Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Понятие о работоспособности: этапы, особенности изучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психофизиологическая взаимозависимость работоспособности и производительности труда

1.1 Понятие о работоспособности: этапы, особенности изучения

1.2 Взаимосвязь работоспособности и производительности труда

1.3. Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда

Глава 2. Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала (на примере клиники семейной медицины "Мир здоровья")

2.1 Характеристика и направления деятельности клиники "Мир здоровья"

2.2 Анализ кадрового состава, условий и производительности труда работников компании

2.3 Исследование психофизиологических особенностей работников компании и анализ работоспособности

Глава3. Рекомендации по повышению работоспособности и производительности труда работников клиники

3.1 Выполнение требований СанПин

3.2 Введение принципов эргономики

Заключение

Список литературы

М – масса выработанной продукции;

Т – время, затраченное на производство всей продукции;

Тр – трудоемкость (время, затрачиваемое на единицу продукции).

Согласно данной формуле можно сделать вывод, что увеличение объема выпускаемой продукции за определенный отрезок времени или снижение затрат труда, измеряемого рабочим временем на выпуск продукции служат показателями роста производительности труда [10, с.93].

Производительность труда повышается при снижении доли живого труда и увеличении удельного веса овеществленного труда. Наиболее важным является абсолютное снижение трудовых издержек, необходимых для удовлетворения определенной общественной потребности. Поэтому, руководители предприятий заняты поиском способов экономии трудовых и материальных ресурсов, а именно: уменьшить число работников на всех возможных участках, экономия сырья, топлива и энергии.

Производительность труда проявляется так же, как рост массы потребительных стоимостей, создаваемых в единицу времени. В данном случае важны результаты труда объемов производимых товаров и их качество. Поэтому при учете производительности труда на практике необходимым является применение бизнес-планирования и коммерческого стимулирования подходов (мощность, эффективность, надежность) [10, с.94].

Производительность труда исчисляется в виде соотношения затрат живого и овеществленного труда. Если в данном процессе в большей степени используется прошлый труд, то предприятие может повысить производительность своего труда за счет интенсивного использования живого.

Возможны такие варианты:

– увеличение издержек овеществленного труда на единицу выпускаемой продукции при снижении совокупности затрат (либо относительно) труда;

– снижение абсолютных показателей при повышении затрат прошлого труда. Такие варианты возможны в тех случаях, если заменить ручной труд автоматическим, провести модернизацию техники, после реконструкции предприятий новейшими автоматическими средствами производства.

Рост производительности труда оказывает влияние на норму прибавочного продукта и ее массы. Образование и накопление общественного производственного и резервного фонда остается основой любого общественного, политического и умственного прогресса. При сокращении времени оборота производительность труда напрямую связана с экономией времени. Экономия достигается при сокращении времени производства и времени обращения. Это проявляется при уплотнении сроков строительства, автоматизации линий производства, внедрения новейших технологий, ускорения инновационных процессов [10, с.96].


В конечном итоге, при аналогичных затратах ресурсов живого и овеществленного труда предприятие получает повышенные результаты труда, что равно повышению производительности труда. В данном случае учет фактора времени имеет исключительное значение, особенно в условиях рыночной экономики, непрерывных преобразований и новых общественных потребностей [10, с.95].

Производительность труда – показатель эффективности производства. В данной системе измерения имеют значение оснащенность труда основным капиталом т. е качество фондовооруженности труда и его величина.

Фондовооруженность – это отношение величины стоимости основного капитала к затратам живого труда (численность работников):

Где Фв - фондовооруженность;

Ф - величина стоимости основного капитала;

Т – затраты живого труда [9, с.200].

Данная зависимость имеется в виду в том случае, если рассматривается возможность влияния на общую эффективность производства производительности труда. При этом необходимо учесть, что это возможно лишь когда экономия живого труда окупает затраты, связанные с ростом технической оснащенности труда в наиболее короткий период времени.

Фондоотдача – экономический показатель, характеризующий уровень эффективности использования основных производственных фондов предприятия, отрасли. Данный показатель характеризует динамику эффективности использования основных фондов предприятия, а также для сравнения оценки эффективности использования основных фондов на предприятиях одной отрасли [9, с.202].

Это отношение количества произведенных товаров, приходящихся на данную величину стоимости основного капитала:

Между производительностью труда, фондоотдачей и фондовооруженностью существует тесная связь, которая может быть выражена формулой:

Из этого следует, что производительность труда повышается при условии роста фондоотдача и (или) фондовооруженности, и снижается при его обратной зависимости. В том случае, производительность труда увеличивается быстрее фондовооруженности, наблюдается рост фондоотдачи. И наоборот, показатели фондоотдачи падают, если динамика производительности труда отстает от роста фондовооруженности. По мере на совершенствования производства доля затрат общественного труда увеличивается, поскольку растет оснащенность работника все новыми средствами труда. Поэтому, абсолютная величина затрат как живого, так и общественного труда на единицу продукции сокращается. В этом и состоит сущность повышения производительности общественного труда [9, с.204].


1.3. Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда

Врачи физиологи в течение длительного времени занимались изучением изменений психических и физиологических процессов в организме во время работы, и условно разделили всю деятельность человека на физическую и умственную. Физическая деятельность – это деятельность, которая в большей степени связана с работой мышц тела. Именно физическая деятельность дает нашему организму энергию. В период деятельности организм переводится в "активный" режим и начинает усиленно вырабатывать энергию [5, с.289].

Все работы по объему энергозатрат можно разделить на три вида:

1. Легкие – работы, которые выполняются в положении сидя или при незначительном физическом напряжении (сфера управления, швейное производство);

2. Работы средней тяжести. В эту категорию входят работы, связанные с умеренным физическим напряжением и перемещением тяжестей до 10 кг (некоторые профессии в металлургии);

3. Тяжелые – работы, связанные с длительной ходьбой, подъемом и перемещением тяжестей более 10 кг, т.е. требующие значительных физических усилий (профессии в машиностроении, металлургии) [5, с.292].

Чем выше категория выполняемой работы, тем больше нагрузка на опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы человека.

При умственной трудовой деятельности у человека задействована в основном работа центральной нервной системы и органов чувств. К умственному труду относятся работы, связанные с преподаванием, управлением, творчеством, занятия наукой. Это работа, связанная с приемом и переработкой информации. В процессе деятельности задействовано: внимание, память, работа сенсорного аппарата. Активизируются процессы мышления и эмоциональной сферы. Например, труд оператора отличается высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения и связан с повышенной ответственностью. При творческом труде требуется большой объем памяти, внимания, напряжения. При постоянном контакте с людьми (труд преподавателя) человек испытывает повышенную ответственность,

дефицит времени и информации для принятия решения, поэтому труд преподавания – высокая степень нервно-эмоционального напряжения.


При сравнении с физической деятельностью, у людей занятых умственным трудом напряженность органов чувств повышается в 5-10 раз (работа конструкторов, занятия учебой).

При постоянной напряженной деятельности в большинстве случаев наступает утомление, проявляющееся снижением уровня работоспособности. Утомление – состояние, развивающееся в результате напряженной длительной деятельности. Характеризуется временными изменениями физиологического и психического состояния человека и приводит к значительному ухудшению здоровья. Утомление служит защитной реакцией организма. Данное состояние возникает как при интенсивной физической нагрузки, так и при умственной деятельности [5, с.294]

Для оценивания труда и характера выполняемой работы существует "Гигиеническая классификация труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса” (приказ №528 от 27.12.2001р.). На основании данной оценки принимаются меры, направленные на предупреждение или максимальное ограничение влияния вредных производственных факторов.

Согласно гигиенической классификации условия труда подразделяются

на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные [5, с.294].

1класс – оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работников, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;

2 класс – допустимые (2 класс) – данный вид условий характеризуется наличием таких условий факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленные гигиенические нормативы на рабочих местах. Все возникающие изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшие и отдаленные периоды на состояние здоровья работников и их потомство. Эти условия труда условно относят к безопасным;

3класс – вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны вызвать неблагоприятное влияние на организм работающего;

4 класс - опасные (экстремальные) - условия труда, которые характеризуются такими уровнями факторов производственной среды, влияние которых в течение рабочего времени создает высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, отравлений, увечий, угрозу для жизни.


Определение общей оценки условий труда выполняется при всестороннем анализе условий труда и необходимо при аттестации рабочих мест, расследования случаев профессиональных заболеваний и отравлений. В данном случае рассматриваются такие факторы, как: параметры микроклимата производственной среды, концентрация вредных веществ в воздухе, уровень шума, вибрации, ультразвука, освещенность и т.д [5, с.295].

Работа в условиях превышения гигиенических нормативов (3 класс) может быть разрешена только при использовании средств коллективной и индивидуальной защиты при условии сокращения времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем). Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) не разрешается, за исключением ликвидации аварий, проведение экстренных работ по предупреждению аварийных ситуаций.

Выводы по первой главе:

1. Работоспособность человека – это способность человека в оптимальном рабочем состоянии выполнять заданную функцию с той или иной степенью эффективности. При отсутствии возможности действия и отсутствии эффекта работоспособность равна нулю. Производительность труда служит показателем плодотворной деятельности работников и измеряется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени при нормальной интенсивности труда.

2. Понятие "трудовой процесс" определяется по таким показателям, как тяжесть и напряженность труда. "Тяжесть труда" характеризует трудовой процесс по степени нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы, обеспечивающие деятельность организма. Напряженность труда отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам напряженности труда относятся: интеллектуальные нагрузки, сенсорные, эмоциональные, степень монотонности, режим работы.

3. Адекватная оценка условий и характера труда будет содействовать обоснованной разработке, внедрению комплекса мероприятий и технических средств по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет улучшения параметров производственной среды, уменьшения тяжести и напряженности трудового процесса.