Файл: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА ("Максима Заря" ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления персоналом индустрии гостеприимства
1.1. Сущность и функции управления персоналом индустрии гостеприимства
1.2. Методологические подходы к управлению персоналом индустрии гостеприимства
2. Анализ управления персоналом гостиницы "Максима Заря"
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ кадрового состава гостиницы и эффективности управления им
2.3. Рекомендации по повышению эффективности управления персоналом
В таблице 2 представлены услуги гостиница "Максима Заря" за 2014 и 2015 годы, а также отражены изменения объемов реализации в количественном и процентном выражении.
Таблица 2
Анализ ассортимента продукции и услуг гостиница "Максима Заря"
Наименование услуги |
Объем реализации, тыс. руб. |
Изменения |
||
2014 |
2015 |
+/- |
% |
|
Проживание |
14093 |
13375 |
-718 |
95 |
Мини бар |
671 |
548 |
-123 |
82 |
Питание в номерах |
2691 |
2446 |
-245 |
91 |
Услуги прачечной |
67 |
53 |
-14 |
79 |
Сувениры |
58 |
51 |
-7 |
88 |
Аренда залов |
770 |
647 |
-123 |
84 |
ИТОГО |
18350 |
17120 |
-1230 |
93 |
Согласно представленным в таблице 2 данным, основным источником дохода гостиница "Максима Заря" является, конечно же, услуга проживания, выручка от которой в 2015 году уменьшилась на 718 тыс. руб. Также в 2015 году уменьшился спрос и на все остальные услуги. Наибольший спад в процентном соотношении следует отметить в спросе на услуги прачечной – 21%. Основной причиной снижения прибыльности гостиницы можно считать негативные тенденции в экономической и политической сферах государства.
Деятельность компании в сфере предоставления гостиничных услуг строится в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами Российской Федерации, уставом организации, положениями и нормативными актами, действующими в компании в области финансово - экономической деятельности.
2.2. Анализ кадрового состава гостиницы и эффективности управления им
Движущей силой развития рассматриваемой гостиницы "Максима Заря" является персонал. Трудовые ресурсы являются одним из важнейших факторов, который влияет на эффективность деятельности организации, поэтому управление персоналом в современных высоко конкурентных условиях является основой для повышения прибыльности и конкурентоспособности гостиницы.
При управлении персоналом на рассматриваемом предприятии руководствуются действующим российским законодательством [2]. Главная же цель управления персоналом заключается в обеспечении предприятия работниками, которые соответствуют особенностям данного предприятия.
Основные направления системы управления персоналом и принципы их реализации в рассматриваемой гостинице "Максима Заря" перечислены в таблице 3.
Таблица 3
Основные направления системы управления персоналом и принципы их реализации
Направления |
Принципы |
1. Управление персоналом организации |
Принцип: одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей |
2. Подбор и расстановка персонала |
Принцип: соответствия профессиональной компетенции |
3. Обучение |
Принцип: повышения кадрового потенциала |
4. Оценка и аттестация персонала |
Принцип: отбора показателей оценки оценки квалификации |
5. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда. |
Принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы |
В гостинице "Максима Заря" управлением персонала занимаются менеджеры по управлению кадрами в составе отдела кадров.
Процесс принятия решения по отбору персонала на рассматриваемом предприятии выглядит следующим образом:
- рассмотрение заявления и резюме кандидата на занятие должности;
- проведение предварительной отборочной беседы;
- проведение проверки данных представленных в заявлении и резюме;
- подведение итогов и принятие окончательного решения.
Для оценки используемых источников подбора персонала в 2013 -2015гг. обратимся к рисунку 3.
Рис. 3. Источники подбора персонала в гостинице "Максима Заря" в 2013-2015 гг., чел.
По данным рисунка 2 видно, что основная часть персонала гостиницы "Максима Заря" набирается вне организации, и лишь малая часть набирается внутри организации за счет продвижения персонала по карьерной лестнице.
Применяемыми критериями отбора кандидатов на должности в гостинице "Максима Заря" являлись уровень образования, квалификация, возраст, знание специфики деятельности, что отражено на рисунке 4.
Рис. 4. Критерии отбора персонала в гостинице "Максима Заря" в 2013-2015 гг.
Представленные на рисунке 3 данные свидетельствуют о том, что в 2013г. базовым критерием отбора в гостинице "Максима Заря" являлось образование и уровень квалификации, на что отводилось 20% и 60% уровня важности соответственно. На конец рассматриваемого периода критерии важности не изменились: ими продолжили оставаться квалификация работника и его уровень образования.
Анализ динамики численности персонала гостиницы "Максима Заря" за 2014-2015 годы представлен в таблице 4.
Таблица 4
Динамика численности работников гостиница "Максима Заря"
Перечень категорий работающих |
Значение показателя по годам, чел. |
Изменения 2015г. к 2013г. |
|||
---|---|---|---|---|---|
2013 |
2014 |
2015 |
Чел. |
% |
|
- руководители |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
- начальники отделов |
4 |
4 |
4 |
0 |
0 |
- производственный и обслуживающий персонал |
14 |
16 |
15 |
+1 |
+14 |
Итого |
19 |
21 |
20 |
+1 |
+5 |
Исходя из данных таблицы 4 видно, что численность работников предприятия в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 1 человека или на 14% за счет роста численности производственного и обслуживающего персонала на 1 человека. Численность других категорий за анализируемый период стабильна.
Оценка возрастного состава кадров приведена в таблице 5.
Таблица 5
Оценка возрастного состава кадров
Возраст, лет |
Численность, человек |
Структура, % |
|||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
20-30 |
7 |
8 |
7 |
36,84 |
38,10 |
35,00 |
|
30-40 |
6 |
7 |
6 |
31,58 |
33,33 |
30,00 |
|
40-50 |
5 |
5 |
5 |
26,32 |
23,81 |
25,00 |
|
50-60 |
1 |
1 |
2 |
5,26 |
4,76 |
10,00 |
|
Итого |
19 |
21 |
20 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
На основании данных таблицы 5 видно, что большинство работников предприятия составляет категория от 20 до 30 лет. Данная категория представлена в основном производственным и обслуживающим персоналом (младшим составом).
Следующей по численности категорией являются работники от 30 до 40 лет. Это более опытные специалисты, выполняющие ответственную работу. Как видно из таблицы количество данной категории увеличившись в 2014 году до 33,33% в следующем 2015 году уменьшилось до 30%. В категории 50-60 лет произошло увеличение на одного человека.
В практике управления персоналом руководство гостиницы "Максима Заря" основывается на трех распространенных методах управления персоналом: экономическом, административном и социально-психологическом.
Основным инструментом экономического метода является, конечно же, оплата труда. В рассматриваемой гостинице стараются устанавливать заработную плату не ниже среднестатистической в данной сфере по городу Москва.
Кроме экономических методов управления в рассматриваемой организации стараются применять и социально-психологические методы. Для этого в организации каждый год отмечают День рождения гостиницы и некоторые праздники. Это позволяет в некоторой мере сплотить коллектив и получить возможность пообщаться в неформальной обстановке.
С целью соблюдения трудовой производственной дисциплины применяются административные меры в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, увольнения с работы. Следует отметить, что такой вид управления поведением персонала создает напряженный психологический климат в организации.
Для решения проблем с неблагоприятным психологическим климатом используются нормы делового этикета. Реализация норм делового этикета помогает избегать конфликтных ситуаций в коллективе, промахов руководства, а также сгладить их доступными, общепринятыми способами [22, c. 195]. Деловой этикет предъявляет серьезные требования к культуре поведения работников организации. Во взаимоотношениях между товарищами по работе царит негласное правило, согласно которому: “говори, что знаешь, делай, что умеешь”.
В целях проведения анализа эффективности управления персоналом гостиницы "Максима Заря" необходимо проанализировать показатели ряд показателей. В первую очередь проанализируем показатели движения кадров (см. табл. 6).
Таблица 6
Исходные данные для анализа движения персонала в 2014-2015 годах
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
Изменение |
|
Абсолютное, чел. |
Относительное, % |
|||
Среднесписочная численность на начало периода |
19 |
21 |
+2 |
+10,52% |
Принято на предприятие |
5 |
2 |
-3 |
-40,00% |
Выбыло с предприятия |
3 |
3 |
0 |
0 |
- на учебу |
0 |
0 |
- |
- |
- в декрет |
0 |
0 |
- |
- |
- на пенсию и по другим причинам, предусмотренным законом |
1 |
0 |
-1 |
0 |
- по собственному желанию |
2 |
3 |
+1 |
+50,00% |
- за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
0 |
0 |
0 |
- в связи с внешними факторами экономической среды |
0 |
0 |
0 |
- |
Среднесписочная численность работающих |
21 |
20 |
-1 |
-4,77% |
Далее рассчитаем коэффициенты движения персонала (см. табл. 7).
Таблица 7
Коэффициенты движения персонала в 2014-2015 гг., %
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
Изменение, (+,-) |
Коэф-т оборота по приему % |
23,82 |
10,00 |
-13,8 |
Коэф-т оборота по выбытию % |
14,28 |
15,00 |
+0,72 |
Коэф-т постоянства состава кадров, % |
90,48 |
85,00 |
-5,48 |
Коэф-т текучести кадров % |
9,52 |
15,00 |
+5,48 |
Представленные в таблицах данные свидетельствуют о том, что коэффициент оборота кадров в 2014 г. имел значение на уровне 23,82%, что показывает уровень дополнения работников к прежнему составу на 23,82%. В 2015 г. данная ситуация изменилась и теперь показатель стал составлять 10%, что свидетельствует о снижении на 13,82%
Коэффициент выбытия кадров незначительно вырос в 2015 г. Данный факт связан был с неблагоприятными внешними условиями (экономический кризис и сокращение клиентов).
Анализ использования рабочего времени персоналом на рассматриваемом предприятии в 2013-2015 гг. (см. табл. 8).
Таблица 8
Анализ использования рабочего времени персоналом в 2013-2015 гг.
Показатель |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Изменение |
Темп роста, % |
||
2014 / 2013 |
2015 / 2014 |
2014 / 2013 |
2015 / 2014 |
||||
1. Среднесписочная численность персонала, чел. |
19 |
21 |
20 |
2 |
-1 |
111 |
95 |
2. Время, отработанное всеми работниками, чел.-час. |
38883 |
44251 |
38920 |
5368 |
-5331 |
114 |
88 |
3. Отработано чел.-дней всеми рабочими |
4984 |
5206 |
4865 |
222 |
-341 |
104 |
93 |
4. Время, отработанное одним рабочим, час. |
2046 |
2107 |
1946 |
61 |
-161 |
103 |
92 |
5. Кол-во отработанных одним рабочим чел. дней |
262 |
248 |
243 |
-14 |
-5 |
95 |
98 |
6. Средняя продолжительность рабочего дня, часы |
7,8 |
8,5 |
8,0 |
0,7 |
-0,5 |
109 |
94 |
Анализируя данные таблицы 8 можно увидеть, что рабочее время, расходуемое для выполнения производственных задач, расходовалось неэффективно, что отражает работу по управлению персоналом в гостинице "Максима Заря" как неэффективную, так как бюджет рабочего времени в 2015 году снизился на 12% по отношению к предыдущему году, несмотря на некоторое повышение в 2014 г. Также в 2015 году наблюдается снижение значений по всем показателям использования рабочего времени персоналом.