Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретическая и историческая основа понятия «стресс» и «профессиональный стресс»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
Глава 3 Способы борьбы с профессиональным стрессом в управленческой деятельности
Что может быть противопоставлено стрессу?
Перечислим основные пункты профилактики стресса и способы борьбы с его последствиями:
1) создание благоприятной организационной атмосферы;
2) предоставление возможности работникам самостоятельно организовывать свою работу;
3) четкое, ясное и однозначное определение обязанностей работников;
4) определение причин, ведущих к переутомлению или недостаток работы;
5) социальная поддержка;
6) психологическая поддержка сотрудников;
7) программы общего оздоровления.
Кроме того, следует также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела за один раз.
Не стоит строить слишком большие планы, ведь только люди с широким спектром возможностей и сил могут выполнить такие планы. Другими словами , надо реально оценивать свои возможности. Ведь именно перенапряжение, большое количество работы и дел являются причиной образования стресса и конфликтов в рабочем коллективе.
Следует также подчеркнуть важность индивидуального подхода к предотвращению стресса. Как было уже сказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовые ситуации. Некоторые уходят в себя и надолго абстрагируются от внешнего мира, а другие - наоборот, нуждаются в постоянном общении, для того чтобы стресс не стал для них хроническим заболеванием и не стал причиной депрессии. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы как можно быстрее выйти из стрессового положения без осложнений. Ведь если бороться со стрессом, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Специалист поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем.
Существуют еще и другие меры - организационно-психологические , направленные на профилактику различного рода стресса. Так, например:
1. В начале рабочей недели целесообразно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний, конференций и прочего).
2. С целью планирования времени проведения производственных совещаний, технических советов целесообразно проведение их на всех уровнях управления во второй половине рабочего дня в понедельник и пятницу. При длительности совещания более 1,5 часа необходимо назначение 10-15-минутных перерывов через 1,5 часа работы.
3. Для предотвращения излишнего эмоционального напряжения стоит составлять четкие временные графики производственных совещаний с указанием их содержания. Также следует избегать планирования длительных совещаний.
4. Для создания благоприятной психологической атмосферы необходимо привлечение персонала и других руководящих лиц к участию в принятии решений, связанных с переорганизацией структуры или технологического процесса в производственных коллективах. Подобное участие помогает персоналу принять перемены и дает ему возможность высказать свое мнение и озвучить претензии по этому поводу.
5. Следует предоставлять сотрудникам возможность самостоятельно организовывать свою работу. Понимание того, что у работающих есть определенное право решать, что и как делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.
6. Необходимо обеспечить четкое определение обязанностей работников. С целью снижения возможности возникновения стресса, связанного с неопределенностью, желательно четко определить должностные обязанности работников и круг их ответственности.
7. Для более успешного устранения причин перегруженности работой, руководитель предприятия должен надлежащим образом организовать процессы обучения и повышения квалификации , беспристрастные решения о повышении в должности и справедливое распределение дел и обязанностей, обеспечить точное соответствие требований работы способностям того, кто ее выполняет.
8. Рекомендуется обеспечить в организации систему оказания сотрудникам социальной поддержки, которая сделает их менее уязвимыми для негативных последствий стресса. Социальная поддержка способна минимизировать негативные последствия стресса. Одно из объяснений этого феномена заключается в том, что социальная поддержка смягчает воздействие стрессов на лиц, находящихся в сложной ситуации, особенно если эта ситуация - следствие перегруженности работой или ролевого конфликта. Оказать действенную социальную помощь способны сплоченные рабочие группы и руководители первой линии - супервизоры, обученные доброжелательному и заботливому отношению к подчиненным и сотрудникам.
9. Уместно использовать изменение поведения как эффективный способ повышения устойчивости и иммунитета к стрессам людей определенного психологического типа личности, имеющих склонность к тревожности, гиперактивности, с повышенным риском развития ишемической болезни сердца. К характеристикам личности, на которые следует повлиять, относятся чрезмерная напористость, навязанное самому себе постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Необходимо сформировать у работников позитивную эмоциональную реакцию на различные стрессовые обстоятельства, изменять отношение к некоторым раздражителям и их значение за счет потери ими патогенных свойств путем использования методики рациональной психокоррекции.
10. Нужно проводить посменный контроль работоспособного состояния работников экстремальных видов деятельности, предъявляющих высокие требования к профессионально значимым функциям, особенно в стрессовых ситуациях, с последующей оценкой результатов исследования методом сравнения с критериальными модельными физиологическими характеристиками.
11. Необходимо проводить мониторинг функционального состояния организма работника в течение рабочего дня ,используя автоматизированную систему регистрации и анализа информации с целью постоянного выявления физиологической способности и производственной деятельности и создания "архива" или "банка" индивидуальных физиологических данных для обоснования рекомендаций, направленных на профилактику нарушений состояния здоровья.
12. Не исключено использование профессионального отбора как способа оценки профессиональной пригодности для выявления максимального соответствия индивидуальных физиологических характеристик, особенностей и возможностей человека тем общим и специфическим требованиям, которые предъявляют к нему определенные виды профессиональной деятельности с целью повышения надежности и точности выполнения работы в экстремальных, стрессовых ситуациях.
13. Уместно создание системы мер, направленных на профилактику стрессового состояния и сохранения здоровья сотрудников:
- обучение и повышение квалификации на основе корпоративных образовательных центров с использованием компьютерных программ и обучение на базе Интернета для повышения профессионального уровня работников, отработки безопасных приемов труда и соблюдения правил и норм безопасности с целью профилактики профессиональной заболеваемости;
- формирование навыков, необходимых для принятия решений в трудных рабочих и конфликтных ситуациях, и тренировка в использовании этих навыков путем изучения реальных профессиональных проблем и стресс-факторов, с которыми сталкиваются работающие, а также имитации сложных производственных ситуаций;
- изменение поведения для увеличения эффективности труда работников с помощью контроля использования должностных обязанностей;
- использование тренажеров для отработки создания модели поведения, особенно в экстремальных ситуациях и при недостаточности времени, индивидуальный тренинг работников нервно-напряженных видов деятельности;
- образование потребности в здоровом образе жизни как средстве повышения устойчивости к стрессу за счет правильного питания, увеличения двигательной активности, борьбы с вредными привычками: курением, злоупотреблением алкогольными и слабоалкогольными напитками.
14. Для комплексной профилактики профессионального стресса, укрепления здоровья работающих будет уместно создание центров восстановления работоспособности. Работа физкультурно-оздоровительного центра должна проводиться под контролем врача, а специальные инструкторы-методисты должны составлять комплексы физических упражнений, обновлять и совершенствовать программы целенаправленной гимнастики и нервно-мышечной релаксации.
Рекомендации по профилактике стрессов руководителям и подчиненным:
Большую часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных разнообразными рабочими ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой вертикаль деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты в обе стороны : руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников и у себя, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.
Чтобы урезать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.
- Чаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди сотрудников.
- Не стоит пренебрегать четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
- Не раздражайтесь, если подчиненный сотрудник отказывается от полученного задания, лучше попросите его обосновать отказ.
- Как можно чаще проявляйте свое доверие и поддержку подчиненным и сотрудникам. (По результатам одного из американских исследований, сотрудники,
испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не чувствовали.)
- Применяйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и специфике состава сотрудников.
- В случаях неудач сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
- Не стоит исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
- Не используйте сарказм, иронию, юмор, в общении с подчиненным .
- Если возникла острая необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
- Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных сотрудниками стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и их досуга.
Выполнение руководителями этих простых рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.
Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.
- В случае, вас не устраивают условия работы, заработная плата, возможности продвижения карьерной лестнице и другие организационные факторы, попробуйте хорошо проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).
- Обсудите ваши проблемы с коллегами, подчиненными. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
- Попробуйте наладить эффективные деловые отношения с вашими подчиненными и вышестоящим руководством, Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
- В случае если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о обдуманном и тщательном обосновании своего отказа. Объясните, что вы совсем не против новых заданий, если только, например, вам позволят освободиться от части старых.
- Не стоит стесняться требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.