Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
Характеристика понятия «оперативно-розыскное мероприятие»
1.2 Признаки оперативно-розыскного мероприятия
1.3 Общая характеристика видов оперативно-розыскных мероприятий
1.4 Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Характеристика судебных решений КС по условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.2 Характеристика решений КС регулирующих основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.2 Соблюдение прав граждан при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий
-оперативно-розыскное мероприятие прямо, непосредственно направлено на решение целей и задач ОРД. Указанный признак строго определяет направленность, цель такого мероприятия. Действия должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, весьма многообразны: особая финансовая работа, материально-техническое обеспечение, организационная и руководящая работа и др. Такая работа, в конечном счете, также направлена на разрешение задач ОРД. Однако прямой направленности на решение задач она все же не имеет. Так, например, просто из факта получения новой специальной техники результата не получишь. Этот результат можно получить в ходе проведения соответствующего мероприятия.
-оперативно-розыскное мероприятие проводится только при наличии оснований и условий, прямо указанных в Законе об ОРД. Только для оперативно-розыскного мероприятия Законом детально установлены специальные основания и условия проведения. Другие составляющие ОРД детального закрепления оснований и условий проведения в Законе об ОРД не имеют. Этим подчеркивается особый статус оперативнорозыскного мероприятия в ОРД.
-организация и тактика оперативно-розыскного мероприятия в соответствии с законом об ОРД составляет государственную тайну. Это означает, что приемы, методы, способы проведения оперативно-розыскного мероприятия, составляющие тактику, а также порядок, организация такого мероприятия, - не подлежат оглашению.
-цель оперативно-розыскного мероприятия должна отвечать требованиям морали и нравственности. Это вытекает из духа Закона об ОРД, из сущности такой деятельности. Оперативнорозыскное мероприятие проводится в целях обеспечения безопасности общества и государства, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности от преступных посягательств. Таким образом, только в этих, без сомнения, моральных и нравственных целях проводится мероприятие. Мы специально подчеркиваем, что имеем в виду именно цель оперативно-розыскного мероприятия. Мораль и нравственность - категории философские. И в научном мире дискуссионны вопросы о том, насколько морально или нравственно прослушивание телефонных переговоров, чтение чужих писем, интерес к личной жизни даже из благих намерений. Вместе с тем, с учетом важности целей оперативно-розыскного мероприятия, такие действия иногда необходимы. Моральность и нравственность оперативно-розыскного мероприятия отличают его от схожих действий иных лиц (например, частных сыщиков), проводящих, опрос не в целях борьбы с преступностью, а в личных интересах.
1.3 Общая характеристика видов оперативно-розыскных мероприятий
Дадим краткую характеристику оперативно-розыскных мероприятий
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - ОРМ, заключающееся в визуальном или осуществляемом при помощи технических средств изучении объектов с целью обнаружения лиц, предметов, документов, тайников и прочее, а также выявления обстоятельств, имеющих отношение к преступной деятельности.
Мероприятие может проводиться:
а) гласно, в рамках официальной ревизии оперативными сотрудниками совместно с уполномоченными инспекторами;
б) негласно или с применением мер конспирации (легендирования):
- оперативными сотрудниками,
- сотрудниками оперативно-технических подразделений;
в) по поручению оперативного сотрудника лицом, оказывающим конфиденциальное содействие органам;
г) по поручению оперативного сотрудника представителями организаций, которым в силу их служебных обязанностей предоставлено право входить на интересующую территорию (сотрудники пожарного надзора и санэпидемнадзора, сантехники, электрики и другие).
Учитывая, что проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, обследование жилых помещений допускается только на основании судебного решения. Нарушение этого правила влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК РФ за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, квалифицированный состав которого предусматривает незаконное проникновение в жилище, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.
В остальных случаях обследование производится на основании соответствующего постановления, утвержденного руководителем подразделения.
Опрос - беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и так далее.
Опрос граждан носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач.
В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут быть предварительно подготовленными или неподготовленными. [6, С. 22]
Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос - прерогатива следователя и лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией, в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный сотрудник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Опрос - как бы привилегия оперативника.
Наведение справок - это сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых систем также различных документах.
Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни проверяемых лиц, в том числе о его биографии, его связях, образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений и уголовных преступлений и тому прочее. Весь перечень данных, которыми могут заинтересоваться оперативные подразделения, привести затруднительно.
Сбор образцов для сравнительного исследования - ОРМ, заключающееся в обнаружении, закреплении, изъятии и сохранении предметов и веществ, а также других образцов с целью проверки, не оставлены ли лицом следы в определенном месте или на определенных объектах, а также с целью выявления их особенностей и признаков для решения задач ОРД.
Данное мероприятие весьма схоже с процессуальным действием - получением образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ), однако к нему не при меняются процессуальные требования и оно может осуществляться негласно.
Проверочная закупка - сущность этого мероприятия, в обиходе оно называется контрольной закупкой, состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и так далее). В последнем случае проверочная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Контролируемая поставка - ОРМ, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД, допускаются ввоз на территорию РФ, вывоз с этой территории либо перемещение (пересылка, перевозка и иная транспортировка) по ней продукции, предметов и веществ.
В качестве объектов контролируемой поставки выступают продукция, предметы, вещества:
- свободная реализация которых запрещена;
-гражданский оборот которых ограничен (оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством РФ;
- являющиеся средствами совершения преступления или имеющие на себе следы преступления.
Задачей мероприятия является выявление пути движения продукции и причастных к ней лиц (по документам, не имеющим к продукции отношения), а также получение доказательств преступной деятельности.
Исследование предметов и документов - ОРМ, заключающееся в изучении предметов и документов лицом, обладающим специальными познаниями, с целью проверки, не являются ли исследуемые предметы и документы средствами или орудиями преступления, а также с целью выявления их особенностей и признаков для решения задач ОРД.
Являясь аналогом судебной экспертизы, исследование предметов и документов проводится в случаях, когда требуются специальные познания, которыми оперативный сотрудник не обладает.
Предметами являются объекты материального мира. Изучение предметов включает в себя:
1) идентификацию исследуемого предмета с предметами, информация о которых уже имеется (например, следы пальцев рук, пули, гильзы, выделения человека);
2) выявление принадлежности к объекту, частью которого исследуемый предмет являлся (сломанные вещи, порванная одежда, обрывки бумаги и другое).
Наблюдение (слежка) - это негласное наблюдение (слежение) за интересующими оперативного работника лицами, в том числе причастными к совершению криминального события, используемыми ими транспортными средствами, с целью получения значимой информации (например, об организации преступной группы, взаимоотношениях ее членов, способах финансирования группы и так далее).
Наблюдение можно признать одним из наиболее разработанных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности. Его аспекты интересовали специалистов еще в начале XX века.
Отождествление личности - сложное оперативно-розыскное мероприятие, позволяющее в не процессуальной форме идентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакам внешности (например, по походке, мимике, жестикуляции).
Речь идет о ситуации, которая в оперативно-розыскной работе встречается довольно часто – необходимо опознать представляющее интерес лицо лично, или же по фотографии, субъективному портрету, рисованному портрету, по видеоизображению, дабы сравнить с каким-то «аналогом».
Оперативное внедрение - это ОРМ, заключающееся в конспиративном (под легендой) внедрении штатного оперативного сотрудника или конфидента в криминальную среду или на интересующие объекты в целях получения тщательно скрываемой информации, представляющей оперативный интерес, ее документировании, а также оказании влияния на определенных лиц при принятии ими различных решений.
Основанием для оперативного внедрения является информация о наличии криминогенной или криминальной обстановки на объекте или признаках преступной деятельности группы лиц. Мероприятие применяется, как правило, в случаях, когда следственными действиями не представляется возможным выявить тщательно скрываемую и хорошо организованную преступную деятельность организации.
Оперативный эксперимент - ОРМ, заключающееся в негласном наблюдении и документировании поведения лица в искусственно созданных условиях с целью выявления его противоправной деятельности и получения доказательств.
Мероприятие представляет собой проверку имеющейся информации о готовящемся совершении преступления и является его моделью. Оперативный эксперимент может проводиться, например, с целью выявления систематических нарушений законодательства, захвата «с поличным» лиц при вручении, получении или вымогательстве взятки, изобличения лица, нанимающего киллера, и так далее. Целью эксперимента может быть также реакция лица на появление определенного человека, на изложение определенной информации. Соответственно, оперативный эксперимент проводится негласно или гласно.
1.4 Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
После проведения ряда реформ, в том числе и реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации, следует отметить не только изменения административно-организационного характера, но и тенденцию к необходимости привлечения и обучения высококвалифицированных специалистов. В этих целях большое внимание уделяется, например, служебной подготовке, в рамках которой рассматриваются вопросы правого регулирования различных направлений деятельности органов внутренних дел (изучение правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных приказов, указаний и т.д.). [11, С. 5]