Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты социального страхования
1.1 Цели и принципы социального страхования.
1.2 Виды и функции социального страхования в РФ
1.3 Сущность и значение негосударственных фондов РФ в решении задач социального страхования
Глава 2 Деятельность внебюджетных фондов РФ – как основных социальных страховщиков
2.1 Деятельность Пенсионного Фонда
2.2 Деятельность фондов обязательного медицинского страхования
Введение
Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости.
Объектом курсовой работы является социальное страхование в социальном обеспечении.
Предмет - функции социального страхования.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль внебюджетных фондов в социальном страховании;
- на примере Пенсионного Фонда и ФОМС рассмотреть как решаются задачи социального страхования в РФ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Теоретические аспекты социального страхования
1.1 Цели и принципы социального страхования.
Цели функционирования системы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:
- создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40-50% от размера заработной платы, пособий не менее 50-85% от размера заработной платы и т.д. ;
- создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
- создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.
Важнейшим условием формирования национальной системы социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного Бюро Труда (МБТ), отечественные и зарубежные ученые включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус.
Следует, однако, отметить, что при всей методологической правильности данных принципов, их многочисленность затемняет смысловые отличия данного института от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует определить их системообразующее ядро, к которому ,можно отнести следующие четыре принципа:
- личной ответственности;
- солидарной взаимопомощи;
- оптимальной поддержки (субсидиарности);
- взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.
Принцип личной ответственности. Данный принцип проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.
Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту. В жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например, опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.
Принцип субсидиарности. Его суть состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т.д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры.
Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования .
В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.
Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.
В российском социуме государственная власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, слишком часто и без должной методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает в полной мере реализацию накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам.
Ответственность государства за надлежащую организацию социальной защиты населения зафиксирована в Конституции Российской Федерации и международных документах. Прежде всего, государство выступает как гарант прав человека и обеспечивает общее руководство системой социального страхования.
Кроме того, государство принимает меры по достижению достаточного уровня равенства в распределении произведенного национального продукта через такие механизмы, как перераспределение налоговых сборов и социальное обеспечение [1].
Системы социального страхования являются одним из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. В этой связи создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования, рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности общества.
Следует подчеркнуть следующий момент: последствия при наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство, так как приводят к сбоям в производственном процессе, порождают лишения, нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении всех субъектов трудовых отношений, предопределяет их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в солидарных действиях по созданию соответствующих механизмов и институтов по защите от социальных рисков. В этой связи ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической деятельности по вопросу организации национальных систем социальной защиты[2]
1.2 Виды и функции социального страхования в РФ
Существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в свою сферу следующие виды:
- пенсионное страхование работающих от социальных рисков – старости, инвалидности и утраты кормильца. Cтраховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
- страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации;
- медицинское страхование; страховщики – федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.
Наподобие любой экономической категории, страхование имеет свои определенные функции, которые соотносятся с функциями финансов. Итак, основные функции страхования:
- распорядительная;
- контрольная.
Однако, обращаясь к общему содержанию науки «страхования», можно заметить, что у функций страхования имеются определенные особенности.
Что касается распорядительной функции, являясь общей финансовой функцией, то она подразделяется на следующие подкатегории: рисковая функция, предупредительная и сберегательная.
Функция риска связана напрямую с назначением страхования. Состоит она в том, чтобы оказывать материальную (денежную) помощь всем пострадавшим как юридическим, так и физическим лицам. В границах данной функции производится перераспределение стоимости относительно всех участников страхования в том случае, когда наступают случайные страховые события.
Не стоит забывать и о том, что сегодня цель страхования несколько изменилась (параллельно государственным страховым организациям быстрыми темпами растут коммерческие). Однако, функция риска не изменила свою сущность. Главной целью коммерческого страхования является получение прибыли и ее увеличение. Наряду с этим, самой главной задачей любого вида страхования является оказание финансовой помощи в случае наступления рискового события. И значимость страхования никогда не изменится.
Предупредительная функция заключается в отражении немаловажного аспекта страховой деятельности: при помощи страхового фонда производится финансирование программ по уменьшению страхового риска. Данная функция заключается в том, что необходимо составить договор заранее, до наступления чрезвычайной ситуации, в котором будет прописана определенная сумма для возмещения материального (любого иного) ущерба. Сумма эта будет зависеть, как правило, от величины страхового риска.
Сберегательная функция похожа на кредитование. Заключается она в том, что с помощью страхования происходит накопления определенной суммы для дожития. Данные деньги идут на поддержание благоприятной жизненной деятельности и социального статуса пожилых людей и инвалидов.
По мере развития пенсионной реформы, данная функция весьма актуальна. Многие наверно знают, что сегодня пенсия делится на несколько составляющих: накопительная, минимальная и трудовая. Если механизм пенсионного страхования будет эффективно отработан, то страховые организации смогут включить в основную пенсию рисковые выгоды.
Контрольная функция – важная составляющая любой научной отрасли. В страховании она играет роль целевого формирования и использования денежной массы фонда страхования. Практика подразумевает следующий аспект. При данной функции страховщики формируют страховые резервы, которые являются гарантом выполнения принятых обязательств; обеспечивают платежную способность посредством выполнения законов и нормативно-правовых актов между активами и принятыми страховыми обязательствами, пользуются открытой информацией в рамках страхования и прочее.
1.3 Сущность и значение негосударственных фондов РФ в решении задач социального страхования
В связи с реформированием пенсионной системы в декабре 2001 года было определено введение накопительной части трудовой пенсии по старости, возможность ее передачи в ведение негосударственных пенсионных фондов.
Первые негосударственные пенсионные фонды были созданы в России достаточно давно, еще в 1992 году, когда был подписан первый президентский Указ «О негосударственных пенсионных фондах». Согласно нему, негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.
7 мая 1998 года был принят основной закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.[3]