Файл: Корпоративная культура в организации ( ООО «ЛАНГРИС»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и типы корпоративной культуры в организации
1.2 Процесс формирования корпоративной культуры и методы ее проявления в организации
2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ЛАНГРИС»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка корпоративной культуры в ООО «Лангрис»
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ЛАНГРИС»
3.1 Основные направления улучшения корпоративной культуры в организации
3.2 Использование корпоративной культуры как способа повышения трудоспособности сотрудников
Структура управления компании является формально определенной, ей присущи единство и четкость распорядительства, отсутствие противоречивых команд, что особенно важно на низшем уровне управления, быстрое принятие решений и быстрое реагирование на любое изменение производственного процесса, согласованность действий исполнителей, полная ответственность руководителя за результаты деятельности своего отдела.
Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.
Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения вопросов, связанных с руководством процессом производства; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т. д.
Генеральный директор ООО «Лангрис» - является материально-ответственным лицом, он действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях различных форм собственности. По хозяйственной деятельности заключает договора, открывает расчетный счет в банке, выдает доверенности. Генеральный директор предприятия в соответствии с трудовым законодательством издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение граждан, привлекаемых к участию в трудовой деятельности, применяет к ним поощрения и взыскания.
Эффективность работы предприятия во многом зависит от рационального размещения товаров. Размещение товаров имеет очень важное значение для принятия решения о покупке, так как позволяет потребителю не только найти нужный ему товар, но и провести собственную потребительскую оценку. Грамотное размещение товаров наиболее привлекательным образом, создание соответствующего фона для них, формирование красочных экспозиций в значительной мере стимулирует реализацию товаров и увеличивает прибыль.
2.2 Оценка корпоративной культуры в ООО «Лангрис»
Для диагностики уровня развития коллектива и оценки социально-психологического климата и корпоративной культуры были использованы:
- наблюдение,
- беседа;
- тестирование;
- анкетирование.
Как известно, социально-психологический климат коллектива проявляется в трех показателях:
1. Уровне сплоченности, который представляет собой меру тяготения членов группы друг к другу и к группе.
2. Уровне идентификации личности с коллективом, т.е. степени усвоения групповых норм поведения.
3. Уровне удовлетворенности работника своим трудом.
Реализация корпоративной культуры работников ООО «Лангрис» происходит в процессе осуществления непосредственной деятельности. По причине того, что рациональные предложения и изобретения не регистрируются, их выдвижение происходит в рабочем порядке, творческие группы не организуются, на основе данных показателей нельзя сделать вывод о творческом потенциале персонала.
В ООО «Лангрис» было проведено исследование по вопросу удовлетворенности основных потребностей работников.
В ходе анкетирования выявлялась степень удовлетворенности потребностей в безопасности, в развитии, социальных потребностей и отношение сотрудников к организации. При этом в данных параметрах были выделены отдельные составляющие [22, С. 51]:
- потребность в безопасности;
- социальные потребности;
- потребность в развитии;
- отношение к организации.
Удовлетворенность основных потребностей показана в таблице 2.10.
Таблица 2.10
Удовлетворенность основных потребностей
Потребность |
В безопасности |
Социальные |
В развитии |
Количество работников, % |
|||
Удовлетворена |
49 |
64 |
64 |
Не удовлетворена |
33 |
20 |
13 |
Не смогли определить |
18 |
16 |
23 |
Распределение количества удовлетворенных, неудовлетворенных и не определившихся работников по потребностям в безопасности, в развитии, социальным потребностям могут быть изображены графически (рис. 2.2).
Рис. 2.2 – Удовлетворенность основных потребностей персонала, %
Рассмотрев эти потребности, их составляющие, представим таблицу удовлетворенности работников отдельными параметрами потребностей.
Таблица 2.1 - Удовлетворенность отдельными параметрами потребностей
Потребность |
Параметры |
Кол-во удовлетворенных, % |
Потребность в безопасности |
Условия труда |
70 |
Социальный пакет |
55 |
|
Рабочая нагрузка |
53 |
|
Положительное отношение к изменениям и нововведениям |
48 |
|
Вознаграждение |
33 |
|
Социальные потребности |
Социально-психологический климат |
85 |
Информация и обратная связь |
62 |
|
Стиль управления |
67 |
|
Особенности взаимодействия |
54 |
|
Потребность в развитии |
Самореализация |
73 |
Профессиональный рост |
54 |
|
Карьерный рост |
50 |
|
Отношение к организации |
Восприятие организации как ценности |
67 |
Лояльность |
70 |
|
Престижность работы |
70 |
|
Оценка корпоративной культуры |
67 |
Графически данное распределение удовлетворенных сотрудников показано на рисунке 2.3.
Рис. 2.3 – Удовлетворенность основных потребностей персонала, %
Половина сотрудников в ООО «Лагрис» не чувствует уверенности в способности организации обеспечивать защиту работников, удовлетворяя их базовые потребности. При этом наиболее удовлетворительной составляющей потребностей в безопасности являются условия труда, самой неудовлетворительной – вознаграждение.
Среди составляющих социальных потребностей наиболее удовлетворенными являются: благоприятность социально-психологического климата. Сложившимися особенностями взаимодействия удовлетворена только половина сотрудников.
Восприятие организации как ценности выражено по всем параметрам у большинства сотрудников, что свидетельствует о приверженности сотрудников организации.
Другие результаты исследования:
- сотрудники-мужчины реализуют себя в большей степени, чем женщины;
- удовлетворенность потребности в развитии растет с повышением в должности работников, максимально реализуют свой потенциал представители руководящих должностей.
Сильные стороны ООО «Лангрис» по мнению сотрудников: достойные условия труда, благоприятный социально-психологический климат, возможность заниматься интересной работой, престижность работы в организации. Слабые стороны организации, по мнению сотрудников: недостаточный уровень вознаграждения, игнорирование некоторыми руководителями принципов морально-этического в общении с подчиненными, нечеткие перспективы роста.
Далее рассмотрим уровень трудовой, образовательной и социальной активности персонала.
Состояние трудовой дисциплины в виде отсутствия опозданий или их минимального количества и выполнения заданий в срок можно охарактеризовать как хорошее, сформированное посредством жесткого контроля. На протяжении существования ООО «Лангрис» периодически проводятся дежурства с целью выявления опаздывающих сотрудников. Затем они обязаны написать объяснительную записку с указанием причин опоздания, которые могут быть сочтены как уважительные или неуважительные. Повторение опоздания отражается на коэффициенте трудовой дисциплины работника, соответственно влияя на размер его премии. В каждом из отделов компании ведутся журналы учета рабочего времени, выступающие средством отслеживания опозданий сотрудников.
Открытых конфликтов в компании нет. В то же время общение, взаимодействие между руководством компании и персоналом не осуществляется на должном уровне:
- информация, поступающая от руководства в качестве заданий больше информации, поступающей в качестве обратной связи;
- большая дистанция власти в компании;
- сведено к минимуму общение на неформальном уровне между этими категориями сотрудников.
Производительность труда измеряется только для менеджеров по продажам в виде выработки в стоимостном выражении.
Данному показателю дается качественная оценка: средний уровень выполнения плана 85–110%.
В ООО «Лангрис» была проведена система обучения работников, основными направлениями которых стали:
- тренинги и семинары для менеджеров и руководителей дирекции по продажам по тематикам: развитие навыков продаж, эффективных переговоров, работы с возражениями, развитие личной эффективности, управленческих навыков, изучение сортамента и технологий производства;
- курсы повышения квалификации профессиональных бухгалтеров, тематические семинары для бухгалтеров;
- повышение квалификации специалистов дирекции по правовым вопросам, дирекции по персоналу, дирекции по маркетингу.
Важным элементом в процессе корпоративной культуры в ООО «Лангрис» является формирование системы адаптации в организации. Процесс адаптации на предприятии в целом состоит из профессиональной и социально-психологической адаптации. Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства.
Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, формировании профессионально необходимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном взаимодействии с другими сотрудниками и др. [12, С. 28].
Таблица 2.2 - Степень удовлетворенности различными сторонами профессиональной деятельности в ООО «Лангрис»
Показатель |
Удовлетворен |
В среднем удовлетворен |
Не удовлетворен |
Оплата труда |
36 |
22 |
42 |
График работы |
56 |
32 |
12 |
Отношения с коллегами |
90 |
8 |
2 |
Условия труда на рабочем месте |
50 |
30 |
20 |
Отношения с непосредственным руководителем |
77 |
17 |
6 |
Отношения с руководством предприятия |
76 |
20 |
4 |
Перспективы профессионального роста |
40 |
35 |
25 |
Работа в целом |
62 |
33 |
5 |
Адаптированность человека к трудовой среде проявляется в его реальном поведении, а также в таких конкретных показателях трудовой деятельности, как эффективность труда, усвоение социальной информации и ее практическая реализация, рост всех видов активности, удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности.
Основную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играют служба управления персоналом компании и психологи, разрабатывающие комплекс мероприятий, который позволяет снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников, а также система наставничества.
Лояльность персонала ООО «Лангрис» определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности (к быту, досугу и др.) [13, С. 31].
Таблица 2.3 - Сравнительная таблица результатов тестирования коллективов А, В и С по определению оценки социально-психологического климата
Компоненты |
Эмоциональный |
Когнитивный |
Поведенческий |
Общая оценка |
Отдел А (бухгалтерия) |
0,9 – положительный |
0,15 - противоречивый |
0,35-положиельный |
положительная |
Отдел В (отдел продаж) |
0,26-противоречивый |
0,13-противоречивый |
-0,06-протиВоречивый |
противоречивая |
Отдел С (отдел закупок) |
0,88-положительный |
0,58-положительный |
0,76- положительный |
положительный |
В отделе А участники оценили социально-психологический климат в своем коллективе как положительный. Два компонента: эмоциональный и поведенческий получили положительные оценки и один - когнитивный - противоречивую. 80 % работники считают, что большинство членов коллектива - хорошие, симпатичные люди. 68 % участников утверждают, что в коллективе обычно преобладает атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения. Противоречивая оценка когнитивного компонента говорит о том, что в коллективе люди недостаточно знают друг друга.
То, что в отделе А имеются и противоречивые оценки,- это хороший показатель эффективной работы группы, т.к. они позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения, проанализировать больше альтернатив ее решения и выработать более качественные решения.
В отделе В сотрудники охарактеризовали социально-психологический климат как противоречивый. Все три компонента получили противоречивые оценки. Заметим, что это группа, состав которой различен по возрасту, полу, образовательный уровень невысокий, преобладает индивидуалистская ориентация, т.е. больше работников, предпочитающих работать в одиночку. В такой группе мнения работников по оценке состояния социально-психологического климата самые разные. 60 % считают, что коллектив им нравится, остальные дали противоречивую оценку. Однако, только 20 % из них желают работать в этом коллективе.