Файл: Профилактика угрозы переманивания кадров (ПАО "КрайИнвестБанк").pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы кадровой безопасности
1.1. Развитие и угрозы переманивания персонала
1.2. Методы обеспечения кадровой безопасности
2. Оценка угрозы переманивания персонала в ПАО "КрайИнвестБанк"
2.1. Краткая характеристика ПАО "КрайИнвестБанк"
2.2. Анализ кадрового потенциала работников банка
2.2. Оценка защищенности банка от угрозы переманивания персонала
3.1. Рекомендации по повышению экономической мотивированности работников
3.2. Рекомендации по совершенствованию защищенности от угрозы переманивания
В сравнении с другими сферами предпринимательства специфика уставной деятельности банка значительно повышает вероятность угроз его безопасности, в том числе по кадровому направлению[54]. Это связано с действием таких факторов, как:
- постоянная работа с высоколиквидными активами - денежными средствами и ценными бумагами;
- статус особо доверенных контрагентов для своих постоянных клиентов, следовательно, доступ к их конфиденциальной финансовой и коммерческой информации;
- принципиально больший удельный вес сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации и управлению денежными средствами, как самой кредитной организации, так и ее многочисленных клиентов[55].
Особенностью обеспечения кадровой безопасности являются приоритеты в части объектов и субъектов угроз. Основной угрозой безопасности является утечка конфиденциальной информации о клиентах (так называемой банковской тайны). Соответственно главной группой субъектов угроз выступают конкуренты не самой кредитной организации, а ее клиентов[56]. Интерес к такой информации могут проявлять также рэкетирские группировки, а также государственные налоговые или правоохранительные органы, контролирующие клиентов банка.
Для получения соответствующей информации субъекты угрозы используют разнообразные методы вербовки и подкупа банковских служащих, в некоторых случаях - прямые угрозы в их адрес. В случае утечки информации, составляющей банковскую тайну, кредитная организация несет трудновосполнимые потери неимущественного характера, а именно резкое снижение своего имиджа как доверенного лица клиента. В банковском бизнесе это чревато быстрым сокращением наиболее привлекательной части клиентской базы[57].
Конкурента клиента ПАО "КрайИнвестБанк" будет интересовать коммерческая, финансовая и технологическая информация, содержащаяся в бизнес-плане, переданном в банк при оформлении инвестиционного кредита. Аналогично рэкетирскую группировку (равно как и налоговые службы государства) будут интересовать сведения о движении денежных средств клиента через расчетный счет в обслуживающем банке.
Другой особенностью в области кадровой безопасности является опасность переманивания конкурентами ведущих специалистов банка[58]. Помимо своих профессиональных компетенций они уносят к конкуренту конфиденциальную информацию о деятельности своего прежнего работодателя. Но главной угрозой выступает высокая вероятность сокращения клиентской базы, поскольку очень часто уходящий к конкуренту специалист банка уводит за собой часть обслуживаемых им лично клиентов.
Значительную угрозу для кредитных организаций представляют должностные преступления, совершаемые собственными сотрудниками[59]. Имея доступ к управлению денежными потоками банка или пакетами ценных бумаг его клиентов, они могут злоупотребить доверием работодателя в самых различных формах.
Наиболее распространенными формами реализации подобных угроз выступают несанкционированная биржевая игра с ценными бумагами клиента, финансовые махинации с депозитными счетами, коррупция при выдаче кредитов[60].
Наконец, банковский сектор экономики занимает в нашей стране второе место по числу покушений на собственников, топ-менеджеров, а иногда и менее высокопоставленных сотрудников.
Дополнительная отечественная специфика проблемы обеспечения кадровой безопасности работодателей характеризуется большей степенью вероятности реализации соответствующих угроз организации, что определяется действием факторов объективного и субъективного характера.
К числу объективных относятся факторы, действие которых не зависит от хозяйственного поведения конкретных работодателей[61].
Первым фактором выступает трудовая ментальность россиян, особенности которой объективно снижают их потенциальную лояльность работодателю, а главное - ответственность за соблюдение принятых на себя трудовых обязательств, в том числе в части обеспечения его информационной и имущественной безопасности. Этот фактор исследовался в трудах многих отечественных ученых, поэтому ниже приведены только те характерные черты трудовой ментальности россиян, которые прямо влияют на обеспечение кадровой безопасности организации-работодателя[62]:
- позиционирование трудовой деятельности как второстепенной по значимости в системе жизненных ценностей и приоритетов, определяющее меньшую степень мотивированности сотрудника к полноценному соблюдению условий найма хотя бы из-за страха потерять работу;
- позиционирование работодателя в качестве скорее социального противника, нежели социального партнера, определяющее психологическую готовность сотрудника к умышленному нанесению ему имущественного или неимущественного ущерба в целях "восстановления социальной справедливости" или личной мести;
- развитое чувство коллективизма и солидарности с коллегами по работе, определяющее тенденцию к сокрытию сотрудником от руководства информации о допущенных ими нарушениях в области безопасности, а иногда - готовность к прямому соучастию в таких нарушениях[63].
Вторым фактором выступает сама "философия" ведения предпринимательства, сложившаяся в нашей стране в 90-х годах прошлого века (в период так называемого дикого рынка)[64]. Одним из характерных ее проявлений стала ориентация на активное использование методов недобросовестной конкуренции во всех сферах хозяйственной деятельности. Применительно к предметной области настоящей статьи можно выделить следующие методы[65]:
1) массовое переманивание наиболее ценных сотрудников у конкурентов;
2) использование таких форм бизнес-разведки, как вербовка, шантаж и подкуп сотрудников конкурирующей организации;
3) подкуп сотрудников бизнес-партнеров в целях склонения к заключению невыгодных для их работодателей договоров;
4) подкуп государственных чиновников в целях создания для своей организации каких-либо конкурентных преимуществ;
5) физическое устранение собственников и топ-менеджеров конкурирующей организации (как наиболее радикальный из откровенно криминальных методов конкурентной борьбы)[66].
Третьим фактором являются недостатки действующего в России трудового законодательства. Разработчики Трудового кодекса РФ и других правовых актов ориентировались на социально ориентированное трудовое законодательство государств с исторически сложившейся рыночной экономикой. При этом они проигнорировали специфические условия становления российского рынка труда и реалии ведения отечественного предпринимательства. В результате руководитель ПАО "КрайИнвестБанк" сегодня не вправе использовать наиболее эффективные технологии управления персоналом, повышающие уровень их кадровой безопасности. В первую очередь это касается технологий[67]:
- отбора кандидатов на трудоустройство, позволяющих отсеивать потенциально нелояльных сотрудников;
- мониторинга лояльности персонала;
- наказания сотрудников, нарушивших доверие работодателя, в том числе в наиболее злостной форме (например, передача конкуренту конфиденциальной информации или коммерческий подкуп).
Дополнительная актуальность защиты собственного персонала в банковском секторе экономики связана с действием следующих факторов[68]:
- больший удельный вес сотрудников, выступающих как носители информации, составляющей банковскую и коммерческую тайну;
- более высокая степень профессиональной специализации и технологической обособленности труда банковских служащих, что создает дополнительные проблемы при необходимости оперативного замещения внезапно освободившихся рабочих мест.
Типовой перечень потенциальных угроз персоналу[69]:
- прямое переманивание конкурентами ведущих руководителей и специалистов банка;
- вербовка сотрудников банка конкурирующими и криминальными структурами, а в отдельных случаях - правоохранительными органами[70].
Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому хорошо составленные прогнозы могут сделать вас весьма состоятельным.
- шантаж или прямые угрозы в адрес конкретных сотрудников с целью склонения их к нарушению доверия со стороны работодателя (т.е. к совершению различных должностных нарушений);
- покушения на сотрудников (прежде всего, высших руководителей банка) и членов их семей.
Перечень категорий сотрудников банка как объектов защиты (ранжированный по степени приоритетности)[71]:
- высшее руководство банка (президент и его первые заместители);
- главные специалисты и эксперты банка по конкретным направлениям деятельности (финансы, маркетинг, компьютерные технологии и т.п.);
- сотрудники, занимающие рабочие места, предполагающие доступ к особо конфиденциальным сведениям (стратегические планы развития, обслуживание элитных клиентов, организация систем безопасности и т.п.);
- прочие сотрудники банка.
Защита первых трех категорий сотрудников осуществляется службой безопасности в постоянном режиме (естественно, с различной степенью интенсивности), последней категории - лишь при возникновении в их адрес реальных угроз. Непосредственная организация защиты банковских служащих, как и других объектов, предполагает использование двух групп методов - профилактических и пресекающих.
3. Рекомендации по повышению эффективности мероприятий по защите персонала от угроз переманивания в ПАО "КрайИнвестБанк"
3.1. Рекомендации по повышению экономической мотивированности работников
Структура системы мотивации персонала ПАО "КрайИнвестБанк" представлена со стороны материального стимулирования, повышением качества рабочей силы, совершенствованием организации труда, привлечением персонала в процесс управления, нематериальным стимулированием[72].
Однако главным мотиватором персонала остается материальная заинтересованность. Решение проблемы повышения материальной мотивации трудовой деятельности является одной из основных, остается в центре внимания, как экономической науки, так и хозяйственной практики.
Эти положения подтверждаются результатами опроса персонала ПАО "КрайИнвестБанк" по важнейшим для них способов мотивации трудовой деятельности (рис. 3.1)[73].
Так, на первом месте в системе стимулирования является стабильная выплата заработной платы 50%, другие программы материального стимулирования важны только для 10% работников.
Такой же процент мотивации имеют уважение руководства к коллективу, организация рабочего места и структура задач[74]. И маленькое мотивирующее воздействие оказывают питания в течение смены и перспектива карьерного роста, по 5% соответственно.
Рис. 3.1. Результативность способов мотивации персонала ПАО "КрайИнвестБанк"[75]
Исследование теоретических и практических аспектов системы мотивации персонала ПАО "КрайИнвестБанк" позволило выявить низкий уровень ее результативности, о чем свидетельствует общее снижение производительности труда. В условиях экономического спада усовершенствования отдельных способов мотивации является недейственным[76].
Известно, что невозможно создать единую систему мотивации для любого банка. В этих условиях главной задачей ПАО "КрайИнвестБанк" является формирование такой системы мотивации, которая подходит именно его банку на определенном этапе развития[77]. Для решения этой задачи необходимо создать механизм мотивации для повышения эффективности труда.
В комплексе антикризисных мероприятий работа по мотивации персонала сосредотачивается вокруг двух основных задач[78]:
1) стабилизации персонала (морального климата в коллективе).
2) совершенствование системы материальной мотивации.