Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты социального страхования
1.1 Цели и принципы социального страхования.
1.2 Виды и функции социального страхования в РФ
1.3 Сущность и значение негосударственных фондов РФ в решении задач социального страхования
Глава 2 Деятельность внебюджетных фондов РФ – как основных социальных страховщиков
2.1 Деятельность Пенсионного Фонда
2.2 Деятельность фондов обязательного медицинского страхования
Так, в 2014 г. в Фонд были представлены и рассмотрены социальные программы 82 субъектов Российской Федерации.
В соответствии с представленными социальными программами осуществлен ремонт в 268 учреждениях социального обслуживания населения, 79 учреждений оснащены новым технологическим оборудованием, завершено строительство 10 объектов учреждений социального обслуживания, приобретено 469 автомашин для оснащения мобильных бригад, созданных при учреждениях социального обслуживания.
Согласно федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2017 годов», подписанного Президентом РФ, принятого 21 ноября 2015г. Государственной Думой в третьем чтении и одобренного Советом Федерации 26 ноября 2015г., бюджет ПФР на 2016 год сформирован по доходам в сумме 6 995,17 млрд. рублей (на 11,2% больше, чем в 2015 году). Бюджет ПФР по доходам составит 9% ВВП Российской Федерации.
Расходы бюджета ПФР в 2016 году составят 7 618,15 млрд. рублей, что на 18,7% выше уровня 2015 года. Бюджет ПФР по расходам составит 9,9% ВВП Российской Федерации. Превышение расходов над доходами в распределительной составляющей бюджета ПФР в 2016 году обеспечивается за счет привлечения остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2016 года в сумме 221,1 млрд. рублей. Помимо этого разница в расходах и доходах в сумме 401,8 млрд. рублей обусловлена нахождением в ПФР во временном размещении средств пенсионных накоплений, которые в случае вхождения негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений будут переданы в соответствующие НПФ.
Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году прогнозируется на уровне 3,904 трлн. рублей. В том числе прогнозируется поступление взносов от самозанятого населения (плательщиков, не производящих выплаты наемным работникам) на уровне 86,28 млрд. рублей, поступления дополнительных страховых взносов за работников, занятых на вредных или опасных производствах (по спискам №1, 2 и т. н. «малым» спискам) – 88,91 млрд. рублей.
Прогнозный уровень поступления страховых взносов более чем на 6,4% превышает прогнозный уровень поступлений страховых средств на ОПС в 2015 году.
Расчет поступлений страховых взносов на ОПС осуществлен на основе прогноза Минэкономиразвития РФ по фонду заработной платы в стране (в 2016 году прогнозируется на уровне 19,022 трлн. рублей).
Тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, использующих наемный труд, остается прежним: 22% + 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2016 году – 711 тыс. рублей за год). Дополнительный тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2016 году составляет по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.
Прогнозируется, что в течение 2016 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 600 тысяч человек – с 42,1 млн. человек до 42,7 млн. человек.
Увеличение численности получателей пенсии в ПФР по сравнению с 2015 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в РФ и тем, что с 1 января 2016 года пенсионеры Республики Крым и города федерального значения Севастополя будут получать пенсии по линии ПФР.
Основным видом пенсий в России в 2016 году будет страховая пенсия (в 2015 году – это страховая часть трудовой пенсии). Численность ее получателей на начало 2016 года составит 38,8 млн. человек. Еще свыше 3,3 млн. человек являются получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при этом около 3 млн. пенсионеров – получатели социальной пенсии.
В 2016 году впервые размер страховых пенсий будут устанавливаться по новой пенсионной формуле с учетом стоимости пенсионного коэффициента, СПК (стоимости «пенсионного балла»). На 1 января 2016 года его размер составляет 64,1 рубля. В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию стоимости коэффициента с 1 февраля 2016 года на 7,5%, однако пенсии будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2015 год.
Индексация фиксированной выплаты в 2016 году будет произведена так же с 1 февраля на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2015 год. Размер фиксированной выплаты с 1 января 2016 года составит 3 935 рублей в месяц.
Напомним, что новый порядок расчета пенсий предусматривает формирование пенсионных прав граждан на страховую пенсию в пенсионных баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах). А сумма пенсии рассчитывается как сумма ИПК х СПК + фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости).
При этом средний размер страховой пенсии в течение 2016 года увеличится на не менее чем 837,97 рублей (с 11 207,8 до 12 045,77 рублей), а социальной пенсии – на 901,73 руб. (с 7 577,56 до 8 479,29 рублей).
Таким образом, среднегодовой размер страховой пенсии в 2016 году составит не менее 11 970 рублей, что соответствует 167,2% к прожиточному минимуму пенсионера.
С 1 апреля 2016 года размер социальной пенсии будет проиндексирован на фактически сложившийся индекс роста уровня прожиточного минимума пенсионера – не менее 11,9%. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит не менее 8 255 рублей, что соответствует 115,3% к прожиточному минимуму пенсионера.
В соответствии с бюджетом ПФР, средний размер пенсии в течение 2016 года увеличится на не менее чем 846 рублей: с 10 937,48 рублей (на 1 января 2016 года) до 11 783,29 рублей (на 31 декабря 2016 года). Для сравнения: на 1 января 2015 года средний размер пенсии в России составил 10 029,56 рублей.
Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2016 году запланированы на уровне 6,172 трлн. рублей (это на 10,9% выше, чем в 2015 году).
Из них расходы на выплату страховой пенсии запланированы в сумме 5,650 трлн. рублей. Это на 558,1 млрд. рублей (11,0%) больше, чем запланировано на выплату трудовых пенсий на 2015 год (5,092 трлн. рублей).
Пенсионный фонд России осуществляет социальные выплаты свыше 16,07 млн. федеральных льготников: ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и т.д.
В соответствии с бюджетом ПФР, 1 апреля 2016 года размеры ежемесячной денежной выплаты будут проиндексирован на 5,5%. В 2016 году Пенсионный фонд России направит на выплату ЕДВ 410,1 млрд. рублей (на 9,1 млрд. рублей больше, чем в 2015 году).
Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 35,2 млрд. рублей. Неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд России осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5 500 рублей. Общий размер выплат в 2016 составит 30,3 млрд. рублей (на 4,24 млрд. рублей больше, чем запланировано на 2015 год).
Эти выплаты позволяют повысить уровень материального обеспечения свыше 760 тысяч российских семей.
В 2016 году Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала.
В соответствии с бюджетом ПФР, на эти цели в 2016 году может быть направлено до 344,5 млрд. рублей. Это на 43,5 млрд. рублей больше, чем в 2015 году.
Увеличение расходов связано с ежегодным ростом числа российских семей, использующих средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, образование детей, а также финансирование накопительной пенсии матери. На сегодняшний день свыше 5,6 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, причем более половины из них (почти 2,9 млн семей) уже направили средства материнского капитала на решение жилищных вопросов.
Размер материнского капитала ежегодно индексируется. В 2007 году - первый год действия этой программы поддержки семей с двумя (и более) детьми – он составлял 250 тыс. рублей. С 1 января 2016 года размер материнского капитала составит 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2015 году.
В 2016 году в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. Субсидии предоставляются на социальные программы, связанные с укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на принципах софинансирования расходов субъектов РФ.
Предоставление таких субсидий – ежегодная практика Пенсионного фонда России. Основными направлениями субсидий является строительство и ремонт учреждений социального обслуживания, приобретение технологического оборудования и предметов длительного пользования субъектами РФ. Адресная помощь оказывается неработающим пенсионерам на частичное возмещение ущерба в связи с чрезвычайными ситуациями или стихийными бедствиями.
Согласно проанализированным данным можно отметить, что страховые взносы не покрывают всех расходов. В связи с этим приходится обращаться к федеральному бюджету, что противоречит сущности Пенсионного фонда РФ как самостоятельного учреждения. Данная ситуация свидетельствует о наличии недочетов в современной пенсионной системе страны.
Рассмотрим пути решения проблемы дефицита Пенсионного Фонда РФ.
Изменение пенсионного возраста (увеличение пенсионного стажа). Так, например, МВФ рекомендовал России в ходе пенсионной реформы увеличить к 2030 году возраст выхода на пенсию до 63 лет и для мужчин, и для женщин, а к 2050 – до 65 лет . На мой взгляд, эта мера в нашей стране применима, если пенсионный возраст увеличить не так радикально, как предлагает МВФ, и тогда, когда будут позволять условия. На данный момент уровень жизни в нашей стране не позволяет применить этот метод. Стоит отметить, что средняя продолжительность жизни мужчин составляет 59 лет, а пенсионный возраст – 60 лет, и повышение пенсионного возраста на данном этапе будет неоправданно, даже опасно.
Изменение структуры пенсии и способ расчета. Этот метод не раз уже применялся в нашей стране. Метод заключается как в изменении формулы расчета пенсии, так и в структуре самой пенсии. Так, например, в настоящее время рассматривают вариант об отмене накопительной часть пенсии. Однако Владимир Путин на форуме «Россия, вперед!» 2 октября 2013 года заявил о недопустимости отмены накопительной части пенсий, отметив ее важность в масштабах макроэкономики страны.
Изменение страховых взносов. В данном случае возможно рассмотрение вариантов, связанных с изменением ставки, что применяется часто (с 2013 года – 22 %, раньше – 26 %), или с изменением базы. Иными словами, можно убрать ограничение: доход физического лица свыше 415 000 рублей в год облагается в размере 10 %. С моей точки зрения, это является эффективной мерой.
Стимулирование более позднего выхода на пенсию. Сюда можно включить привилегии и льготы работающим пенсионерам. Но даже если человек хочет работать, будучи на пенсии, не каждый работодатель готов предоставить рабочие места. Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь надо стимулировать именно работодателей.
Введение индивидуальных взносов или корпоративных. В настоящее время взнос в ПФ РФ осуществляет работодатель. Данная мера предполагает, что дополнительно в обязательном порядке определенные взносы будут делать сами работники (обязательные индивидуальные взносы встречаются в мире, например в Швейцарии). Так, например, научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин предлагает ввести обязательные индивидуальные пенсионные взносы с работников в размере 10–15 % от зарплаты. С моей точки зрения, данная мера будет не совсем посильна некоторым категориям населения. Однако, по мнению автора, индивидуальные взносы должны иметь добровольный характер.
Итак, мы рассмотрели основные меры борьбы с дефицитом ПФ РФ. Необходимо аккуратно подходить к выбору метода, так как: во-первых, пенсионная реформа затрагивает все население страны («нет права на ошибку»); во-вторых, последствия реформы можно ощутить лишь через довольно большой промежуток времени («нет способа проверки»).
В заключение отметим, что пенсионная система в нашей стране очень важна, требует внимания и изменений. Поэтому надо тщательно изучать, анализировать все процессы, происходящие в ней.
2.2 Деятельность фондов обязательного медицинского страхования
Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.
На Федеральный фонд ОМС возложены следующие основные функции:
выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования. Процесс выравнивания состоит в перераспределении средств в форме субвенций территориальным фондом ОМС, у которых образуется недостаток собственных доходов на покрытие расходов по программе ОМС. При определении размеров субвенций применяются следующие оценочные критерии, разработанные правлением Федерального фонда: наличие утвержденной в установленном порядке территориальной программы ОМС и обеспеченность ее источниками финансирования.