Файл: Финансовая политика и особенности ее проведения в современных российских условиях.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1. Сущность финансовой политики государства
1.2. Финансовая политика стран с трансформационной экономикой
2. Реализация финансовой политики в РФ
2.1. Финансовая политика России на современном этапе
2.2. Проблемы финансовой политики РФ
3. Модернизации финансовой политики РФ путем применения инструментов денежно-кредитной политики
Кроме того, для дальнейшего совершенствования налогового администрирования и контроля предполагается осуществить следующие мероприятия: упорядочить процесс контроля осуществления налоговыми органами выполнения кредитными организациями, другими платежными агентами обязанностей по перечислению налогов и сборов; улучшить качество и обеспечить действенность налогового контроля, в том числе относительно большого бизнеса, российских, иностранных организаций - участников транснациональных образований; урегулировать в Налоговом кодексе Российской Федерации порядок уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных средств; последовательно расширять электронный документооборот в налоговой сфере[20].
Совершенствование порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц должно происходить путем оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны предоставлять в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием; усовершенствования положений Кодекса о зачете, возврате сумм излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов, уточнение налоговых платежей; совершенствование порядка досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и другими участниками отношений, урегулированных законодательством о налогах и сборах; совершенствование информационной и разъяснительной работы с плательщиками налогов и сборов и налоговыми агентами; расширение и повышение результативности взаимодействия налоговых органов с соответствующими учреждениями иностранных государств для целей налогового контроля[21].
В среднесрочной перспективе налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В связи с этим важным фактором производства налоговой политики является поддержание сбалансированности бюджетной системы и стимулирование инновационной активности.
Основной целью денежно-кредитной политики Российской Федерации является удержание годовой инфляции в пределах семи процентов, поддержание ее на стабильном уровне, что будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий и оживлению деловой активности.
Курсовая политика направлена на содержание в приемлемых пределах национальной валюты с последовательным сокращением прямого вмешательства Центрального банка в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса. В переходный период порядок проведения интервенций на внутреннем валютном рынке будет включать использование целевых покупок или продаж иностранной валюты, осуществляемых в ранее установленных объемах и интервалах. Параметры проведения этих операций будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры денежного рынка. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных влияний на ожидания экономических агентов, состояние внутренних финансовых рынков и динамику основных показателей денежно-кредитной сферы[22].
Основными факторами изменения курса рубля будут выступать баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала. Сохранение положительного сальдо внешних операций будет создавать условия для укрепления национальной валюты[23].
В среднесрочной перспективе одной из самых важный задач Центрального банка заявлено создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию; совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в том числе путем внедрения механизма выполнения обязательств кредитными организациями по депозитным операциям через предъявление инкассовых поручений; повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по этим операциям.
Дальнейшее развитие процентной политики направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение действенной системы рефинансирования. Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля будет способствовать усилению роли процентной политики в снижении инфляционных ожиданий экономических агентов[24].
Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования будет развитие соответствующего надзора, в частности его составляющая, связанная с консолидированным надзором, который предусматривает развитие правовых условий осуществления банковского надзора и внесения дальнейших изменений с целью установления требований к системам управления рисками в кредитных организациях; обеспечение развития надзора на консолидированной основе, направленного на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков.
Центральный банк продолжит взаимодействие с Министерством финансов не только в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, но и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование, реализованного Министерством финансов совместно с Центральным банком, механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, что позволяет сглаживать влияние неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности[25].
Целью финансовой политики Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основные направления совершенствования предусматривают формирование национальной инновационной системы, создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и инвестиций в экономику; развитие государственно-частного партнерства с целью обеспечения устойчивости государственной системы, расширение самостоятельности и ответственности местных органов управления в решении социально-экономических проблем[26].
Бюджетно-налоговая политика будет способствовать повышению конкурентоспособности налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержке дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне. К основным задачам бюджетно-налоговой политики относятся: совершенствование структуры и механизмов взимания налогов и сборов с постепенным приближением по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран; упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах; оптимизацию бюджетных расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств; концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны; повышение эффективности управления государственным долгом[27].
Направлениями реализации бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь определено снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций, упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования, повышения эффективности управления государственными финансами, диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов, совершенствование системы управления долгом в органах местного самоуправления.
Денежно-кредитная политика будет способствовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике. Основными ее задачами является обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают постепенный переход согласно корзины иностранных валют и более гибкого формирования обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики с целью поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов; формирования золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны; совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить риски для банковской системы; поддержка ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для развития экономики.
Ожиданиями белорусского правительства результатом реализации финансовой политики станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики[28].
Целью финансовой политики Республики Казахстан является обеспечение качественного и сбалансированного роста экономики, необходимого для выполнения стратегических задач, который будет обеспечиваться развитием несырьевого сектора с ориентацией как на внешний, так и на внутренний спрос [3]. Для достижения цели в рамках финансовой политики будут решаться следующие основные задачи: обеспечение макроэкономической стабильности; модернизация и диверсификация экономики; повышение эффективности использования факторов производства на региональном уровне[29].
Ключевыми направлениями финансовой политики станут подготовка к посткризисному развитию, ускорение диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры и повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия населения. В рамках диверсификации будет осуществлен переход от экстенсивного, сырьевого пути развития к индустриально-инновационному. Выполнение поставленных задач будет осуществляться за счет сбалансированного использования инструментов бюджетной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной и отраслевой политик.
В среднесрочном периоде бюджетная политика будет строиться в соответствии с оптимальными мерами и объемами бюджетных средств, необходимых для обеспечения положительного влияния на экономику, сбалансированности бюджета. Политика в области расходов бюджета направлена на повышение эффективности и результативности бюджетных средств исходя из необходимости достижения наилучшего результата, предусмотренного стратегическими планами государственных органов управления в соответствии с утвержденным объем бюджетных назначений. С этой целью казахское правительство планирует внедрить систему формирования и исполнения бюджета, основанную на индикаторах эффективности и результативности, а также систему ежегодной оценки эффективности деятельности государственных и местных органов власти, которая позволит определить степень достижения стратегических целей и задач.
Основные направления налоговой политики будут ориентированы на решение задач с учетом необходимости укрепления социальных функций налогов как справедливого и прозрачного инструмента, стимулирующего развитие приоритетных отраслей экономики и обеспечивать выполнение соответствующих функций, в частности по совершенствованию налогового администрирования в связи с присоединением к Таможенному союзу со странами СНГ. Решение этих задач должно повлиять на создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирования развития бизнеса в условиях усиления международной конкуренции и наличия свободного перетока капитала между странами, увеличение реального валового внутреннего продукта, доходной части бюджетов всех уровней[30].
Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен, меры Национального банка будут способствовать поддержке экономического роста, развития потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора. Важные задачи заключаются в обеспечении низкого уровня инфляции, что поддерживает устойчивые темпы экономического роста и поддержке обменного курса на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отраслей экономики. Для достижения поставленных задач в рамках денежно-кредитной политики будут приниматься меры, направленные на обеспечение стабильного функционирования казахской финансовой системы, в том числе обменного курса и устойчивости платежного баланса страны[31].
Низкий уровень инфляции планируется поддерживать в комплексе с мерами антиинфляционной политики. Национальный банк Казахстана будет регулировать краткосрочную ликвидность банков с целью поддержания ее на адекватном уровне. Курсовая политика направлена на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью экономики, то есть не допускать значительных колебаний реального курса национальной валюты, что положительно повлияет на конкурентоспособность внутреннего производства в условиях мировой конъюнктуры. Политика обменного курса будет реагировать на изменения мировых цен, условия внешней торговли, создавая, тем самым, основу для развития внутренней экономики, придерживаясь этих условий в сочетании с такими факторами, как использование наукоемких технологий, повышение качества труда, государство сможет выйти на траекторию ускоренного экономического развития. Конкурентоспособность экономики будет поддерживаться за счет повышения производительности труда, структурной перестройке экономики в направлении увеличения выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости, диверсификации экспорта[32].