Файл: Финансовая политика и особенности ее проведения в современных российских условиях.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1. Сущность финансовой политики государства
1.2. Финансовая политика стран с трансформационной экономикой
2. Реализация финансовой политики в РФ
2.1. Финансовая политика России на современном этапе
2.2. Проблемы финансовой политики РФ
3. Модернизации финансовой политики РФ путем применения инструментов денежно-кредитной политики
Приток ликвидности в банковский сектор под влиянием данных факторов лишь частично будет компенсирован оттоком средств из-за традиционного роста объема наличных денег в обращении в конце года. Банк России также продавал облигации федерального займа из собственного портфеля. В результате действия данных факторов задолженность банков по операциям рефинансирования, по оценкам Банка России, снизится с 3,7 трлн руб. на конец 2015 г. до 0,9-1,5 трлн руб. на конец 2016 года.
Для обеспечения контроля над краткосрочными ставками денежного рынка Банк России в полной мере удовлетворял потребность банковского сектора в ликвидности. При этом Банк России стремился сформировать структуру задолженности по своим операциям таким образом, чтобы максимально эффективно влиять на ставки с помощью своих основных операций - аукционов репо на срок 1 неделя.
Рис. 3.3. Процентный коридор Банка России и ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам в 2016 г. (% годовых)[49]
Поэтому по мере снижения структурного дефицита ликвидности Банк России уменьшал объем предоставления средств по кредитам, обеспеченным нерыночными активами, на длительные сроки. Начиная с апреля 2016 г. предложение Банком России на аукционах по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, устанавливалось равным нулю. В условиях снижения потребности банков в привлечении средств в Банке России задолженность по операциям репо также постепенно сокращалась. Начиная с августа 2016 г. Банк России проводил в основном недельные депозитные аукционы вместо недельных аукционов репо. Такая ситуация сложилась в условиях неравномерного распределения ликвидно сти между банками и сохранения у части из них задолженности по операциям Банка России на длинные сроки.
В то же время Банк России принимал меры, направленные на ограничение снижения структурного дефицита ликвидности. С августа 2016 г. были повышены нормативы обязательных резервов по всем обязательствам кредитных организаций. Для выполнения новых нормативов банкам нужно было поддерживать более высокие остатки средств на корреспондентских счетах и перечислять часть средств на счета по учету обязательных резервов в Банке России, что привело к росту их потребности в рефинансировании. Повышение нормативов обязательных резервов по валютным обязательствам банков в апреле и июле, в первую очередь направленное на снижение стимулов к формированию валютных обязательств кредитных организаций, также привело к росту потребности банков в ликвидности (см. таблицу 6 Приложения 5).
В 2016 г. на фоне снижения задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям рефинансирования и, как следствие, уменьшения коэффициентов утилизации рыночных и нерыночных активов Банк России начал постепенно ужесточать требования к обеспечению по своим операциям (после их значительного смягчения в 2014-2015 гг.). Из Ломбардного списка Банка России были исключены акции и российские депозитарные расписки на акции. Для новых ценных бумаг, включаемых в Ломбардный список Банка России, были повышены минимальные уровни рейтинга долгосрочной кредитоспособности с «В-»/«В3» до «В+»/«В1» по шкале международных рейтинговых агентств. В 2016 г. была также приостановлена выдача кредитов Банка России, обеспеченных поручительствами кредитных организаций. Одновременно были снижены поправочные коэффициенты, применяемые для корректировки стоимости нерыночных активов, используемых в качестве обеспечения по кредитам Банка России.
В целом в 2016 г. в условиях существенного изменения масштаба структурного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России эффективно достигал операционной цели денежно-кредитной политики: краткосрочные ставки денежного рынка в течение года находились преимущественно вблизи ключевой ставки. Некоторому снижению их волатильности способствовала синхронизация графика периодов ус реднения обязательных резервов с графиком недельных операций Банка России. Небольшие отклонения краткосрочных ставок денежного рынка вниз от ключевой ставки в отдельные периоды были связаны с повышением неравномерности распределения ликвидности между банками по мере ее притока в банковский сектор и некоторой сегментированностью денежного рынка, вследствие которой ликвидность не всегда эффективно перераспределялась между банками. Понижательное давление на краткосрочные ставки денежного рынка оказывало также размещение отдельными банками значительного объема средств в сегменте валютных свопов для привлечения валютной ликвидности. Данные факторы не препятствовали достижению операционной цели денежно-кредитной политики: по оценкам, средний спред краткосрочных ставок денежного рынка к ключевой ставке в 2016 г. будет относительно небольшим и составит около -10 базисных пунктов.
В связи с финансированием дефицита бюджета в 2016 г. за счет средств Резервного фонда прогнозируется переход от структурного дефицита к структурному профициту ликвидности в начале 2017 года. Это означает, что объем средств на корреспондентских счетах банков в Банке России будет выше уровня, необходимого им для осуществления текущей деятельности[50]. Поэтому Банк России будет регулярно проводить операции по абсорбированию избыточной ликвидности. Рост структурного профицита ликвидности прогнозируется в 2017-2019 гг. и в базовом, и в альтернативных сценариях Банка России. Однако его масштаб будет зависеть от темпов расходования средств суверенных фондов. В случае заметного ухудшения внешнеэкономических условий относительно базового сценария для финансирования бюджетных расходов потребуются более существенные траты суверенных фондов, а значит, масштаб структурного профицита ликвидности будет больше, чем в базовом сценарии, при улучшении конъюнктуры мировых товарных рынков - напротив, меньше, чем в базовом сценарии.
В условиях структурного профицита ликвидности кредитные организации будут стремиться разместить избыточные средства. В связи с этим в предстоящий период основными инструментами денежно-кредитной политики станут депозитные аукционы на срок 1 неделя. По мере формирования значительного структурного профицита ликвидности Банк России также планирует использовать купонные облигации Банка России (ОБР). ОБР будут выпускаться на сроки 3, 6 и 12 месяцев с плавающей процентной ставкой, привязанной к ключевой ставке Банка России. Банк России будет проводить выпуск ОБР с учетом конъюнктуры финансового рынка и поведения его участников, в том числе стремясь не оказывать влияние на условия выпуска ОФЗ Минфином России. Использование инструментов абсорбирования ликвидности позволит обеспечить нахождение краткосрочных ставок денежного рынка на уровне, близком к ключевой ставке. В свою очередь стабильность ставок денежного рынка является обязательным условием формирования устойчивого уровня ставок и снижения неопределенности в экономике.
Несмотря на то, что в целом в банковском секторе в предстоящие три года будет наблюдаться избыток ликвидности, у отдельных кредитных организаций может возникать потребность в привлечении средств. В этом случае они смогут по-прежнему использовать операции Банка России по предоставлению ликвидности постоянного действия.
Как и структурный дефицит ликвидности, структурный избыток ликвидности не оказывает непосредственного влияния на кредитную активность банков. Динамика кредита определяется в первую очередь соотношением его спроса и предложения. Предложение кредита зависит от ситуации в экономике в целом и на кредитном рынке в частности, степени рискованности вложений, регуляторных требований. Спрос на кредиты со стороны предприятий и населения определяется их уверенностью в будущем, оценкой перспектив экономики, ожидаемым доходом, уровнем процентных ставок и другими факторами. При этом кредитование реального сектора экономики практически не приводит к изменению совокупного уровня ликвидности в банковском секторе. В случае выдачи кредита происходит перечисление средств банком-кредитором на счет заемщика в другом банке, то есть средства перераспределяются между счетами банков, а совокупный уровень ликвидности не меняется.
В целом в 2016 г. в условиях существенного изменения масштаба структурного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России эффективно достигал операционной цели денежно-кредитной политики: краткосрочные ставки денежного рынка в течение года находились преимущественно вблизи ключевой ставки. Некоторому снижению их волатильности способствовала синхронизация графика периодов ус реднения обязательных резервов с графиком недельных операций Банка России. Небольшие отклонения краткосрочных ставок денежного рынка вниз от ключевой ставки в отдельные периоды были связаны с повышением неравномерности распределения ликвидности между банками по мере ее притока в банковский сектор и некоторой сегментированностью денежного рынка, вследствие которой ликвидность не всегда эффективно перераспределялась между банками. Понижательное давление на краткосрочные ставки денежного рынка оказывало также размещение отдельными банками значительного объема средств в сегменте валютных свопов для привлечения валютной ликвидности. Данные факторы не препятствовали достижению операционной цели денежно-кредитной политики: по оценкам, средний спред краткосрочных ставок денежного рынка к ключевой ставке в 2016 г. будет относительно небольшим и составит около -10 базисных пунктов.
В связи с финансированием дефицита бюджета в 2016 г. за счет средств Резервного фонда прогнозируется переход от структурного дефицита к структурному профициту ликвидности в начале 2017 года. Это означает, что объем средств на корреспондентских счетах банков в Банке России будет выше уровня, необходимого им для осуществления текущей деятельности[51]. Поэтому Банк России будет регулярно проводить операции по абсорбированию избыточной ликвидности.
Энергетическая политика является одной из важных составляющих национальной и региональной политики, необходимым условием обеспечения устойчивого развития государств и их отношений между собой. Эффективная реализация энергетической политики коренным образом влияет не только на экономическое положение стран, а на государства в целом, политическую сферу жизни общества, что и обусловливает научную актуальность этого вопроса. Именно содействие и достижения стабильной атмосферы в энергетическом секторе Евразии, где отношения между основными субъектами строились бы в первую очередь на принципах равенства и взаимодействия, являются важными аспектами данного вопроса.
Именно с начала XXI века чиновники РФ и КНР все больше отмечают формулу стратегического партнерства. Все чаще звучат призывы к интенсификации политического диалога между двумя государствами путем углубления экономических связей. Среди таких связей ключевыми называют именно энергетические проекты, учитывая богатый потенциал углеводородов в регионе Дальнего Востока России и растущий спрос мощной экономики Китая на энергоносители [1, с.9 -12]. Таким образом, восприятие обеими сторона энергетического фактора как возможного детерминанта многих сфер их двустороннего взаимодействия является логическим следованием общемировых тенденций по экономизации политики.
Российская специфика в энергетическом секторе заключается в том, что вся макроэкономическая ситуация в стране завязана в большой степени на топливно-энергетическом комплексе страны, причем государство не только не хочет минимизировать такую зависимость, но и поощряет такие тенденции. Это, в частности, видно по Энергетической стратегии РФ до 2030 года, принятой российским правительством в ноябре 2009 года, в которой зафиксировано, что запасы энергетических ресурсов и мощный топливно-энергетический комплекс является инструментом внутренней и внешней политики [2].
По разным данным, доходы от экспорта топливных ресурсов РФ составляют от 40% до 60 % всего государственного бюджета страны [3, с.146]. Учитывая такую большую ставку, которую делает Россия по своему топливно- энергетическому комплексу, совершенно понятно желание обезопасить себя от различных внешних опасностей. Это и потрясения и колебания на энергетическом рынке, и изменение конъюнктуры от рынка производителей в пользу рынка потребителей (при котором именно импортеры диктуют цены и условия), и политические факторы и геополитические соображения основных актеров при выработке тех или иных энергетических проектов.
Одним из основных путей ограждения себя от внешних угроз Россия рассматривает в диверсификации своих экспортных маршрутов. Как известно, большинство поставок российской нефти и почти весь объем природного газа, экспортируемого направлены на Запад - в страны Европы. Поэтому, в частности, в Энергетической стратегии до 2030 года говорится о намерении ускорить разработку месторождений на востоке России для экспорта топливных продуктов в восточном направлении в Азиатско-Тихоокеанский регион [2]. Задекларировано намерение диверсифицировать энергетические поставки от ЕС абсолютно обоснованным решением государственного руководства РФ. Во-первых, это даст России определенной гибкости в процессе торговли энергоресурсами, при котором РФ будет выбор выбирать из партнеров отдельные выгодные себе проекты. Во-вторых, энергетические потребности восточных и юго-восточных соседей РФ (прежде КНР) будут расти значительно более быстрыми темпами, чем как ожидается в европейских странах. В-третьих, такое желание диверсификации является естественным ответом на различные европейские энергетические транспортные проекты в обход России для уменьшения своей зависимости от российского монополиста.
Китай же выстраивает свою политику с позиций крупного импортера и потребителя энергоносителей обусловливается, во-первых, быстрыми экономическими темпами предыдущих лет, порождают рост энергоемкости народного хозяйства, и, во-вторых, недостаточностью собственных запасов для удовлетворения производственных потребностей. С 1993 года КНР стала вторым по объему потребителем нефти после лидера в данной сфере США, и третьим по величине импортером этого вида природного топлива после США и Японии.