Файл: Интеграционные процессы управления инновационным проектом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социально-психологический эффект определяется реакцией населения на внедренные банком нововведений (чем выше степень удовлетворенности населения услугами банка и уровень финансовой грамотности, тем выше социальный эффект от внедрения финансовых инноваций).

Для выявления реакции населения на финансовые инновации было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 120 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет неоконченного высшего, высшего и средне специального образования. Всем предлагалось ответить на вопросы анкеты, касающиеся отношения населения к финансовым инновациям в банках и уровня финансовой грамотности населения. Так, при ответе на вопрос «Как вы оцениваете уровень инноваций в финансовой сфере» 14,3 % опрошенных ответили, что высокий; 9,1 % - низкий; 40,3 % - скорее низкий; 36,4 % - скорее высокий (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Уровень финансовых инноваций в ПАО «Альфа-Банк» по мнению опрошенных

Большая доля ответов «скорее…» объясняется, на наш взгляд, недостаточной финансовой грамотностью и недоверием к банковскому сектору в целом. В общем виде, если сложить ответы «низкий» и «скорее низкий» и «высокий» и «скорее высокий», то результаты получаются 49 и 51 % соответственно.

Рисунок 3 – Уровень доверия населения к ПАО «Альфа-Банк»

На вопрос «Пользуетесь ли Вы электронными услугами Альфа-банка» (см. табл. 4) 52 % ответили «да» и 48 % «нет».

Таблица 4

Использование электронных услуг

Вопрос

Ответ, %

да

нет

Пользуетесь ли Вы электронными услугами Альфа-Банка

52

48

Далее респондентам был задан вопрос по поводу недостатков и преимуществ использования дистанционного обслуживания (см. табл. 5).

Таблица 5

Преимущества и недостатки дистанционного обслуживания

Преимущества

%

Рейтинг

Недостатки

%

Рейтинг

1

2

3

4

5

6

Отсутствие специальной подготовки для того, чтобы управлять своим счетом на сервере

24

2

Низкий уровень

защиты персональных данных

32

2


Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

Процедура подключения к Интернет-банкингу не требует особых навыков и знаний

36

1

Частые сбои в системе

47

1

Экономия времени

22

3

Недоверие ко всем услугам банка

21

3

удобство

13

4

Опрос показал, что клиенты банка больше всего ценят то, что пользоваться данной услугой можно без особых навыков и знаний (36%) и управлять своим счетом без специальной подготовки (24 %). Экономия времени - на 3 месте (22 %), а удобство на последнем (18%).

Рассматривая недостатки, следует отметить, что первое место занимают частые сбои в системе (47%), 2 – низкий уровень защиты персональных данных (32%), 3 – недоверие ко всем банковским услугам (21 %). Причина такой ситуации во многом кроется в том, что в советские времена большая часть населения потеряла все свои сбережения. К тому же постоянные кризисы отнюдь не добавляют доверия к государству, а, следовательно, и к банковскому сектору. Особенно это видно по ответам, которые дали респонденты в возрасте от 40 до 60 лет. Они вовсе не используют услуги дистанционного обслуживания и на вопрос «Как часто Вы посещаете банк» ответили раз в месяц. При этом основными операциями, которые они совершают, это операции с картами, в основном с зарплатными.

Что касается интереса населения к инновациям, то 27 % интересуются и периодически следят за новинками, остальные 73 % - не интересуются данным вопросом.

При ответе на вопрос «Из каких источников Вы узнаете об инновациях» российские респонденты в основном узнают о новинках в банках и небанковских кредитных организациях из интернета и по телевидению (см. табл. 6). Не интересуются данным вопросом 14,3 % отпрошенных.

Таблица 6

Источники информации о финансовых инновациях, по мнению опрошенных

Источник

%

газеты и журналы

9,0

интернет

36,7

телевидение

25,8

радио

5,2

не интересуюсь данным вопросом

14,3

другое

9,0


Кроме того, важным фактором при определении социального эффекта финансовых инноваций является уровень финансовой грамотности населения. Проведенное исследование показало, что уровень финансовой грамотности клиентов Альфа-Банка достаточно низок. Лишь 27 % клиентов интересуются новыми разработками в банковском секторе. Однако порядка 52 % активно используют дистанционные технологии: интернет-банкинг, мобильный банкинг. Низкая доля использования дистанционного обслуживания объясняется частыми сбоями в системе (47%), низким уровнем защиты персональных данных (32%) и недоверием ко всему банковскому сектору (21%). Все это позволяет сделать вывод о том, что уровень социального эффекта от внедрения финансовых инноваций в банке остается на низком уровне.

Научно-технический эффект характеризует уровень научных разработок в области финансовых инноваций в банковской сфере и определяется с помощью рейтинговой оценки, то есть суммарного значения 5 оценочных показателей: новизна, оптимальность, практическая польза, изобретательский уровень, использование передовых технологий (см. табл. 7).

Таблица 7

Определение научно-технического эффекта от внедрения

интернет-банкинга на рынке услуг населения

Критерии

Значение
критерия

1

категория

1

категория

3

категория

1

2

3

4

5

новизна

0,3

-

-

X

практическая польза

2,0

X

-

-

изобретательский уровень

0,5

-

X

-

Продолжение таблицы 7

1

2

3

4

5

использование передовых технологий

2,0

X

-

-

оптимальность

0,5

-

X

-


Рассчитаем научно-технический эффект от внедрения интернет-банкинга на рынке услуг населения. Сумма баллов (рейтинговое число):

0,3 * 3 + 2 * 1 + 0,5 * 2 + 2 * 1 + 0,5 * 2 = 6,9.

Рейтинг в банках имеет вид:

1 категория – высокий уровень эффективности > 3,9,

2 категория – средний уровень эффективности 1,9 – 3,8,

3 категория – низкий уровень эффективности ≤ 1,8.

Итак, внедрение интернет-банкинга относится к 1 категории, следовательно, имеет высокий уровень научно-технического эффекта. Это был некий прорыв на рынке услуг населения, поскольку существовавшая в то время система Клиент Банк обслуживала исключительно юридических лиц.

Заметим, что от внедрения данной финансовой инновации в последующих банках или небанковских кредитных организациях научно-технический эффект будет снижаться (рейтинговое число будет равным 4 и менее), поскольку снижается степень новизны и изобретательский уровень. Таким образом, научно-технический эффект показывает место конкретной финансовой инновации в области научных разработок и позволяет кредитной организации заблаговременно определить эффективность ее внедрения.

Выводы

Проведенное исследование позволяет выявить следующие проблемы в инновационной деятельности ПАО «Альфа-Банк».

Таблица 8

Проблемы в инновационной деятельности ПАО «Альфа-Банк»

и пути их решения

Проблема

Причина

Пути решения

49 % клиентов банка оценивают уровень инноваций как низкий

В филиале ПАО «Альфа-Банк» в г.Сызрани отдела по инновационному развитию нет. Процесс создания инновационных продуктов осуществляется работой отдела маркетинга. Это связано с тем, что филиал банка не может позволить себе лишние расходы на содержание отдела, занимающегося только инновационными разработками.

Внедрение модели формирования стратегического инновационного управления в ПАО «Альфа-Банк»

По мнению 32 % клиентов банка уровень защиты персональных данных низкий. 21 % клиентов высказывают недоверием ко всему банковскому сектору.

Причина такой ситуации во многом кроется в том, что в советские времена большая часть населения потеряла все свои сбережения. К тому же постоянные кризисы не добавляют доверия к государству, а, следовательно, и к банковскому сектору.

Внедрение биометрической камеры для идентификации клиентов


Глава 3. Разработка инновационного проекта, направленного на развитие ПАО «Альфа-Банк»

3.1. Содержание инновационного проекта

Инновационная стратегия – план действий банка, направленная на создание конкурентной позиции, формирование портфеля инноваций, разработку и выбор методов управления ими, а также контроль в целях достижения поставленной цели.

Формирование любой стратегии предполагает создание механизма ее реализации. В филиале ПАО «Альфа-Банк» в г.Сызрани отдела по инновационному развитию нет. Процесс создания инновационных продуктов осуществляется работой отдела маркетинга. Это связано с тем, что филиал не может позволить себе лишние расходы на содержание отдела, занимающегося только инновационными разработками. В свою очередь работники отдела маркетинга на обладают достаточными знаниями для построения эффективного инновационного процесса.

В связи с этим нами предлагается модель формирования стратегического инновационного управления в рассматриваемом филиале ПАО «Альфа-Банк» (см. рис. 4).

Рисунок 4 - Модель формирования стратегического

инновационного управления в ПАО «Альфа-Банк»

Предлагаемый процесс стратегического инновационного управления включает в себя непосредственно стратегическое управление, состоящее из 4 этапов: предварительный, выбор инновационной стратегии, реализацию инновационной стратегии и контроль. Так, на предварительном этапе банк, прежде всего, формулируют цель, которую хотят достигнуть при внедрении инноваций. Устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям. Кроме того, производится оценка возможностей банка. Анализируется внутренняя среда и оценивается инновационный потенциал. Затем анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата. И, как результат первого этапа определяется инновационная позиция организации.