Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Понятие о работоспособности: этапы, особенности изучения).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психофизиологическая взаимозависимость работоспособности и производительности труда
1.1 Понятие о работоспособности: этапы, особенности изучения
1.2 Взаимосвязь работоспособности и производительности труда
1.3. Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда
2.1 Характеристика и направления деятельности клиники "Мир здоровья"
2.2 Анализ кадрового состава, условий и производительности труда работников компании
2.3 Исследование психофизиологических особенностей работников компании и анализ работоспособности
Глава3. Рекомендации по повышению работоспособности и производительности труда работников клиники
3.1 Выполнение требований СанПин
Введение
В ходе трудовой деятельности в организме человека вырабатывается и используется энергия, происходит непрерывное формирование психических, интеллектуальных и других психофизиологических процессов, и это проявляется в процессе работоспособности. Работоспособность – это потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Работоспособность бывает потенциальная и фактическая. Потенциальная работоспособность характеризуется максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма. Истощение этих резервов приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям здоровья. Способность организма, а также отдельных органов и их систем выполнять определенные, присущие им функции, при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма, в соответствии с суточной периодикой, режимом труда и отдыха это – фактическая работоспособность. Она напрямую зависит от состояния здоровья, самочувствия, типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования, таких психических процессов как: память, мышление, восприятие, внимание, от оценки человеком и мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения деятельности в текущий момент, а также восстановления расходуемых ресурсов.
Традиционно в процессе деятельности выделяют стадии работоспособности:
1. Стадия врабатываемости (фаза мобилизации) характерна для начала работы, когда человек "втягивается" в работу.
2. Стадия оптимальной работоспособности. Для данного периода характерны стабильно максимальные показатели производительности и субъективное состояние комфорта работника.
3. Стадия полной компенсации. Наступает в момент расходования работником большей части психофизиологических ресурсов, развивается утомление. Поддержание работоспособности обеспечивается усилием воли.
4. Период неустойчивой компенсации. Волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы, снижается качество деятельности. Работник субъективно испытывает чувство усталости.
5. Конечный «порыв» — стадия, характерная для высокомотивированной работы, на которой только волевые усилия позволяют поднять снижающуюся производительность труда.
6. Заключительный период характеризуется прогрессивным снижением продуктивности при продолжении работы.
Степень реализации работоспособности отражается на производительности труда. Разница между производительностью труда и показателем фактической работоспособности – это естественные резервы работоспособности человека.
Цель данной работы – выявить взаимосвязь психофизиологических особенностей персонала и умственной работоспособности.
Задачи исследования:
– Ознакомиться с понятием работоспособности, изучить сущность и психофизиологические основы.
– Изучить взаимосвязь работоспособности и производительности труда, рассмотреть, исследовать влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда.
–Дать характеристику изучаемой компании, качественный и количественный анализ кадрового состава.
– Проанализировать психофизиологические факторы, влияющие на работоспособность и производительность труда персонала клиники "Мир здоровья".
– Разработать предложения по оптимизации труда и мероприятия по совершенствованию условий труда и повышению работоспособности.
Объект исследования – персонал медицинской клиники "Мир здоровья"
Предмет исследования – взаимосвязь психофизиологических особенностей, психофизиологические факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала клиники.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной литературы по психофизиологическим основам управления, взаимосвязи работоспособности и производительности труда, влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда.
2. Изложение результатов изученного в виде краткого аналитического обзора.
3. Проведение социологического опроса работников, в результате которого выявить психофизиологические особенности работников и условий труда.
4. Использовать в работе метод самооценки.
Глава 1. Психофизиологическая взаимозависимость работоспособности и производительности труда
1.1 Понятие о работоспособности: этапы, особенности изучения
Работоспособность человека – это способность человека в оптимальном рабочем состоянии выполнять заданную функцию с той или иной степенью эффективности. При отсутствии возможности действия и отсутствии эффекта работоспособность равна нулю [2, c.88].
В сложившейся экономической ситуации приоритетность отдается специалистам умственного труда, задействованных в разных сферах деятельности. Преобладание умственного труда ведет к увеличению нагрузки на психическую деятельность и высшие отделы головного мозга, повышая производительность труда. Длительная повышенная умственная нагрузка приводит к ухудшению функционального состояния, снижению внимания, нарушению координации движений. Развитие данных процессов – свидетельство возникновения тормозного процесса в коре головного мозга и снижения торможения нервных процессов. Это необходимая охранительная реакция возникает в целях предупреждения истощения корковых клеток головного мозга и всего организма [1, с.18].
Поэтому, в условиях интенсивного развития техники и как следствие этого – длительного умственного напряжения, вопрос о проведении мероприятий для улучшения психического и физического самочувствия, особенно актуален в настоящее время. Энергетические затраты человека, занятого умственной деятельностью связаны с характером выполняемой работы и состоянием нервно-психической напряженности. В сутки человек, занимающийся умственным трудом, расходует 2500-3000 ккалл. энергии. Расход энергии при прочтении вслух увеличивается на 48%, выступая перед аудиторией – на 94% [1, с.22].
Длительно напряженная умственная работа способствует развитию серьезных сердечно-сосудистых заболеваний. Редкие однократные повышения артериального давления под влиянием перенапряжения также являются причиной стойкие изменения сосудистого тонуса и могут вызвать развитие гипертонической болезни. Наблюдениями исследователей доказано, что при работе в ночное время задействована нервно-психическая функция организма, и необходима перестройка жизненного ритма всего организма согласно биологическому ритму его психофизиологических функций. Поэтому, наибольшие нарушения функций возникают при умственном ночном напряжении.
Согласно данным советского психолога К.К. Платонова при переутомлении на фоне нервно-психического напряжения в 65% случаев озникает при переутомлении, К,го психофизиологических функций.лении, возникшем на фоне нервно-психического напряжения 00000000возникает нарушение сна, в 40% – быстрая утомляемость, в 32% – повышенная степень раздражительности, снижение аппетита в 27, головные боли – в 27% случаев [2, с.22].
В течение непродолжительного времени человек может задействовать резервные силы своего организма и поддерживать в неизмененном виде свой уровень работоспособности, но для работы в ночное время нужны большие затраты нервной энергии. При развитии тяжелых форм переутомления человеческому организму необходим комплексный интенсивный подход в лечении. Поэтому врачи и физиологи труда занимаются проблемой, связанной с сохранением нормальной работы функциональных систем организма и высокой степенью производительности умственного труда без снижения работоспособности.
Вопросом сохранения высокой умственной работоспособности продолжительное время занимался русский физиолог К.Е.Введенский. В своих наблюдениях он подчеркивал что "при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности". Он считал, что невысокая производительность и быстрая усталость напрямую зависят от организации своей деятельности.
В 1911 г. К.К. Введенский выделил шесть условий высокой продуктивности умственного труда [7, с,115].
1. Постепенность. В любой труд нужно включаться поэтапно. Это необходимо, для того чтобы в работу плавно включились все регуляторные системы. Соблюдение данного условия позволит обеспечить оптимальный уровень работоспособности и наоборот, переход от напряженной умственной деятельности к бездеятельности крайне нежелателен.
2. Умеренность и ритм. Это необходимые свойства высокой умственной работоспособности. Каждая личность воспринимает определенный ритм деятельности и оптимальное количество информации индивидуально. Переизбыток информации одинаково вреден, как и ее недостаток. Выбор ритма и соблюдение определенного режима труда наиболее эффективны в преодолении длительного перенапряжения при сохранении высокой степени работоспособности [7, с,116].
3. Причинная последовательность и систематичность выполнения работы.
Русский физиолог И.п. Павлов, обращаясь в своем письме к молодежи, писал: "Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке. Прежде всего - последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего" [7, с,120].
4. Грамотная последовательность чередования деятельности труда и отдыха также необходима, как и смена одного вида деятельности на другой. Умственный труд предъявляет к организму высокие требования и поэтому гигиена умственного труда включает ряд специальных рекомендаций:
– успешная умственная деятельность возможна лишь в том случае, когда умственная работа подчиняется строгому распорядку, при котором отводится определенное время для труда и для отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима. Тот, кто приступает к работе не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, быстрее устает и менее производительно работает[8, с. 9];
– по выражению И.П. Павлова, физическая нагрузка, выполняемая после напряженной умственной работы, доставляет человеку "мышечную радость". Рациональное сочетание напряженной творческой деятельности с физической работой обеспечивает полноценное интеллектуальное и физическое долголетие[7, с,235].
5. Условие постоянной продуктивности и высокой работоспособности – систематичность и закрепление навыков. Закрепленные профессиональные навыки наиболее устойчивы к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
6. Положительное отношение общества к трудовой деятельности также оказывает позитивное воздействие на работоспособность.
1.2 Взаимосвязь работоспособности и производительности труда
Производительность труда служит показателем плодотворной деятельности работников и измеряется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени при нормальной интенсивности труда. Различают такие понятия как: производительность индивидуального (живого) и общественного труда. Под индивидуальными затратами живого труда понимаются затраты труда не только отдельного работника, но и всех работников данного предприятия. Для производства той или иной продукции необходимы как живой труд, так и труд прошлого, овеществленного в виде оборудования, сырья, материалов[10, с.92].
Количество выработанной продукции в единицу времени зависит от трудоемкости продукции, исчисляемой в человеко-часах. Данное соотношение можно выразить формулами:
Птр – производительность труда (выработка товара, услуги в единицу времени);