Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты социального страхования
1.1 Цели и принципы социального страхования.
1.2 Виды и функции социального страхования в РФ
1.3 Сущность и значение негосударственных фондов РФ в решении задач социального страхования
Глава 2 Деятельность внебюджетных фондов РФ – как основных социальных страховщиков
2.1 Деятельность Пенсионного Фонда
2.2 Деятельность фондов обязательного медицинского страхования
-финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
-разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
-организация подготовки специалистов для системы ОМС;
-участие в создании территориальных фондов ОМС и в разработке базовой программы ОМС.
Территориальные фонды ОМС создаются местными органами "власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1, для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС.
На территориальный фонд ОМС возложены следующие основные функции:
-финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками);
-выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС;
-предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
-создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС;
-организации банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд.
Медицинское страхование осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной системе финансирования — бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование неработающего населения (пенсионеров, домохозяек, учащихся и т. п.), а внебюджетные средства — работающих граждан. Страхователями соответственно исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) хозяйствующие субъекты (организации), а также граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.
Основная функция ФФОМС состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ по обязательному медицинскому страхованию путем предоставления м субвенций. На эти цели расходуется свыше 85% бюджета ФФОМС. Около 10% бюджета используется на финансирование материально-технического и лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения федерального уровня. Структура расходов средств территориальных фондов ОМС дифференцирована по отдельным регионам. В среднем порядка используется на финансирование программ обязательного медицинского страхования.
Информационной базой для анализа структуры и динамики средств ФСС РФ является Федеральный закон «О бюджете ФСС РФ на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015 годов», принятый Государственной Думой 20 ноября 2011г. и ФЗ РФ «О бюджете ФСС РФ на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016 годов принятый Государственной Думой 29 января 2013г.
Таблица 3 - Структура доходов ФСС РФ за 2013-2014 гг.
Доходы |
2013 |
Удельный вес, % |
2014 |
Удельный вес, % |
абс.изм-е |
Налоговые и неналоговые доходы |
346408866,5 |
81,41 |
311087306,8 |
67,80 |
-13,61 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ (Субвенции) |
79079366,1 |
18,59 |
147732197,9 |
32,20 |
13,61 |
Всего доходов |
425488232,6 |
100,00 |
458819504,7 |
100,00 |
100,00 |
Доходы Фонда социального страхования состоят в основном из налоговых и неналоговых доходов, причем их удельный вес в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократится на 13,61 процентного пункта с 81,41% до 67,80%. Доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ (Субвенции) наоборот увеличится с 18,59,23% в 2013 году до 32,2% в 2014 году, т.е. на 13,61 процентного пункта.
Увеличение доли налоговых и неналоговых доходов произошло в результате роста налогов и взносов на социальные нужды, удельный вес которых вырос с 77,31% до 78,16%, и налогов на совокупный доход, удельный вес которых вырос с 2,63% до 2,82% в общем объеме доходов ФСС РФ.
Проанализируем структуру расходов ФСС РФ и ее изменение в динамике.
Таблица 4 - Структура расходов ФСС РФ за 2013-2014гг.
Расходы |
2013 |
Удельный вес, % |
2014 |
Удельный вес, % |
абс.изм-е |
Общегосударственные вопросы |
5742,2 |
0,001 |
19303575,8 |
4,225 |
4,224 |
Образование |
45038,8 |
0,010 |
48191,5 |
0,011 |
0,001 |
Социальная политика |
453767989,7 |
99,989 |
437522850,4 |
95,764 |
-4,225 |
Всего расходов |
453818770,7 |
100,00 |
456874617,7 |
100,00 |
100,00 |
Расходы осуществляются по трем основным статьям, из которых наибольший удельный вес имеет социальная политика, при этом наблюдается тенденция снижения их доли на 4,225 процентного пункта: с 99,989% в 2013г. до 95,764% в 2014г.
По другим видам расходов наблюдается тенденция к росту удельного веса. Так доля средств, расходуемых на образование, увеличилась на 0,001 процентного пункта: с 0,010% в 2013г. до 0,011% в 2014г. Кроме того, удельный вес расходов на решение общегосударственных вопросов вырос с 0,001% в 2013г. до 4,225% в 2014г.
Доходная часть бюджета Фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирована в соответствии с нормами Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», проекта федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и других нормативных правовых актов.
При формировании бюджета ФСС РФ было учтено следующее:
базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год:
624 000 рублей - в 2015 году,
678 000 рублей - в 2016 году;
740 000 рублей - в 2017 году
Для сведения: в 2014 году – 568 000 рублей.
-доли застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 84,3% в 2015 - 2017 годах;
-установленных законодательством тарифов страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для различных категорий плательщиков.
При анализе расходной части бюджета Фонда Комитетом рассмотрены положения законопроекта, касающиеся выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, а также связанные с реализацией национального проекта "Здоровье".
При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам учитывались положения и нормы Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия (таблица 5).
Таблица – Предельные размеры пособия, рублей
года |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Предельная сумма выплаты в месяц |
40 602,74 |
44 975,34 |
49 639,45 |
54 220,27 |
Расчет расходов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, произведен в соответствии с нормами Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2015 году 100,88%, в 2016 году 100,49% и в 2017 году 99,57%. Размеры пособий определены с учетом индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.
Заключение
Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Примером тому являются постоянные сообщения о акциях протеста, митингах пенсионеров, которые не получают пенсии в течение нескольких месяцев, между тем они являются для них единственных источником средств к существованию. При трезвом взгляде на эту систему и изучении, как опыта Советского Союза, так и опыта развитых капиталистических стран возможно формирование реальной системы социальной защиты населения и его обеспечения.
Казалось бы, все так просто, нужно лишь начать что-либо делать в данной области. Но нежелание реально оценивать обстановку, использование социальной сферы только как карты в политической игре в разгар предвыборной борьбы приводит к тому, что начальные подвижки в этой области погибли так и не родившись, а неплохое наследие Советского Союза уже утрачено. Хочется надеяться, что что-либо в ближайшее время изменится, иначе это может привести к последствиям такой тяжести, что даже мы сейчас не в состоянии их реально предвидеть и оценить.
Итак, главной целью развития социального страхования на современном этапе в РФ является, политика государства по развитию социального страхования, которую следует рассматривать в едином контексте с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума» (либо с субсидиями на их покупку). Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе.
Для большинства россиян после окончания трудовой деятельности пенсия будет, скорее всего, единственным источником существования.
При существующей системе государственного пенсионного обеспечения большинство граждан получат пенсию, которая существенно ниже их дохода. Поэтому само государство и стимулирует граждан самим откладывать денежные средства на пенсию. Сохранить достойный уровень жизни в будущем поможет участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.
Сегодня российская пенсия чуть больше 20% от средней заработной платы. Достижение нормального уровня замещения пенсией утерянного заработка и, следовательно, обеспечение достойной жизни на пенсии возможно только за счет личного участия, ведь каждый гражданин имеет возможность формирования дополнительной пенсии за счет регулярных добровольных отчислений в НПФ.
Предназначение НПФ заключается в предоставлении возможностей для более полного удовлетворения инициатив работодателей, работников, неработающих граждан и государства в формировании финансовых ресурсов для пенсионного обеспечения застрахованных лиц. При этом сильная сторона НПФ — гибкость пенсионных схем, базирующихся на договорной природе их экономических и правовых механизмов. В отличие от системы негосударственного пенсионного обеспечения, перечисление пенсионных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не подкрепляется никакими договорными обязательствами, у будущего пенсионера нет договоров ни с ПФР, ни с управляющими компаниями, результатом чего является невозможность оценки гражданином ни эффективности хранения, ни эффективности размещения своих пенсионных накоплений.