Файл: Психологический контракт и приверженность сотрудников к организации (Сущность психологического контракта).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования психологического контракта и приверженности персонала
1.1. Сущность психологического контракта
1.2.Понятие приверженности персонала
Глава 2. Исследование практики управления приверженностью персонала на примере ПАО «Россети»
2.1. Краткая характеристика организации и анализ динамики ее кадрового потенциала
Проведенное исследование свидетельствует о необходимости совершенствования системы управления лояльностью персонала в ПАО «Россети».
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления приверженностью персонала в ПАО «Россети»
Разработка программы повышения лояльности персонала - это долгосрочное мероприятие. С учетом выявленных во второй главе видах лояльности персонала, разработана целевая программа повышения лояльности персонала, включающая развитие продолженной (расчетной), аффективной (эмоциональной) и нормативной лояльности.
Таблица 9
Программа повышения аффективной (эмоциональной) лояльности персонала ПАО «Россети»[46]
Показатель |
Характеристика |
Основные цели программы: |
Достижение высокого уровня лояльности персонала (от 0,6 и выше). Возведение лояльности персонала в ранг ведущих ценностей компании. Достижение высокого уровня доверия и признания руководства. Достижение зоны комфорта работы. |
Составляющие программы: |
Эмоциональная привязанность к коллегам. Эмоциональная привязанность к профессии. |
Методы внедрения программы: |
Экономические. Социально-психологические, направленные на удовлетворение материальных и нематериальных базовых потребностей, потребности в информационной обеспеченности (то, в какой мере люди информированы о значимых для них вопросах), потребности в вовлечении, причастности, самореализации. Формирование установки на лояльность. Организация работы с учетом индивидуальных особенностей. |
Мероприятия по внедрению программы: |
Командообразование. Пакет льгот, предоставляемых предприятием. Дни семьи и здоровья. Формирование гордости. |
Методы, с помощью которых, на наш взгляд, можно повысить уровень аффективной (эмоциональной) лояльностью представлены в таблице 10.
Таблица 10
Методы повышения аффективной лояльности персонала[47]
Методы повышения лояльности |
Тип лояльности – аффективная |
Направленные на удовлетворение материальных и нематериальных, базовых потребностей |
1. Обучение, которое помогает сотрудникам 2. Стратегия долгосрочной занятости. 3. Продуктивные отношения в коллективе, 4. Комфортная обстановка на рабочем месте и благоприятная атмосфера в коллективе. 5. Уважение и искренняя заинтересованность к личности человека. 6. Поздравление с праздниками и вручение |
Направленные на удовлетворение потребности в информационной обеспеченности (то, в какой мере люди информированы о значимых для них вопросах) |
1. Корпоративные СМИ (газета, бюллетень, сайт компании, электронная почта, доска объявлений) 2. Обеспечение поддержки корпоративных решений путем их популяризации |
Направленные на удовлетворение потребности в вовлечении, причастности, самореализации |
1. Связь усилий сотрудника и конечного результата формирует в сознании сотрудника единство собственных целей и целей организации. 2. Программы участия в управлении, в принятии решений. 3. Благодарность. 4. Статусное вознаграждение (например, переходящий атрибут лучшего работника, доска почета). 5. Методы организационного дизайна: планирование карьеры, гибкость в работе, доверие группам в вопросах структурирования работы и решения тактических проблем, моделирование работ с целью достижения максимального удовлетворения сотрудников, сокращение иерархии и различий в статусе |
Для управления аффективным (эмоциональным) типом лояльности необходимо уделять большое внимание психологическому микроклимату в компании, поддерживать теплую, дружескую атмосферу в рабочем коллективе.
Рекомендуемые мероприятия в рамках управления аффективным типом лояльности представлены в табл. 11. В программу аффективной (эмоциональной) лояльности попадают все сотрудники ПАО «Россети», в том числе и новички.
Таблица 11
Мероприятия по внедрению программы аффективной (эмоциональной) лояльности в ПАО «Россети»[48]
Мероприятия |
Описание |
1. Формирование |
Использование системы адаптации новых сотрудников: встреча новичка приятным сюрпризом. Это может быть небольшой подарок или сувенир в виде чашки, ручки, который новичок находит на своем столе в первый рабочий день; экскурсия по предприятию или просмотр специального фильма: об истории, клиентах и победах компании; оповещение всех сотрудников подразделения по электронной почте или через объявление на информационной доске о приходе нового сотрудника; сделать четверг первым рабочим днем новых сотрудников. Это стоит сделать для того, чтобы за четверг-пятницу человек вошел в курс дела, сориентировался в организации, а в понедельник уже приступил к своим непосредственным обязанностям; отправление в семью нового сотрудника руководителем письма с поздравлением. |
2. Организация работы с учетом индивидуальных особенностей |
Сотрудник получает право не работать в свой день рожденья. |
3. Командообразование (Teambuilding) |
Проведение Teambuilding игр на праздниках и днях здоровья 1-5 раз в год |
4. Пакет льгот предоставляемых предприятием |
Сохранение и расширение пакета социальных льгот, действующих в ПАО «Россети». |
5. Дни семьи и здоровья |
Организация экскурсии для членов семьи сотрудников; приглашение на празднование совместных праздников на проведение Дней здоровья. |
6. Формирование |
Ежегодный отчет о достижениях предприятия, с параллельным награждением лучших и материальным |
Таблица 12
Программа повышения продолженной (расчетной) лояльности персонала ПАО «Россети»[49]
Показатель |
Характеристика |
Основные цели программы: |
Достижение высокого уровня лояльности персонала (от 0,6 и выше) Сокращение текучести персонала Увеличение продолжительности стажа работы на предприятии. Сокращение затрат на привлечение персонала |
Составляющие программы: |
Материальная выгода для персонала. Нематериальная выгода для персонала. |
Методы внедрения |
экономические; социально-экономические; социально-психологические, направленные на удовлетворение материальных и нематериальных, базовых |
Мероприятия по внедрению программы: |
Процентная надбавка к окладу за стаж работы в ПАО«Россети». Расширение пакета льгот, предоставляемых предприятием. Материальная помощь и получение ссуды на личные нужды. Информационное пространство. Дополнительные дни отдыха. |
Таблица 13
Методы повышения продолженной (расчетной) лояльности персонала[50]
Методы повышения лояльности |
Тип лояльности – расчетная |
1 |
2 |
Направленные на удовлетворение материальных и нематериальных, базовых потребностей |
1. Высокая зарплата. 2. Премии. 3. Бонусы по результатам работы за год. 4. Карьерный рост. 5. Льготы (страхование, кредитование, отдых). 6. Оплата обеда или выплаты компенсаций за обед. 7. Оплата проезда и сотовой связи. 8. Обучение за счет компании. 9. Расширенная медицинская страховка для сотрудников, которые долго работают в компании (в том числе и для членов семьи сотрудника) |
Продолжение таблицы 13
1 |
2 |
Направленные на удовлетворение потребности в информационной обеспеченности (то, в какой мере люди информированы о значимых для них вопросах) |
1. Корпоративные мероприятия (праздники, круглые столы, собрания) |
Направленные на удовлетворение потребности в вовлечении, причастности, самореализации |
1. Вознаграждение, включающее элементы собственности (выплата акциями, процент от прибыли компании). |
Таблица 14
Мероприятия по внедрению программы продолженной (расчетной) лояльности в ПАО «Россети»[51]
Мероприятие |
Описание |
1. Процентная надбавка к окладу |
Увеличение на 2 процента за каждый год работы на |
2. Материальная помощь и получение ссуды на личные нужды |
Материальная помощь при рождении ребенка, на свадьбу, а Право получить на работе ссуду в размере двух окладов сроком от 3 месяцев до полугода (в зависимости от общего стажа работы в компании) |
3. Пакет льгот |
Бесплатный проезд к месту отдыха (ежегодно для отдельных категорий сотрудников) |
4. Дополнительные дни отдыха |
Сотрудник получает право на один дополнительный выходной день в месяц. Право не работать в свои день рожденья. |
5. Информационное |
Выпуск информационных газет, в которых рассказывается о событиях, важных для предприятия; Создание групп в социальных сетях. Ежегодный отчет руководства о достижениях предприятия, с |
Ключевым условием для попадания в программу продолжительной (расчетной) лояльности является наличие стажа работы на предприятии не менее одного года. При этом рекомендуется учитывать не только формальные результаты работы, но и как раз то, что называется лояльностью к компании, то есть, изначально не лояльный сотрудник не имеет шансов попасть в данную программу. Кроме того, нами рекомендуется исключать из программы тех работников, которые демонстрируют нелояльное поведение.
Таблица 15
Программа повышения нормативной лояльности персонала ПАО «Россети»[52]
Показатель |
Характеристика |
Основные цели программы: |
Достижение высокого уровня лояльности персонала (от 0,6 и выше). Сокращение текучести из числа высококвалифицированного персонала. Исключение утечки конфиденциальной информации. |
Составляющие программы: |
На чувство долга перед предприятием (персонал, который обладает таким типом лояльности, не покинет предприятие даже в самый сложный для него период из чувства долга и ответственности) Моральные ценности персонала. |
Методы внедрения программы: |
Экономические, социально-психологические, организационные, направленные на удовлетворение материальных и нематериальных базовых потребностей, потребности в информационной обеспеченности, потребности в вовлечении, причастности, самореализации. |
Мероприятия по внедрению программы: |
Программа обучения. Политика «открытых дверей». Ссуда на самореализацию. |
Нормативно преданный персонал продолжает работать, потому что убежден, что поступает правильно и в соответствии с нормами морали. Таким образом, такой персонал остается на предприятии, потому что он должен так поступать. На формирование нормативного типа лояльности практически невозможно повлиять, поскольку в этом случае речь идет о наличии определенных качеств характера, с которыми человек рождается. Поэтому данный фактор, на наш взгляд, необходимо учитывать, набирая специалистов. Также следует создавать условия, в которых эти качества смогут проявиться в наибольшей степени. Методы, с помощью которых можно повышения уровня нормативной лояльностью персонала, представлены в таблице 16.
Таблица 16
Методы повышения нормативной лояльности персонала[53]
Методы повышения лояльности |
Тип лояльности – нормативная |
Направленные на удовлетворение |
1.Ссуды на реализацию своего хобби или |
Направленные на удовлетворение |
1. Условия трудового договора включают 2. Распространение формальных и неформальных норм поведения |
Направленные на удовлетворение |
1. Проведение тренингов командообразования. 2. Подчеркивание значимости вклада сотрудника в общий результат. 3. Инвестиции в персонал |
Таблица 17
Мероприятия по внедрению программы нормативной лояльности в ПАО «Россети»[54]
Мероприятие |
Описание |
1. Система обучения |
Обучение персонала, делегирование их на различные Наиболее выдающихся сотрудников отправлять на зарубежные тренинги |
2. Политика «открытых |
Выполнение всех условий контракта, совместная работа |
3. Ссуда на самореализацию |
Предоставление ссуд на реализацию хобби, а также на Предоставление ссуды сотрудникам в размере не более 100 тысяч рублей на заграничные поездки, а так же на свадебные путешествия. |