Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретическая и историческая основа понятия «стресс» и «профессиональный стресс»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
Введение
Тема профессионального стресса, его влияния на здоровье человека, а в нашем случае мы рассматриваем конкретно руководящую должность, и результаты его работы являются очень актуальным вопросом нашего времени. Все больше и больше людей, занимающих руководящие должности, в том числе медиков, повергаются профессиональному стрессу, что приводит к депрессиям и различным болезням. В данной курсовой работе будет затронут теоретический аспект понятия «стресс» , рассмотрено развитие феномена на примере работы заведующего врача – онколога , а также примеры способов борьбы с профессиональным стрессом .
Глава 1 Теоретическая и историческая основа понятия «стресс» и «профессиональный стресс»
Слово «стресс» имеет глубокие корни и происходит от латинского stringere – затягивать. Первый раз это слово появилось в произведениях английского автора Роберта Маннинга , который писал: «И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе» .
Термин stress (англ.) – давление, нажим, напряжение – в медицине впервые был введен Г.Селье . Г. Селье полагает, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания».
В настоящее время понятие стресс – устоявшееся понятие и его чаще всего определяют, как попытку восстановить нарушенный гомеостаз психических, физиологических и биохимических процессов в организме.
Стресс вызывает все условия, нарушающие гомеостаз . Характер, частота и выраженность негативных последствий стресса, во многом зависят от силы интенсивности) испытываемого нервно-эмоционального напряжения и личной готовности руководителя к его преодолению
В повседневной жизни человека выделяют два типа стресса – эустресс и дистресс; эустресс сочетается с позитивным эффектом, дистресс – с негативным. Дистресс всегда неприятен, он связан со стрессом, негативно отражающемся на здоровье и организме. Само по себе понятие стресса рассматривают как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах, при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, непосильности и нежеланности, обидной несправедливости требуемых усилий
По оценкам большинства экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами , вызванным острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную общественную проблему социума наших дней. Грустнаястатистика роста заболеваний "стрессовой этиологии", нарушений работоспособности активной части населения, потерь квалифицированных специалистов вследствие невозможности адаптации к новым формам труда и повышению интенсив-ности информационных нагрузок, различные формы "личностного неблагополучия" (феномен психической дестрофии десоциализации , отчуждения труда, специфичных форм профессионально-личностных деформаций) - вот краткий перечень проблем, которые отчетливо воспринимаются обществом как серьезная угроза качеству жизни и психическому здоровью современного человека.
В качестве повода для стресса все чаще упоминаются и такие факторы, как чрезмерная загруженность, продолжительность рабочего времени, конкуренция, слишком быстрое продвижение по службе, негативные межличностные отношения с подчиненными и вышестоящим руководством, конфликт между работой и личной жизнью, неуверенность в надежности своего положения на работе.
Стресс в любом случае вызывает переутомление, которое становится одной их многих причин недугов человека физического и психического характера.
Чтобы описать вредные для здоровья случаи, связанные с деятельностью, Р.Россом и Е. Альтмаером был предложен специальный термин "профессиональный стресс ". Изучение стресса на рабочем месте показало, что почти любой трудовой аспект при некоторых уровнях стрессогенности может вызвать чрезвычайно нежелательные последствия.
Этот факт позволил сделать вывод, что деятельность сама по себе стрессогенна и необходимо искать пути для лучшей адаптации. Поиск таких возможностей показал, что профессиональный стресс является субъектом индивидуальных вариаций - он "проходит" не только через индивидуума, но и через ситуацию одновременно. Реакции со стороны личности в случае профессионального стресса чаще всего определяются симптомами трех типов: физическими, психологическими и поведенческими.
За время изучение проблемы производственного стресса выделили три основных его вида: информационный, эмоциональный и коммуникативный.
Информационный стресс у руководителей появляется в случае перегрузки лишней информацией и реального брака времени. Напряженность может усиливаться, если принятие решения на работе сопровождается большой ответственностью, а так же в случаях неопределенности, недостаточности информации или резкими изменениями информационных параметром
Эмоциональный стресс связан с личными переживаниями руководителя или подчиненного. Может остро переживаться, если разрушаются его личные представления о его профессии, а так же может быть связан с реальной или предполагаемой опасностью и может быть связан , например , с отношениями в коллективе , боязнью унижения , гневом , виной обидой , разрывом деловых отношений и т.д.
Коммуникативный стресс связан с настоящими проблемами общения на рабочем месте и проявляется в раздражительности, не умении защититься от агрессии в общении, а так же в неумении отказать, когда это необходимо и неумении защититься от коммуникативных приемов манипулирования личностью .
Профессиональный стресс – понятие динамичиное и может быть изображен в развитии.
Существует три стадии развития состояния стресса: нарастание напряженности, собственно стресс и снижение напряженности, когда само стрессовое состояние идет на упад.
Продолжительность первой стадии может быть абсолютно разной (от нескольких минут до нескольких месяцев) и напрямую зависит от менталитета и характера руководителя или работника. В любом случае, состояние человека впавшего в стресс абсолютно противоположно его обычному состоянию. Поведение человека может смениться на суетливое, раздраженное, агрессивное или даже жестокое или напротив на замкнутое, рассеянное и заторможенное. Также, на первой стадии стресса, теряется контакт в деловом и личном общение. Человек на первой стадии стресса перестает смотреть в глаза собеседнику , а так же склонен к резкой смене темы разговора. Ослабевает самоконтроль и руководитель теряет способность полностью сознательно контролировать свое поведение и ситуацию.
В момент, когда пропадает самоконтроль , начинается вторая стадия развития состояния стресса. На этом этапе люди склонны совершать поступки, о которых, впоследствии, жалеют. Многие признаются, что в обычном состоянии никогда бы не совершили того, что совершали в стрессовом состоянии. Так же как и первая стадия, вторая может иметь разную продолжительность, что очень индивидуально и зависит от личности руководителя. Чувство опустошенности и усталости очень характерно для второй стадии.
На третьей стадии человек возвращается к самообладанию . Характерными чувствами для третьей стадии являются чувство вины и сожаления о своих поступках.
Н. В. Самоукина достаточно подробно описала в своей книге многие частные причины ппрофессиональных стрессов:
+ производственный стресс достижения;
+ стресс конкуренции;
+ стресс, вызванный боязнью ошибки;
+ стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д.
Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть главных источников стресса работников управленческого профиля:
1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком
интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д.);
2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т. д.);
3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т. д.);
4) трудности построения деловой:
1.Два основных стрессогенных фактора: профессиональная "неуспешность", боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения "предела" своей карьеры;
2.Отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);
3.Несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
5) Факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом:
1.Неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов).
2.Ограничение свободы поведения, интриги и т.п.
6) Внеорганизационные источники стрессов:
1.Основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и домом, таким образом, сам менеджер "нуждается в социальной поддержке для борьбы с "подводными камнями" семейной жизни"); перенесение кризисов из одной ситуации в другую. Ряд авторов считают, что идеалом для руководителя является схема: "Работающий, пробивающий себе дорогу муж - заботливая жена" (где жена - как "группа поддержки"). Другой вариант семьи руководителя: "Две карьеры с акцентом на полное разделение и невмешательство".
2.Мобильность управляющего - ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять, например, место жительства и т.п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). Интересно, что по данным специальных исследований успех мужа-начальника часто связан с тем, насколько успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и, как следствие, меньше попрекает своего мужа.
3.Различность по психометрическим данным: адаптивность, ориентирование на независимость и включенность или на безопасность и спокойствие.
развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности, длительную работу, «рваный» темп деятельности, повышенную ответственность , значительные физические нагрузки и т. д.
Дополнительными факторами стресса являются различные кризисные ситуации, которые могут принимать различный характер, зависящий от сферы труда.
Группа субъективных факторов стресса включает несколько основных разновидностей: коммуникационные и внутриличиостные стрессы.
Одни возникают при общении с вышестоящими руководящими лицами, подчиненными и сотрудниками (равностатусными работниками). Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, как и наоборот , у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для руководителей из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и других проблем
Лица, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стрессов для сотрудников организации. Например, стресс продавцов, которым приходится общаться с большим количеством покупателей, либо стресс бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.
Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников.
Профессиональные и рабочие причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между выполненой работой и вознаграждением за нее. Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у специалистов в самых разных сферах. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своих действиях. Источником профессиональных стрессов может быть также самочувствие состояние здоровья человека. Так, хронические заболевания часто приводят к профессиональным стрессам, так как они требуют повышенных усилий для их компенсации и снижают эффективность деятельности работника, что может отразиться на его авторитете и социальном статусе.