Файл: Финансовая политика и особенности ее проведения в современных российских условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приток ликвидности в банковский сек­тор под влиянием данных факторов лишь частично будет компенсирован оттоком средств из-за традиционного роста объ­ема наличных денег в обращении в конце года. Банк России также продавал облига­ции федерального займа из собственного портфеля. В результате действия данных факторов задолженность банков по опера­циям рефинансирования, по оценкам Бан­ка России, снизится с 3,7 трлн руб. на конец 2015 г. до 0,9-1,5 трлн руб. на конец 2016 года.

Для обеспечения контроля над кратко­срочными ставками денежного рынка Банк России в полной мере удовлетворял по­требность банковского сектора в ликвид­ности. При этом Банк России стремился сформировать структуру задолженности по своим операциям таким образом, чтобы максимально эффективно влиять на став­ки с помощью своих основных операций - аукционов репо на срок 1 неделя.

Рис. 3.3. Процентный коридор Банка России и ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам в 2016 г. (% годовых)[49]

Поэтому по мере снижения структурного дефицита ликвидности Банк России уменьшал объем предоставления средств по кредитам, обе­спеченным нерыночными активами, на дли­тельные сроки. Начиная с апреля 2016 г. предложение Банком России на аукционах по предоставлению кредитов, обеспечен­ных нерыночными активами, устанавлива­лось равным нулю. В условиях снижения потребности банков в привлечении средств в Банке России задолженность по опера­циям репо также постепенно сокращалась. Начиная с августа 2016 г. Банк России про­водил в основном недельные депозитные аукционы вместо недельных аукционов ре­по. Такая ситуация сложилась в условиях неравномерного распределения ликвидно сти между банками и сохранения у части из них задолженности по операциям Банка России на длинные сроки.

В то же время Банк России принимал ме­ры, направленные на ограничение сниже­ния структурного дефицита ликвидности. С августа 2016 г. были повышены нормати­вы обязательных резервов по всем обяза­тельствам кредитных организаций. Для вы­полнения новых нормативов банкам нужно было поддерживать более высокие остатки средств на корреспондентских счетах и пе­речислять часть средств на счета по уче­ту обязательных резервов в Банке России, что привело к росту их потребности в ре­финансировании. Повышение нормативов обязательных резервов по валютным обя­зательствам банков в апреле и июле, в пер­вую очередь направленное на снижение стимулов к формированию валютных обя­зательств кредитных организаций, также привело к росту потребности банков в лик­видности (см. таблицу 6 Приложения 5).


В 2016 г. на фоне снижения задолженно­сти кредитных организаций перед Банком России по операциям рефинансирования и, как следствие, уменьшения коэффици­ентов утилизации рыночных и нерыноч­ных активов Банк России начал постепенно ужесточать требования к обеспечению по своим операциям (после их значительно­го смягчения в 2014-2015 гг.). Из Ломбард­ного списка Банка России были исключены акции и российские депозитарные рас­писки на акции. Для новых ценных бумаг, включаемых в Ломбардный список Бан­ка России, были повышены минимальные уровни рейтинга долгосрочной кредито­способности с «В-»/«В3» до «В+»/«В1» по шкале международных рейтинговых агентств. В 2016 г. была также приостанов­лена выдача кредитов Банка России, обе­спеченных поручительствами кредитных организаций. Одновременно были сниже­ны поправочные коэффициенты, применя­емые для корректировки стоимости неры­ночных активов, используемых в качестве обеспечения по кредитам Банка России.

В целом в 2016 г. в условиях существен­ного изменения масштаба структурного де­фицита ликвидности банковского сектора Банк России эффективно достигал опера­ционной цели денежно-кредитной полити­ки: краткосрочные ставки денежного рынка в течение года находились преимуществен­но вблизи ключевой ставки. Некоторому снижению их волатильности способство­вала синхронизация графика периодов ус­ реднения обязательных резервов с графи­ком недельных операций Банка России. Небольшие отклонения краткосрочных ста­вок денежного рынка вниз от ключевой ставки в отдельные периоды были связаны с повышением неравномерности распреде­ления ликвидности между банками по ме­ре ее притока в банковский сектор и не­которой сегментированностью денежного рынка, вследствие которой ликвидность не всегда эффективно перераспределя­лась между банками. Понижательное дав­ление на краткосрочные ставки денежного рынка оказывало также размещение от­дельными банками значительного объема средств в сегменте валютных свопов для привлечения валютной ликвидности. Дан­ные факторы не препятствовали достиже­нию операционной цели денежно-кредит­ной политики: по оценкам, средний спред краткосрочных ставок денежного рынка к ключевой ставке в 2016 г. будет относи­тельно небольшим и составит около -10 ба­зисных пунктов.

В связи с финансированием дефици­та бюджета в 2016 г. за счет средств Ре­зервного фонда прогнозируется переход от структурного дефицита к структурному профициту ликвидности в начале 2017 го­да. Это означает, что объем средств на кор­респондентских счетах банков в Банке Рос­сии будет выше уровня, необходимого им для осуществления текущей деятельно­сти[50]. Поэтому Банк России будет регуляр­но проводить операции по абсорбированию избыточной ликвидности. Рост структурно­го профицита ликвидности прогнозируется в 2017-2019 гг. и в базовом, и в альтерна­тивных сценариях Банка России. Однако его масштаб будет зависеть от темпов расходования средств суверен­ных фондов. В случае заметного ухудшения внешнеэкономических условий относитель­но базового сценария для финансирования бюджетных расходов потребуются более существенные траты суверенных фондов, а значит, масштаб структурного профицита ликвидности будет больше, чем в базовом сценарии, при улучшении конъюнктуры ми­ровых товарных рынков - напротив, мень­ше, чем в базовом сценарии.


В условиях структурного профицита ликвидности кредитные организации бу­дут стремиться разместить избыточные средства. В связи с этим в предстоящий период основными инструментами денеж­но-кредитной политики станут депозитные аукционы на срок 1 неделя. По мере фор­мирования значительного структурного профицита ликвидности Банк России так­же планирует использовать купонные об­лигации Банка России (ОБР). ОБР будут выпускаться на сроки 3, 6 и 12 месяцев с плавающей процентной ставкой, привя­занной к ключевой ставке Банка России. Банк России будет проводить выпуск ОБР с учетом конъюнктуры финансового рын­ка и поведения его участников, в том чис­ле стремясь не оказывать влияние на ус­ловия выпуска ОФЗ Минфином России. Использование инструментов абсорбиро­вания ликвидности позволит обеспечить нахождение краткосрочных ставок денеж­ного рынка на уровне, близком к ключевой ставке. В свою очередь стабильность ста­вок денежного рынка является обязатель­ным условием формирования устойчивого уровня ставок и снижения неопределенно­сти в экономике.

Несмотря на то, что в целом в банков­ском секторе в предстоящие три года бу­дет наблюдаться избыток ликвидности, у отдельных кредитных организаций мо­жет возникать потребность в привлече­нии средств. В этом случае они смогут по-прежнему использовать операции Бан­ка России по предоставлению ликвидности постоянного действия.

Как и структурный дефицит ликвидно­сти, структурный избыток ликвидности не оказывает непосредственного влияния на кредитную активность банков. Динами­ка кредита определяется в первую очередь соотношением его спроса и предложения. Предложение кредита зависит от ситуации в экономике в целом и на кредитном рын­ке в частности, степени рискованности вло­жений, регуляторных требований. Спрос на кредиты со стороны предприятий и на­селения определяется их уверенностью в будущем, оценкой перспектив экономи­ки, ожидаемым доходом, уровнем процент­ных ставок и другими факторами. При этом кредитование реального сектора экономи­ки практически не приводит к изменению совокупного уровня ликвидности в банков­ском секторе. В случае выдачи кредита про­исходит перечисление средств банком-кредитором на счет заемщика в другом банке, то есть средства перераспределяются меж­ду счетами банков, а совокупный уровень ликвидности не меняется.

Выводы к главе 3

В целом в 2016 г. в условиях существен­ного изменения масштаба структурного де­фицита ликвидности банковского сектора Банк России эффективно достигал опера­ционной цели денежно-кредитной полити­ки: краткосрочные ставки денежного рынка в течение года находились преимуществен­но вблизи ключевой ставки. Некоторому снижению их волатильности способство­вала синхронизация графика периодов ус­ реднения обязательных резервов с графи­ком недельных операций Банка России. Небольшие отклонения краткосрочных ста­вок денежного рынка вниз от ключевой ставки в отдельные периоды были связаны с повышением неравномерности распреде­ления ликвидности между банками по ме­ре ее притока в банковский сектор и не­которой сегментированностью денежного рынка, вследствие которой ликвидность не всегда эффективно перераспределя­лась между банками. Понижательное дав­ление на краткосрочные ставки денежного рынка оказывало также размещение от­дельными банками значительного объема средств в сегменте валютных свопов для привлечения валютной ликвидности. Дан­ные факторы не препятствовали достиже­нию операционной цели денежно-кредит­ной политики: по оценкам, средний спред краткосрочных ставок денежного рынка к ключевой ставке в 2016 г. будет относи­тельно небольшим и составит около -10 ба­зисных пунктов.


В связи с финансированием дефици­та бюджета в 2016 г. за счет средств Ре­зервного фонда прогнозируется переход от структурного дефицита к структурному профициту ликвидности в начале 2017 го­да. Это означает, что объем средств на кор­респондентских счетах банков в Банке Рос­сии будет выше уровня, необходимого им для осуществления текущей деятельно­сти[51]. Поэтому Банк России будет регуляр­но проводить операции по абсорбированию избыточной ликвидности.

Энергетическая политика является одной из важных составляющих национальной и региональной политики, необходимым условием обеспечения устойчивого развития государств и их отношений между собой. Эффективная реализация энергетической политики коренным образом влияет не только на экономическое положение стран, а на государства в целом, политическую сферу жизни общества, что и обусловливает научную актуальность этого вопроса. Именно содействие и достижения стабильной атмосферы в энергетическом секторе Евразии, где отношения между основными субъектами строились бы в первую очередь на принципах равенства и взаимодействия, являются важными аспектами данного вопроса.

Именно с начала XXI века чиновники РФ и КНР все больше отмечают формулу стратегического партнерства. Все чаще звучат призывы к интенсификации политического диалога между двумя государствами путем углубления экономических связей. Среди таких связей ключевыми называют именно энергетические проекты, учитывая богатый потенциал углеводородов в регионе Дальнего Востока России и растущий спрос мощной экономики Китая на энергоносители [1, с.9 -12]. Таким образом, восприятие обеими сторона энергетического фактора как возможного детерминанта многих сфер их двустороннего взаимодействия является логическим следованием общемировых тенденций по экономизации политики.

Российская специфика в энергетическом секторе заключается в том, что вся макроэкономическая ситуация в стране завязана в большой степени на топливно-энергетическом комплексе страны, причем государство не только не хочет минимизировать такую ​​зависимость, но и поощряет такие тенденции. Это, в частности, видно по Энергетической стратегии РФ до 2030 года, принятой российским правительством в ноябре 2009 года, в которой зафиксировано, что запасы энергетических ресурсов и мощный топливно-энергетический комплекс является инструментом внутренней и внешней политики [2].


По разным данным, доходы от экспорта топливных ресурсов РФ составляют от 40% до 60 % всего государственного бюджета страны [3, с.146]. Учитывая такую ​​большую ставку, которую делает Россия по своему топливно- энергетическому комплексу, совершенно понятно желание обезопасить себя от различных внешних опасностей. Это и потрясения и колебания на энергетическом рынке, и изменение конъюнктуры от рынка производителей в пользу рынка потребителей (при котором именно импортеры диктуют цены и условия), и политические факторы и геополитические соображения основных актеров при выработке тех или иных энергетических проектов.

Одним из основных путей ограждения себя от внешних угроз Россия рассматривает в диверсификации своих экспортных маршрутов. Как известно, большинство поставок российской нефти и почти весь объем природного газа, экспортируемого направлены на Запад - в страны Европы. Поэтому, в частности, в Энергетической стратегии до 2030 года говорится о намерении ускорить разработку месторождений на востоке России для экспорта топливных продуктов в восточном направлении в Азиатско-Тихоокеанский регион [2]. Задекларировано намерение диверсифицировать энергетические поставки от ЕС абсолютно обоснованным решением государственного руководства РФ. Во-первых, это даст России определенной гибкости в процессе торговли энергоресурсами, при котором РФ будет выбор выбирать из партнеров отдельные выгодные себе проекты. Во-вторых, энергетические потребности восточных и юго-восточных соседей РФ (прежде КНР) будут расти значительно более быстрыми темпами, чем как ожидается в европейских странах. В-третьих, такое желание диверсификации является естественным ответом на различные европейские энергетические транспортные проекты в обход России для уменьшения своей зависимости от российского монополиста.

Китай же выстраивает свою политику с позиций крупного импортера и потребителя энергоносителей обусловливается, во-первых, быстрыми экономическими темпами предыдущих лет, порождают рост энергоемкости народного хозяйства, и, во-вторых, недостаточностью собственных запасов для удовлетворения производственных потребностей. С 1993 года КНР стала вторым по объему потребителем нефти после лидера в данной сфере США, и третьим по величине импортером этого вида природного топлива после США и Японии.