельности. Отечественный рынок развлечений продолжает расти не только путем освоения новых сугубо развлекательных форм, но и путем проникновения развлекательного компонента в другие направления деятельности, ранее не связанные с развлечениями. Среди таких «симбиотических» направлений можно выделить следующие:
1. Интеграция развлечений и торговли, характеризующаяся повсеместным открытием торгово-развлекательных центров и молов. Развлечения здесь играют вспомогательную функцию и направлены на то, чтобы сделать шоппинг как можно более приятным и впечатляющим. По наблюдениям экспертов, с открытием развлекательной зоны посещаемость всего ТЦ увеличивается не менее чем на 20%. Поэтому, доходность профессионально спланированного торгово-развлекательного центра на 30-35% выше, чем обычного. 2. Объединение развлечения и учебы, а точнее - обучение через развлечение. Данное направление считается одним из самых прибыльных. Такой союз свидетельствует о том, что люди предпочитают не просто развлекаться, но и получать новую познавательную информацию.
2. Сочетание спорта и развлечений. В последние несколько лет самые различные виды спорта стали использовать как развлечение. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в торгово-развлекательных центрах.
3. Сочетание индустрии здоровья и красоты с развлечениями. В последние годы некоторые направления, ранее использовавшиеся исключительно в оздоровительных целях, стали позиционировать себя как развлекательные.
Такое «перепозиционирование» испытали услуги массажа, услуги саун и бань. Кроме того, если рассматривать некоторые направления современной индустрии здоровья и красоты (спа-салоны, косметические кабинеты, солярии), то их восприятие, особенно в среде высокодоходного сегмента в большей степени носит развлекательный характер.. Виртуализация индустрии развлечений. Появление цифровых мультимедийных данных знаменует собой новую эру индустрии развлечений. Быстрое развитие технологий скоростного подключения и увеличение производительности ПК сыграло роль своего рода сигнала для поставщиков услуг к появлению новых возможностей для развлечений. Сюда можно отнести новое поколение развлекательных настольных и мобильных компьютеров со встроенными возможностями воспроизведения высококачественного звука и изображения, благодаря которым пользователи приобрели новый опыт развлечений, недоступный ранее. [9, с.3]
Можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети предприятий индустрии развлечений в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно - развлекательных центров, мотелей, кемпингов, гостиниц, прокатных пунктов музеев, парков, и т.д. в России в десятки раз меньше. На начальной стадии находятся такие объекты отдыха и развлечений, как клубы здоровья, гольф-клубы, тематические парки, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа, трейлерные парки. Во много раз меньше число аквапарков, бассейнов, кортов и центров горнолыжного спорта. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга. Сегодня для семейного отдыха предлагаются другие, упрощенные формы развлекательных центров. К тому же, по обороту российский рынок развлечений соответствует уровню небольшой европейской страны. Тем не менее, индустрия развлечений начинает набирать обороты благодаря росту покупательной способности населения и накопленному менеджерами опыту в управлении объектами развлекательной инфраструктуры.
Глава 3. Сегментация рынка культурно-развлекательных услуг
После анализа вторичной информации перейдем непосредственно к сегментации. В качестве параметра сегментации возьмем услуги, оказываемые развлекательными заведениями. По данным табл. 2 самыми распространенными услугами среди предлагаемых на рынке развлекательных заведений города являются:
- дискотека ᡪ– ᡪ5 ᡪразвлекательных ᡪзаведений;
- кафе, ᡪбар-коктейль ᡪ– ᡪ5 ᡪразвлекательных ᡪзаведений;
- бильярд, ᡪигровые ᡪавтоматы ᡪ– ᡪ2 ᡪразвлекательных ᡪзаведения;
- чиллаут– ᡪ2 ᡪразвлекательных ᡪзаведения;
- выступления ᡪизвестных ᡪди-джеев ᡪ– ᡪ3 ᡪразвлекательных ᡪзаведения;
- кальян ᡪ– ᡪ3 ᡪразвлекательных ᡪзаведения;
- развлекательная ᡪпрограмма ᡪ– ᡪ5 ᡪразвлекательных ᡪзаведений;
- удобная ᡪпарковка ᡪ– ᡪ2 ᡪразвлекательных ᡪзаведения.
Таблица ᡪ1. ᡪСегментирование ᡪразвлекательных ᡪзаведений ᡪпо ᡪуслугам
Продукт |
«Арена» |
«Доктор ᡪклуб» |
«Пирамида» |
«Коммуна» |
«Центр ᡪклубной ᡪжизни» |
Дискотека |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Кафе, ᡪбар-коктейль |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бильярд, ᡪигровые ᡪавтоматы |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Чиллаут |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Выступления ᡪизвестных ᡪди-джеев |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Кальян |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Развлекательная ᡪпрограмма |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Музыка ᡪв ᡪстиле ᡪ«джангл» |
- |
- |
- |
+ |
- |
Музыка ᡪв ᡪстиле ᡪ«R’n’B» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Музыка ᡪв ᡪстиле ᡪ«транс» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Удобная ᡪпарковка |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Таким ᡪобразом, ᡪсамыми ᡪраспространенными ᡪуслугами ᡪявляются: ᡪдискотека ᡪс ᡪразвлекательной ᡪпрограммой, ᡪкафе, ᡪбар-коктейль, ᡪмузыка ᡪв ᡪстиле ᡪ«R’n’B». ᡪ
Рассмотрим ᡪсегментацию ᡪрынка ᡪразвлечений, ᡪпо ᡪстоимости ᡪуслуги, ᡪт.е. ᡪцене ᡪвходного ᡪбилета ᡪна ᡪпримере ᡪтабл. ᡪ2.
Стоимость ᡪуслуг ᡪприведена ᡪв ᡪрублях ᡪна ᡪноябрь ᡪ2007 ᡪгода. ᡪИз ᡪтабл. ᡪ3 ᡪвидно, ᡪчто ᡪсамые ᡪдоступные ᡪпо ᡪцене ᡪуслуги ᡪпредоставляют: ᡪНК ᡪ«Арена» ᡪи ᡪ«Центр ᡪклубной ᡪжизни». ᡪНо ᡪтакой ᡪинформации ᡪнедостаточно ᡪдля ᡪвыбора ᡪуслуги, ᡪкроме ᡪтого, ᡪнеобходимо ᡪзнать ᡪкакие ᡪразвлекательные ᡪзаведения ᡪпредоставляют ᡪльготы ᡪпри ᡪпокупке ᡪвходных ᡪбилетов ᡪдля ᡪразличных ᡪсоциальных ᡪгрупп.
Таблица ᡪ2. ᡪСегментация ᡪпо ᡪпараметру ᡪ– ᡪстоимость ᡪуслуги ᡪ(средняя ᡪцена) ᡪруб.
Продукт |
«Арена» |
«Доктор ᡪклуб» |
«Пирамида» |
«Коммуна» |
«Центр ᡪклубной ᡪжизни» |
Вход ᡪв ᡪклуб |
100 |
200 |
150 |
150 |
150 |
Кафе, ᡪбар-коктейль |
100 |
100 |
170 |
120 |
100 |
Бильярд, ᡪигровые ᡪавтоматы |
150 |
- |
- |
- |
150 |
Кальян |
220 |
250 |
- |
200 |
- |
Просегментируем ᡪрынок ᡪпо ᡪпризнаку ᡪконкурентоспособности ᡪучреждении. ᡪЭтот ᡪспособ ᡪисключительно ᡪподходит ᡪдля ᡪрынка, ᡪна ᡪкотором ᡪдействуют ᡪзаведения-смежники, ᡪвступающие ᡪмежду ᡪсобой ᡪв ᡪгласные ᡪили ᡪнегласные ᡪконкурентные ᡪотношения. ᡪВ ᡪтаких ᡪслучаях ᡪнеобходимо ᡪвнимательно ᡪотслеживать ᡪскладывающиеся ᡪтенденции, ᡪанализировать ᡪпроисходящие ᡪпроцессы, ᡪвносить ᡪнеобходимые ᡪкоррективы ᡪв ᡪсодержание ᡪи ᡪорганизацию ᡪдеятельности ᡪразвлекательных ᡪзаведений, ᡪобеспечивая ᡪтем ᡪсамым ᡪих ᡪконкурентоспособность.
Сконструируем ᡪ«Лист ᡪоценки» ᡪконкурентоспособности ᡪрасположенных ᡪв ᡪгороде ᡪКазани ᡪразвлекательных ᡪзаведений ᡪв ᡪсравнении ᡪдруг ᡪс ᡪдругом.
Для ᡪоценки ᡪвозьмем ᡪнаиболее ᡪпосещаемые ᡪи ᡪсовременные ᡪразвлекательные ᡪзаведения ᡪ— ᡪэто ᡪопять ᡪже ᡪ«Арена», ᡪ«Доктор ᡪклуб», ᡪ«Пирамида», ᡪ«Коммуна», ᡪ«Центр ᡪклубной ᡪжизни».
Сравним ᡪих ᡪдеятельность ᡪпо ᡪчетырем ᡪгруппам ᡪпоказателей: ᡪуслуги, ᡪцена, ᡪсервис, ᡪместорасположение. ᡪВ ᡪкаждой ᡪиз ᡪчетырех ᡪгрупп ᡪобозначим ᡪпо ᡪравному ᡪчислу ᡪпоказателей ᡪ(факторов) ᡪконкурентоспособности ᡪи ᡪоценим ᡪих ᡪпо ᡪследующей ᡪсистеме: ᡪ«1» ᡪбудет ᡪозначать ᡪнаиболее ᡪслабые ᡪоценки ᡪпо ᡪданному ᡪпоказателю, ᡪа ᡪ«5» ᡪ— ᡪдоминирующие ᡪпозиции ᡪразвлекательного ᡪзаведения ᡪна ᡪрынке ᡪсоответствующих ᡪуслуг. ᡪВ ᡪтабл. ᡪ3 ᡪприведены ᡪсреднеарифметические ᡪданные ᡪоценки ᡪдеятельности ᡪразвлекательных ᡪзаведений, ᡪпроизводившейся ᡪмолодежью, ᡪпринявшей ᡪучастие ᡪв ᡪмаркетинговом ᡪисследовании ᡪсферы ᡪразвлечений ᡪгорода, ᡪв ᡪколичестве ᡪ50 ᡪчеловек.
Таблица ᡪ3. ᡪЛист ᡪоценки ᡪконкурентоспособности ᡪразвлекательных ᡪзаведений ᡪгорода, ᡪбаллы
№ п/п |
Продукт |
«Арена» |
«Доктор ᡪклуб» |
«Пирамида» |
«Коммуна» |
«Центр ᡪклубной ᡪжизни» |
1. ᡪУслуги |
||||||
1.1. |
Музыка |
4,88 |
4,46 |
3,94 |
4,44 |
3,24 |
1.2. |
Развлекательная ᡪпрограмма |
4,94 |
3,24 |
3,95 |
4,8 |
4,32 |
1.3. |
Оформление ᡪинтерьера |
4,88 |
3,2 |
4,94 |
3,35 |
4,24 |
1.4. |
Удобство ᡪтанцпола |
4,98 |
4,46 |
4,94 |
3,44 |
4,24 |
2. ᡪЦены |
||||||
2.1. |
На ᡪвходе |
4,92 |
3,72 |
4,2 |
4,24 |
4,35 |
2.2. |
В ᡪбаре |
4,94 |
4,88 |
1,92 |
3,44 |
4,54 |
3. ᡪСервис |
||||||
3.1. |
Обслуживание |
4,6 |
4,36 |
4,9 |
4,8 |
4,62 |
3.2. |
Работа ᡪслужбы ᡪбезопасности |
2,2 |
4,1 |
4,2 |
3,4 |
1,88 |
4. ᡪМесторасположение |
||||||
4.1. |
Удобное ᡪместорасположение |
4,8 |
4,7 |
4,4 |
4,8 |
1,86 |
НК ᡪ«Арена» ᡪодин ᡪиз ᡪсамых ᡪстарых, ᡪопытных ᡪи ᡪизвестнейших ᡪклубов ᡪгорода, ᡪпоэтому ᡪне ᡪудивительно, ᡪчто ᡪон ᡪполучил ᡪнаибольшие ᡪоценки, ᡪпочти ᡪпо ᡪвсем ᡪпоказателям. ᡪКак ᡪни ᡪстранно, ᡪно ᡪмолодежь ᡪтоже ᡪможет ᡪбыть ᡪдостаточно ᡪконсервативной.
Фрагментный ᡪанализ ᡪрезультатов ᡪисследования ᡪпозволил ᡪвыяснить ᡪсоотношение ᡪпозитивных ᡪи ᡪнегативных ᡪхарактеристик ᡪработы ᡪрассмотренных ᡪразвлекательных ᡪзаведений, ᡪсравнить ᡪпотенциальные ᡪвозможности ᡪи ᡪотличия ᡪих ᡪдеятельности, ᡪотметить ᡪположительные ᡪи ᡪотрицательные ᡪстороны ᡪпроводимой ᡪими ᡪработы ᡪс ᡪточки ᡪзрения ᡪих ᡪпосетителей. ᡪОсновываясь ᡪна ᡪэтих ᡪданных, ᡪруководству ᡪразвлекательного ᡪзаведения ᡪследует ᡪстроить ᡪдальнейшую ᡪстратегию ᡪи ᡪтактику ᡪмаркетинга, ᡪчто ᡪпозволит ᡪсоздать ᡪразвитую ᡪдосуговую ᡪинфраструктуру ᡪс ᡪучетом ᡪтребований ᡪпотребителей ᡪи ᡪсущественно ᡪповысить ᡪпосещаемость ᡪэтих ᡪзаведений.
Сегментирование ᡪпредставляет ᡪразвлекательным ᡪзаведениям ᡪвозможности: