Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретическая и историческая основа понятия «стресс» и «профессиональный стресс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для выявления основных источников профессионального стресса и медико - психологических вмешательств, направленных на психопрофилактику и психокоррекции негативного влияния дезадаптирующих производственных факторов, было проведено анкетирование врачей по специально разработанному опроснику.

После проведения исследования было выявлено, что каждый пятый врач онкологии, оказывающий помощь онкологических больным людям любого возраста, переживает дискриминации, связанные с профессиональной деятельностью, выражается сдвигами в психоэмоциональной сфере, изменении оценочных установок применительно к лицам, с которыми они работают, формировании негативного отношения к результатам своей работы и собственного профессионализма.

Проанализировав особенности деятельности в области онкологии, обнаружено характеристики, сопровождающие производственный процесс в целом, а именно:

• перегрузки;

• выполнение сложных диагностических и лечебным процедурам;

• работа в условиях ограниченного материального (лекарства, аппаратура) и кадрового ресурса (неполная укомплектованность кадрами);

• общение с больными людьми, а в том числе и детьми детьми, а также их родителями и родственниками, которые находятся в стрессовом состоянии и часто проявляют негативные эмоции (злость, раздражение, конфликтуют);

• эмоциональная вовлеченность в личные проблемы пациентов на основе психологических особенностей взаимодействия взрослого и ребенка;

• потребность в знании возрастной психологии и навыках и специфики взаимодействия с взрослыми людьми и детьми разного возраста;

• медицинский персонал становится «свидетелем физических и эмоциональных страданий » людей, в том числе детей, семьи и родственников больных;

• сложность проблем пациентов и невозможность их полностью решить (вылечить);

• сообщение «плохих новостей» относительно диагноза, эффективности лечения, прогноза;

• необходимость тесного общения с семьей ребенка на всех этапах лечебного процесса;

• потребность принятия решений, влияющих на продолжительность и качество жизни пациента.

• В случае заведующего врача- контроль за работой отделения, ведение документации и отчетностей. Высокий уровень ответственности.

Итак, исходя из вышеизложенного, профессиональная деятельность врачей – онкологов и детских онкологов достаточно стрессогенных условиях в результате могут вызвать развитие серьезного профессионального стресса.


Рассмотрев более подробно результаты тестирование по основным источникам стресса специалистов, которые работают в детской онкологии, было установлено, что всего психоэмоциональное напряжение в порядке уменьшения влияния вызвали: смерть пациента - 86,9 %; сообщение диагноза и «плохих новостей » во время диагностики и лечения - 82,6 %; вовлеченность в семейные конфликты - 73,9 % ; общения с родителями больного ребенка - 69,6 % ; общения с онкобольными детьми - 30,4 % , ведение медицинской документации - 26%; взаимодействие с вышестоящим руководством - 21,7 % и взаимодействие с другими сотрудниками - 17,4 %. Согласно оценке состояния психоэмоционального напряжения, вызванные работой, проявлялись сниженным настроением, тревогой , необоснованным страхом, усталостью и истощением, проявлявшиеся на рабочем месте и в случае углубления психологической дезадаптации переносились на личную жизни.

Если принимать во внимание тот факт, что деятельность врача-онколога, в том числе и детского, проходила в достаточно стрессогенных условиях, и каждый пятый специалист переживал дистресс, связанный с работой, выражалось в профессиональном истощении, дегуманизации собственного труда, необходимо было разработка и внедрение мер медико-психологической поддержки и помощи сотрудникам . Возникала потребность в выборе содержания и формы психологических вмешательств, которые предотвращали возникновению профессиональной дезадаптации.

С данной целью в опросник для онкологов были включены вопросы о необходимости в медико-психологических мероприятиях и получены следующие результаты. 100 % опрошенных ответили утвердительно на вопрос о присутствии психолога или психотерапевта в отделении детской онкологии или онкогематологии, работа которого должна быть направлена на психологическую помощь -100 % , их семьи - 100 % , медицинскому персоналу -73,9 % , и участия в подготовке волонтеров и помощников - 60,9 %. Также , 69,6 % врачей отметили, что периодически возникала потребность в консультациях врача- психиатра в связи с риском появления психических расстройств и необходимости их дифференциальной диагностики и лечения.

В связи с профессиональной деятельностью и высоким уровнем профессионального стресса у 26,1 % тестируемых онкологов возникали мысли обратиться за консультацией к специализирующемуся по данному вопросу психологу.

Из предложенного перечня медико-психологических мероприятий, направленных на психопрофилактику и психокоррекции профессионального и производственного стрессов врачам было предложено выбрать наиболее. Об информировании наибольший интерес вызвали вопросы:


• психологии медицинского работника - 43,5 % ;

• сообщение диагноза и «плохих новостей » - 39,1 % ;

• распознавание и лечение психических расстройств у онкобольных детей - 34,7 % ;

• общение с онкобольными детьми и их семьей - 34,7 %.

Более интересными врачам – онкологам показались меры, направленным на освоение полезных в работе практических навыков: противодействия стрессу - 52,2 % , поведения в конфликтных ситуациях - 52,2 % , общение - 47,8 % , выражения потребностей и достижения цели - 43 , 5 % , регулирование уровня напряжения - 43,5 %. Определены факторы профессионального дистресса, потребность в информации и навыках у врачей, оказывающих медицинскую помощь онкобольным детям, были положены в основу разработки индивидуализированной и дифференцированной системы медико - психологической помощи в области детской онкологии.

Учитывая вышесказанное психообразовательные меры должны включать информационные блоки, что касались основ психоонкологических знаний главным выполнением заявленных при опросе тем:

• психологическое состояние онкобольных детей и их семьи на разных этапах лечебного процесса;

• психические расстройства у детей с онкологическими заболеваниями, их распознавание;

• роль и значение семьи онкобольного в лечебном процессе. Детско-родительские и родственные отношения, переживания потери;

• психология медицинского работника. Синдром эмоционального выгорания;

• психологическая и психотерапевтическая помощь в области общей и детской онкологии;

• медико-психологические аспекты лечения климатических симптомов, в особенности контроля болевого синдрома;

• медико-психологические аспекты паллиативной помощи;

• медицинская психология отдельных нозологий: онкогематологических болезней, опухолей мозга, злокачественных новообразований костей и который тканей;

• качество жизни, психологические и психосоциальные факторы у детей, прошедших противоопухолевое лечение и являются вылеченными, находятся в длительной ремиссии;

• медико-психологические аспекты пересадки костного мозга;

• этико-правовые аспекты в онкологии, в том числе детской;

• влияние противоопухолевого лечения на физическое и психическое развитие пациента - ребенка.

Особенно важным в оказании психологической поддержки врачам этого профиля является не только информирование, но и формирование общественной компетентности, обучение эффективным стратегиям поведения в конфликтных ситуация и способах борьбы с профессиональным стрессом путем проведения тренинговых групп, проблемно - ориентированных дискуссий с элементами тренинга.


Таким образом, в исследовании было обнаружено распространенность и структуру профессионального стресса у врачей, оказывающих медицинскую помощь онкобольным взрослым и детям, определены основные источники профессионального стресса и медико-психологические меры, направленные на их психопрофилактику и психокоррекции. И важность подобных приемов в области детской и обычной онкологии является ценной в связи с тем, что позволяет сохранять квалифицированных специалистов в сфере медицины и их психическое здоровье, улучшать качество предоставления медицинской помощи детям с онкологической патологией.

Также подобного рода психологи, специализирующиеся в этой сфере работают с онкобольными. Они оказывают эффективную помощь онкологическим больным детям и взрослым в преодолении стресса на разных стадиях клинического и поликлинического лечения, при прохождении лучевой и химиотерапии, а также после прекращения лечения в процессе реабилитации. Снимая вредное воздействие психологического стресса на здоровье, помогают изменить психологический настрой и отношение пациента к болезни, укрепляя защитные силы организма, онкопсихологи способствуют более эффективному прохождению лечения, последующему скорейшему восстановлению, возврату больных к активной, полноценной счастливой жизни, а также - снижению риска повторного заболевания. Успешно работают онкопсихологи и в ряде городов России. Пациентам оказывается эффективная психологическая помощь в вопросах:

- преодоления негативного воздействия психологического стресса при прохождении противоопухолевого лечения и после завершения химиотерапии;

- укрепления иммунитета организма и снижения риска повторного заболевания;

- обретения чувства психологической защищенности и стабильности и быстрейшего возвращения к активной жизни в семье и социуме.

Хотелось бы обратить внимание на то, что человек, длительное время находящийся в состоянии психологического стресса, как правило, не осознает истощения нервной системы и не может его предотвратить. В этом случае лучше не рисковать и не пытаться самостоятельно преодолеть состояние стресса, а обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Страх смерти и воля к жизни – это далеко не одно и то же. Поэтому больному стоит подумать о факторах, мотивирующих его к жизни .Имеется ввиду конкретно к жизни , а не к избеганию смерти. Потому что жизнь – это достижение целей, это получение удовольствий, это помощь другим людям, это эмоции и впечатления, это новые знания и открытия. Это радость.


Что же все-таки срывается за понятием профессиональный стресс , касательно онкологов ? Однозначно ответить на этот вопрос непросто, хотя абсолютно каждый практикующий врач – онколог, а тем более занимающий дожность заведующего отделением , испытывал его (стресс) на рабочем месте. В обиходе мы часто употребляем термин "стресс", когда испытываем служебные или семейные проблемы, финансовые трудности, переживаем по поводу тяжелой болезни близкого человека. Несмотря на то, что это совершенно разные проблемы, человек реагирует на них стереотипно - определенными психологическими, гормональными и биохимическими изменениями. Многими учеными психологический стресс определяется как сильная неблагоприятная для организма психологическая и физиологическая реакция на воздействие экстремальных факторов, воспринимаемых человеком как угроза его благополучию. Стресс может развиться, как при наличии реальных признаков угрожающих факторов, так и при представлении возможной угрозы, либо образа прошлого неблагоприятного события, так как психика человека одинаково реагирует как на реальную угрозу, так и на представление об угрозе. Поэтому люди расстраиваются, когда вспоминают эмоционально тягостные события или думают о предстоящей сложной операции. В возникновении стрессовых реакций и последующих заболеваний важную роль играет ряд личностных особенностей. Разберем некоторые из них. Обычно люди объясняют неприятные события в их жизни и вызывающие их причины присущим им способом, который называется объяснительным стилем. Одни используют пессимистический объяснительный стиль, признаком которого является пассивность и чувство уязвимости. Такие люди высоковосприимчивы к воздействию стресса. Другие, имеющие нормальный жизненный стиль, обладают психологической выносливостью и упорством, что делает их устойчивыми к воздействию стресса, помогает сохранить здоровье. Даже заболев, люди последнего типа могут продуктивно способствовать проводимому лечению. Люди, склонные к депрессии или обладающие высокой личностной тревожностью, как и пессимисты высокочувствительны к развитию стресса. А характеризующиеся низкой личностной тревожностью, эмоционально более устойчивы и спокойны. Для последних требуется относительно высокий уровень стресс-факторов, чтобы вызвать у них стрессовую реакцию. Восприимчивость к стрессу связана и с фактором самооценки. Люди с низкой самооценкой считают себя неспособными, не умеющими справляться с трудностями и противостоять угрозе. Как правило, у них высокий уровень тревожности и соответственно они более подвержены развитию стресса.