Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты социального страхования
1.1 Цели и принципы социального страхования.
1.2 Виды и функции социального страхования в РФ
1.3 Сущность и значение негосударственных фондов РФ в решении задач социального страхования
Глава 2 Деятельность внебюджетных фондов РФ – как основных социальных страховщиков
2.1 Деятельность Пенсионного Фонда
2.2 Деятельность фондов обязательного медицинского страхования
Негосударственный пенсионный фонд - это особая организационно-правовой форма некоммерческой организации социального обеспечения, учреждается на основе добровольных имущественных взносов. Учредители не имеют прав на переданное Фонду имущество, которое является его собственностью.
Особенность негосударственных пенсионных фондов состоит в том, что они одновременно являются и финансовыми, и социальными институтами.
Закон требует, чтобы негосударственные пенсионные фонды создавались только в форме некоммерческой организации и занимались исключительно пенсионной деятельностью: сбором пенсионных взносов, вложением собранных пенсионных средств с целью их прироста и главное - выплатой пенсий.
Рассматривая механизм работы негосударственных пенсионных фондов, следует отметить, что вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно - через Управляющие компании) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.
При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев - в соответствии с договором - вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.
В соответствии с действующим законодательством негосударственные пенсионные фонды могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это особая организационно-правовая форма ведения соцобеспечения, которая является некоммерческой, а также может включать в себя только такие виды деятельности:[4]
Обеспечение структурой всех членов НПФ в полном соответствии заключённым договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
Выступать в роли страховщика по обязательному пенсионному страхованию (в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также договорами обязательного пенсионного страхования). Ранее в деятельность НПФ была заложена ещё одна функция - страховщика по профессиональному пенсионному страхованию, но сейчас она не осуществляется из-за отсутствия соответствующих законов. Иными словами, негосударственный пенсионный фонд является особым видом некоммерческих структур, для функционирования которой создана специальная организационно-правовая форма. Если взглянуть на деятельность негосударственного пенсионного фонда с точки зрения законодательства, то она абсолютно аналогична работе непосредственно Пенсионного фонда России (ПФР). НПФ точно также, как и ПФР аккумулирует пенсионные накопления, инвестирует их, назначает и производит все выплаты, а также ведёт их учёт.
Глава 2 Деятельность внебюджетных фондов РФ – как основных социальных страховщиков
2.1 Деятельность Пенсионного Фонда
Пенсионный фонд РФ был образован в соответствии постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда считаются государственной собственностью РФ. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:
-выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
-предоставление пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;
-организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 130 тысяч социальных работников. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 39,2 млн. пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн. граждан России.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
-центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
-отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
-управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Бюджет ПРФ - план создания и использования целевого страхового фонда, формируемого за счет страховых взносов в солидарную систему и поступлений из других источников.
Бюджет Пенсионного фонда утверждается правлением Пенсионного фонда не позднее 10 декабря года, предшествующего году, на который составлен бюджет.
Проект бюджета Пенсионного фонда составляется с учетом ежегодных актуарных расчетов.
Порядок разработки, утверждения и исполнения бюджета ПФР устанавливается правлением Пенсионного фонда.
Непосредственно источниками формирования средств Пенсионного фонда выступают:
-средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
-средства федерального бюджета, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;
-добровольные взносы юридических и физических лиц; доходы от коммерческих операций.
Страховые взносы граждан, работодателей, концентрируемые в Пенсионном фонде, используются:
-на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет);
-оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
-повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни; содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;
-участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;
-осуществление коммерческих операций фонда; другие мероприятия, предусмотренные уставной деятельностью фонда.
Средства Пенсионного фонда используются на:
-предоставление социальных услуг, предусмотренных законодательством;
-выплату пенсий, предусмотренных Законом;
-финансирование административных расходов, связанных с выполнением функций, возложенных на органы Пенсионного фонда;
-оплату услуг по выплате и доставке пенсий;
-формирование резерва средств Пенсионного фонда.
В целях обеспечения финансовой стабильности Пенсионного фонда формируется резерв средств Пенсионного фонда. Резерв средств Пенсионного фонда состоит из резерва средств для текущих нужд и резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах, которые зачисляются на отдельные субсчета одного счета Пенсионного фонда. Резерв средств для текущих нужд формируется в целях обеспечения своевременного и в полном объеме финансирования выплаты пенсий и предоставления социальных услуг в сумме, равной месячной потребности на указанные цели согласно бюджету Пенсионного фонда на соответствующий год и утверждается в его составе. Размер резерва для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах определяется по результатам ежегодных актуарных расчетов.
Размер резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах утверждается правлением Пенсионного фонда в составе бюджета Пенсионного фонда одновременно с установлением порядка его формирования и использования.
Исполнительная дирекция Пенсионного фонда составляет годовой отчет относительно формирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета фонда в будущих периодах с выводом о достаточности этого резерва средств для обеспечения исполнения Пенсионным фондом обязательств в солидарной системе в течение следующих 75 лет и представляет его правлению Пенсионного фонда для утверждения.
Учет поступлений и расходов средств Пенсионного фонда осуществляют исполнительные органы Пенсионного фонда. Средства ПФР зачисляются на единый счет фонда и хранятся на счетах территориальных органов в уполномоченном банке. Более 90% расходов по выплате государственных пенсий производится органами социальной защиты населения через уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального налога собираются на счетах региональных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств между региональными отделениями ПФ для обеспечения сбалансированности доходов и расходов осуществляет Правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчеты об исполнении бюджета представляются Правлением Пенсионного фонда на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.
Данные по доходам бюджета за 2014 г. показали, что в 2014 г. сумма взносов на обязательное страхование возросла по сравнению с предыдущим периодом 2014 г. на 2 319,6 трлн. руб., что составило 87,9 % бюджета 2014 г (таблица 1).
Таблица 1 - Доходы бюджета ПФР за 2011 -2014 гг. (трлн. руб.)
Виды доходов |
2011 г |
2013 г |
2014 г |
1.Взносы на обязательное страхование: |
|||
трлн.руб. |
1900 |
2 300 |
4 619,6 |
% |
83,9 |
85,37 |
87,9 |
2.Доход по накопительной части |
|||
трлн.руб. |
361,2 |
390 |
630,1 |
% |
16 |
14,47 |
11,9 |
3.Дополнительные взносы |
|||
трлн.руб. |
3,6 |
3,9 |
5,3 |
% |
0,15 |
0,16 |
0,2 |
4.Бюджет по доходам (строки 1 +2+3) |
|||
трлн.руб. |
2 264,8 |
2 693,9 |
5 255 |
% |
100 |
100 |
100 |
Основные расходы составили расходы на выплату пенсий. Эта сумма равна 4 081,2 трл. руб., что составило 82,9 % от общей суммы. Этот показатель выше показателя предыдущего года на 981,2 трл. руб., и выше показателя 2011 г. на 1 481,2 трл. руб. Общий бюджет расходов в 2014 г. составил 4 922 трл. руб., что на 1 433,3 трл. руб. выше расхода предыдущего 2014 г., и на 2 077,6 трл. руб. выше показателя 2014 г (таблица 2).
Что касается доли доходов и расходов бюджета ПФР в ВВП РФ за период 2011-2014 гг., то она составила 9,9%. Индексация пенсий, пособий, ЕДВ и др. выплат осуществлялась в установленные законодательными актами, сроки.
Таблица 2 - Расходы бюджета ПФР за 2011 -2014 гг.
Виды доходов |
2011 г |
2013 г |
2014 г |
1.Выплаты пенсий |
|||
трлн.руб. |
2 600 |
3 100 |
4 081,2 |
% |
91,4 |
88,8 |
82,9 |
2.Выплаты отдельным категориям |
|||
трлн.руб. |
157,1 |
291,6 |
311,9 |
% |
5,52 |
8,35 |
6,3 |
3. Материнский капитал |
|||
трлн.руб. |
87,3 |
97,1 |
171,3 |
% |
3,06 |
2,84 |
10,8 |
4.Бюджет по расходам (строки 1 +2+3) |
|||
трлн.руб. |
2 844,4 |
3 488,7 |
4 922 |
% |
100 |
100 |
100 |
В 2014 г. Пенсионный фонд Российской Федерации предоставлял субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности. Общий запланированный объем субсидий на 2014 год составил 1,052 млрд. рублей.
Средства ПФР, предусмотренные на реализацию социальных программ, распределены между бюджетами субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Всего распределено между бюджетами субъектов Российской Федерации 1015,61 млн. руб., в том числе на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам – 163,62 млн. руб., на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения – 851,99 млн. руб., из них на ремонт учреждений социального обслуживания и их оснащение технологическим оборудованием и предметами длительного пользования – 479,01 млн. руб., на приобретение автотранспорта для оснащения мобильных бригад учреждений социального обслуживания – 172,40 млн. руб., на строительство объектов учреждений социального обслуживания населения – 200,58 млн. рублей.