Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретическая и историческая основа понятия «стресс» и «профессиональный стресс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-В случае, если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, допустим, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до отчаянья , когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

- При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха и перерывов, Опыт свидетельствует, что двух 10 - 15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности и избежать стрессов.

- Необходимо также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках – ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).

- Обязательно разряжайте накопленные отрицательные эмоции, но в приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие способы для их выпуска. Находясь в сильном раздражении, постарайтесь не хлопать дверью и не кричать на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку – лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис).

- Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения.

Среди подобных рекомендаций по снижению стресса, формулируемых современной управленческо-психологической мыслью, встречаются и довольно нестандартные, идущие вразрез с общепринятыми нормами. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, в которой страдающий стрессами работник находит утешение, поддержку и заботу. Однако все не так просто.

Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали необычный феномен. Оказалось, что сотрудники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокопоставленная должность.


Суть проблемы в данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время, как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества – обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод, наверное, очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих коллективах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация, в основном, уникальна, поскольку всегда определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, один из путей к успеху в предупреждении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии человека, основывающейся на избранных базовых ценностях и учитывающей особенности его личности.

В каждой стране проблема стресса, возникающего от трудового перенапряжения, решается по-своему. В Японии, как известно, работники разминаются, нанося удары по резиновому манекену, изображающему хозяина фирмы. В Китае перед работой или во время обеденного перерыва сотни тысяч людей делают упражнения из комплекса оздоровительного ушу и гимнастики. В Индии очень популярна так называемая офисная йога, представляющая собой специальный комплекс упрощенных асан, которые можно делать, стоя, не снимая костюма. В Германии, родне аутотренинга по Шульцу , часто создают на предприятиях кабинеты психической разгрузки.

К сожалению, в нашей стране работодатели, как правило, не уделяют особого внимания проблемам стресса на работе, прежде всего, из-за того, что они практически не знают этой проблемы и меры профилактики, необходимые для сохранения здоровья, как наемных работников, так и собственного.


Стресс на работе является важнейшим фактором, влияющим на высокий уровень заболеваемости, прежде всего, сердечнососудистыми и нервно-психическими, приводящими к стойкой и длительной утрате работоспособности.

Болезни сердечнососудистой системы являются основной причиной сверхвысокого уровня смертности в молодом возрасте. Кроме того, стресс на работе приводит к нарушениям репродуктивного здоровья, и, в итоге, снижению рождаемости. Таким образом, нервное перенапряжение и стресс на работе влияют на развитие демографического кризиса в России и на территории СНГ.

Стресс на работе при крайне низком уровне гигиенической культуры населения способствуют распространенности злоупотребления алкоголем, что в свою очередь приводит к росту заболеваемости и травматизма, в том числе, на рабочем месте.

Повсеместное распространение стресса на работе приводит к снижению работоспособности сотрудников, и делают организацию экономически неэффективной.

Нервное перенапряжение и стресс на работе затрагивают все категории работников – от руководителей самого высокого ранга до работников, занятых на вредных и опасных работах и работников низкой квалификации.

В то же время проблеме нервного перенапряжения и стресса на работе в нашей стране не уделяют должного внимания ни государство, ни работодатели, ни профсоюзы. Осознавая важность проблемы стресса на рабочем месте, хотелось бы предложить целый ряд мер для решения этой проблемы, и в частности:

1. Необходимо изучить международный опыт работы по предотвращению стресса и стрессовых ситуаций на работе и ликвидации его негативных последствий.

2. Включить в:

- программы образования подготовки работодателей и профсоюзных работников основ стресс-менеджмента ;

- разделы “Охрана труда” коллективных договоров пунктов, касающихся профилактики стресса на работе и его негативных последствий.

3. Расследовать случаи внезапной смерти на рабочем месте от общих и сердечнососудистых заболеваний для установления причин смерти на работе и влияния на это стресса.

4. Развивать среди работодателей и работников пропаганду знаний в области здорового образа жизни и возможностей борьбы с негативными последствиями стрессов на работе.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что стресс у руководителей и управляющих возникает под влиянием множества различных факторов, в числе которых непонимание сотрудников, сложности, с которыми управляющие сталкиваются при выполнении своих обязанностей, брак времени, проблемы в семье, различные болезни, давление вышестоящих начальников, количество выходных и т.д. Все это очень важно учитывать и понимать, что профессиональный стресс требует вмешательства психолога. Чтобы избежать производственного стресса следует выполнять несколько методик, уметь абстрагироваться от негатива, уметь находить общий язык с подчиненными и другими сотрудниками. В случае работником медицинских учреждений, специализирующихся на онкологических заболеваниях – в подобных учреждениях следует вводить специальных психологов, специализирующихся на данной теме для профилактической работы с медиками и психологической помощи сотрудникам и пациентам.