Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций (Исследование и анализ кадровой стратегии на примере торговой организации ООО «Цветочный мир»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения кадровой стратегии организаций
1.1 Понятие, значение и основное содержание кадровой стратегии организации
1.3 Проблемы эффективности кадровой стратегии организаций
Глава 2. Исследование и анализ кадровой стратегии на примере организации ООО «Цветочный мир»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Цветочный мир»
2.2 Исследование основных направлений кадровой стратегии
2.3 Формы работы с персоналом том числе содержание и особенности кадровой стратегии
Глава 3. Совершенствование кадровой стратегии ООО «Цветочный мир»
Эффективность управления персоналом должна обеспечиваться выполнением таких следующих составляющих кадровой стратегии как:
- планирование потребности в работниках;
- отбор персонала;
- рациональное использование персонала (обучение, адаптация и развитие работников);
- применение моральных и материальных стимулов [30, c. 25].
Для построения эффективной системы управления персоналом и последовательной реализации вышеприведенных этапов необходимо обеспечить обратную связь менеджеров и работников предприятия. Предприятие должно работать как единый механизм, где каждый работник понимает цели. Улучшению эффективности коммуникаций внутри организации способствует регулярное общение топ-менеджмента компании с работниками низших уровней, обеспечивается проведением собрания трудового коллектива, дискуссий, обсуждением важных проблем. Стратегия организации должна быть известна ее работникам, разрабатываться с максимально широким привлечением сотрудников, поскольку только в этом случае персонал будет поддержкой для руководства.
При этом рациональная структура организации кадровой деятельности предполагает:
- реальные взаимосвязи между персоналом управления и их деятельностью, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;
- кадровую политику и методы управления персоналом;
- полномочия и функции персонала на иерархических уровнях управления. [31, c. 128]
Исследования деятельности ряда отечественных промышленных предприятий позволило сформулировать следующие проблемы менеджмента персонала в процессе реализации выбранной стратегии:
- отсутствие системы стратегического управления организацией и понимания роли и места управления персоналом в соответствии со стратегическим характером задач, требующих решения; устаревшие, механистические подходы к управлению персоналом;
- отсутствие методической базы при формировании внутреннего рынка труда; ограниченность информации о состоянии внешнего рынка труда и т.п.;
- отсутствие системы анализа и учета изменений в социальной среде, что крайне затрудняет учет их влияния на решения в сфере управления персоналом;
- появление дефицитных категорий персонала, возрастные «провалы» в предложении по отдельным категориям работников, профессиональный узкий профиль молодежи, нехватка специалистов в области стратегического управления;
- недостаточный уровень знаний, невысокая мотивированность, устарелые навыки [24, c. 69].
Применение концепции стратегического управления персоналом на отечественных предприятиях должно предусматривать реализацию следующих принципов:
- принцип полезности и рациональной связи работника с его должностью согласно квалификационным и социально-психологическими особенностями;
- принцип учета рыночных факторов;
- принцип минимума затрат, который предусматривает экономное и рациональное использование всех расходов на управление и развитие персонала;
- принцип рациональности структуры и мобильности персонала. [1, c.215]
Несмотря на сложные условия существования, отечественные предприятия должны разработать и внедрить собственные шаги по формированию и развитию персонала в зависимости от цели своей деятельности и объема финансовых ресурсов, которые можно использовать для этой цели.
Несмотря на незначительный опыт по внедрению кадровых стратегий, следует отметить, что создание и поддержание устойчивых конкурентных преимуществ конкретного предприятия возможно только при условии внедрения эффективной стратегии управления персоналом, в рамках которой сочетаются такие мероприятия:
- использование индивидуальных способностей работников в соответствии со стратегическими целями организации;
- направленность на подготовку и обучение, адаптацию кадров к изменяющимся условиям рынка с учетом введения новых технологий;
- согласование интересов организации с потребностями работников;
- тщательный отбор работников на основе четких систем оценки;
- культивирование индивидуальной единой культуры организации. [32, c. 77]
Исходя из положений теории организации при создании и совершенствовании предприятий на стратегическом уровне (макроуровне) изучают условия и предпосылки их поведения, общую эффективность и возможности для достижения целей, исследуют варианты оптимизации структуры, прогнозируют структуру персонала организаций.
На тактическом уровне (микроуровне) исследуют поведение индивидуумов и групп, влияние базовых и индивидуальных ценностей, профессионального образования, мотивации, личных качеств на стратегическое и тактическое управление.
Помимо этого, кадровая стратегия должна учитывать определенные финансовые, материальные, социальные ограничения ее функционирования.
Финансовые ограничения обусловлены лимитом средств на содержание персонала. Поскольку эти средства могут направляться на различные цели (повышение заработной платы всех работников или отдельных категорий, расширение штатов при сохранении существующего уровня оплаты труда, покупка средств оргтехники и т.п.), то финансовые ограничения существенно влияют на стратегию управления персоналом. [22, c. 301]
Материальные ограничения касаются имеющейся инфраструктуры организации (помещений, оборудования, средств механизации труда и др.).
Социальные ограничения являются результатом общих тенденций развития рынка труда в стране и в регионах, социальной политики государства, требований профсоюзных организаций к работодателям и т.д.
На формирование стратегии управления персоналом влияет организационная структура служб управления персоналом: внутреннее устройство этих служб, служебно-профессиональный состав работников, степень централизации кадровых служб, взаимосвязи организации с внешней средой.
Эффективное решение любых проблем производства и управления невозможно без стратегического видения последствий принимаемых решений. В полной мере это утверждение касается и проблем управления персоналом. Оптимизация занятости, обеспечение важными человеческими ресурсами потребностей производства возможны только при условии разработки организациями эффективных кадровых стратегий.
Поэтому системное, взаимосогласованное управления персоналом возможно только при наличии концепции, принципов, политики и стратегии работы с ним:
- концепция управления персоналом является комплексом соответствующих теоретико-методологических взглядов на понимание сущности, содержания, целей, задач, принципов, критериев и организационно-практических методов, а также подходов к формированию механизма их реализации в конкретных условиях функционирования производственных и управленческих подразделений организации;
- принципы управления является определенной совокупностью правил и норм, принятых в организации, которыми руководствуются линейные и функциональные руководители в процессе решения кадровых вопросов. Правила и нормы поведения становятся принципами, если они общепризнанные и зафиксированы в определенных нормативно-правовых документах, обязательных для выполнения всеми звеньями системы (организации);
- кадровая политика охватывает основные направления, формы, методы и критерии работы с персоналом, направленные на повышение эффективности его использования и деятельности организации. [15, c. 198]
Она не требует непосредственных действий, формируется для того, чтобы линейные и функциональные руководители руководствовались ею, анализировали возможные последствия решений по кадровым вопросам до их принятия. Основными ее составными частями являются: стратегия набора, отбора и расстановки кадров; стратегия профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров; стратегия занятости; стратегия управления служебным ростом; стратегия стимулирования, социальная стратегия.
Глава 2. Исследование и анализ кадровой стратегии на примере организации ООО «Цветочный мир»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Цветочный мир»
Главная цель деятельности ООО «Цветочный мир» – полное и качественное удовлетворение потребностей покупателей в соответствии с торговым профилем компании и, как следствие, получение максимальной прибыли. В соответствии с целью директор осуществляет торгово-закупочную деятельность и реализацию товаров.
Основной вид деятельности компании - розничная торговля цветами и другими растениями, семенами и удобрениями.
Прием на работу сотрудников, увольнение, кадровые перемещения штатное расписание, а также формы, размеры и оплата труда оформляются приказами директора.
Коллектив ООО «Цветочный мир» обязан соблюдать правила торговли, обеспечивать сохранность продукции, обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.
В ООО «Цветочный мир» реализуются следующие товары: срезные цветы, букеты, комнатные растения, открытки, сувениры, горшки пластмассовые, горшки керамические, семена, подкормки, грунт. Также здесь можно оформить заказ на оформление и доставку букетов, воспользовавшись услугами опытных флористов, выбрать подарок для любителей комнатных растений, упаковать его и не только его, но и другие подарки.
Отраслевая принадлежность – продажа цветов.
Основными потребителями продукции являются люди со средними и высокими доходами. Товар доступен всем: дачники, цветоводы, просто любители растений, коллекционеры. Для каждого покупателя индивидуальный подход и скидки постоянным клиентам.
Потребителей срезанных цветов можно условно разделить на три группы.
Первая – люди, готовые потратить на букет не более 600 – 900 руб. Они обращают внимание не на качество цветов, а на цену, поскольку букет для НИИ – формальность.
Во второй группе покупатели, которые ценят качество цветов, профессионализм флористов и уровень обслуживания.
Третья группа – знатоки, гурманы, которые предпочитают букеты известных флористов. Спрос на цветы низкого ценового сегмента пока значительно превышает спрос на дорогую продукцию. Среднему россиянину для покупки букета сегодня еще нужен повод. Решение купить цветы обычно принимается импульсивно, букет часто приобретается по пути, так что востребованность продукции часто зависит от расположения точки. Но около 20% продаж принадлежит салонам средней категории, которые предоставляют определенный уровень сервиса. ООО «Цветочный мир» ориентирован на первую и вторую категорию покупателей.
Цены на ассортимент представлены в таблице:
Таблица 2.1
Прайс-лист компании ООО «Цветочный мир»
№ |
Наименование |
Цена за 1 шт., руб |
1. |
Роза (70-80 см) |
130 – 150 |
2. |
Хризантема |
80 – 150 |
3. |
Гвоздика |
40 – 50 |
4. |
Лилия |
250 – 350 |
5. |
Гербера |
100 – 110 |
6. |
Ирисы |
70 – 80 |
7. |
Альстромерия |
100 |
8. |
Ванда (Орхидея) |
100 – 120 |
9. |
Лиатрис |
100 – 120 |
10. |
Гортензия |
200 – 300 |
11. |
Лизиантус |
120 |
12. |
Гиперикум |
100 |
13. |
Букеты |
400 – 2500 и выше |
14. |
Горшечные цветы |
200 – 1000 |
15. |
Грунт и удобрения |
От 15 |
16. |
Горшки |
200 – 650 |
17. |
Открытки |
15 – 150 |
18. |
Сувениры, аксессуары |
От 25 |
Цены на товар могут варьировать в зависимости от сорта, размера и сезона. Спрос на часть ассортимента носит сезонный характер.
Предлагаются дополнительные виды услуг:
- предварительный заказ
- заказ по телефону
- доставка
- праздничное оформление офисов и квартир
- онлайн-заказ
- Основным поставщиком магазина является московская фирма, ООО «Семь цветов», которая работает с Голландией, Эквадором, Израилем. А также сотрудничество с оптовым центром цветов Оптовый «Азалия», г. Новосибирск.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у ООО «Цветочный мир» есть довольно перспективная возможность сбыта своей продукции по относительно невысоким ценам, широкого ассортимента, рекламы, места расположения с большой проходимостью, высоким качеством обслуживания, гибкой дисконтной программы.