Файл: Субъекты малого предпринимательства (Историография малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Становление малого предпринимательства в Российской Федерации
1.1. Историография малого предпринимательства в Российской Федерации
1.2. Источники правового регулирования субъектов малого предпринимательства
1.3. Понятие субъектов малого предпринимательства и их правовой статус
2. Проблемы правового регулирования субъектов малого предпринимательства
2.1. Особенности правового положения субъектов малого предпринимательства
2.2. Проблемы регулирования законодательства субъектов малого предпринимательства
2.3. Предложения по развитию правового регулирования субъектов малого предпринимательства
Пункт 3 данной статьи говорит о том, что к предпринимательской деятельности граждан, которая осуществляется без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которыми регулируется деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не следует из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Также необходимо обратить внимание на ограничения в размере выручки, в частности в законе, говорится, что доход хозяйственных обществ, партнерств, производственных кооперативов, крестьянских или фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей определяется в порядке, который установлен законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем видам деятельности и не должен превышать предельных размеров, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 года № 265 «О предельных значениях дохода, получаемого от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [8].
В частности для микро предприятий такой размер установлен в 120 млн. рублей, для малых предприятий в 800 млн. рублей, а для средних предприятий в 2 млрд. рублей.
В законе определен перечень субъектов, которые не могут получать государственной поддержки, в частности это:
- кредитные, страховые организации (исключение составляют потребительские кооперативы), инвестиционные, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды и профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- субъекты, которые являются участниками соглашений о разделе продукции;
- субъектами, которые являются нерезидентами РФ, за исключением случаев которые предусмотрены международными договорами;
- субъекты, которые свою деятельность поводят в сфере игорного бизнеса.
Таким образом, в качестве вывода следует отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица или индивидуальные предприниматели), которые в соответствии условиями Закона отнесены к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям и средним предприятиям.
Приобретение такого статуса осуществляется, по нашему мнению, для получения государственной поддержки. А в случае невозможности ее оказания, данный статус дает право субъекту государственную или муниципальную опеку нематериального характера, что может заключаться в создании благоприятных условий или получении определенных преимуществ.
2. Проблемы правового регулирования субъектов малого
предпринимательства
2.1. Особенности правового положения субъектов малого
предпринимательства
Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом N 209-ФЗ.
Субъекты малого и среднего предпринимательства представляются зарегистрированными хозяйственными партнерствами, производственными кооперативами, потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями.
В качестве субъектов предпринимательских правоотношений могут выступать субъекты предпринимательской деятельности, государство и муниципальные образования.
Анализ норм действующего законодательства позволяет выделить следующие субъекты предпринимательской деятельности, характеризующиеся:
- гражданами-предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- юридическими лицами - коммерческими организациями;
- юридическими лицами - некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
- иными субъектами предпринимательства [27, с. 20].
Объектами предпринимательских правоотношений могут являться вещи и иное имущество; работы и услуги; действия обязанных субъектов; собственная деятельность субъекта права; неимущественные блага, используемые при осуществлении предпринимательской деятельности (фирменное наименование, коммерческая тайна и т.д.).
Содержание предпринимательского правоотношения составляют те общественные отношения, которые входят в предмет предпринимательского права.
2.2. Проблемы регулирования законодательства субъектов малого
предпринимательства
В России государство до сих пор придерживается стратегии приоритетных отраслей, поддерживая крупные финансовые и промышленные структуры. При этом крупный бизнес противопоставляется малому, а экономическая структура теряет эффективность и гибкость. Если данную стратегию сменить на стратегию кластерной модели, сформируется модель сотрудничества крупного и малого бизнеса, что позволит создать предпосылки для повышения инновационности малого бизнеса, условия для привлечения инвестиций и улучшить его структуру и структуру экономики.
Сопоставляя цели государственной политики с набором существующих препятствий для развития малого бизнеса в России, динамикой его развития и массовой ликвидацией малых фирм, очевиден декларативный характер законов с целями, не очерченными конкретными ориентирами. Ни в одном законе не прописаны ни количество малых фирм, ни сроки для их формирования. Непонятны критерии оценки достижения целей политики государства - например, создание условий для открытия одного малого предприятия в квартал или одного предприятия в пятилетку.
Малый бизнес будет расти быстрее и качественнее, чем запланировало Минэкономразвития, если его налогообложение будет адекватно его доходам, т.е. ставки налогов должны быть дифференцированы. Минимум дохода предпринимателя и других граждан, не облагаемого налогом, должен составлять 30 000 руб. в месяц [24, с. 143]. Это тот минимум, с которого может начаться формирование среднего класса, что является функцией малого бизнеса в развитых странах. По истечении трехлетних налоговых каникул, предоставленных государством, такой доход должен облагаться налогом, не превышающим 5%. Для уменьшения оппортунистического поведения со стороны предпринимателя, декларироваться должны как доходы, так и расходы. Структура малого бизнеса и экономики улучшится, если обеспечить необходимость создания условий развития интеллектуальных услуг, которые отличают передовые экономики, обеспечить рост части людей занятых в данной деятельности. Установить в российскую статистику критерии понятия интеллектуальной услуги и данные по оценке ее развития в России и в регионах. В стратегических программах правительства нужно отражать критерии развития малого бизнеса не только количеством открывающихся малых фирм, однако, и повышением производительности труда.
Для усовершенствования структуры малого бизнеса нужно увеличить протекционистские меры: привлекать к исследовательским работам в сфере интеллектуальных услуг российские исследовательские компании. Для активизации инноваций, кроме налоговых каникул для малых компаний, за каждую стратегически значимую для экономики инновацию нужно поощрение государственной премией.
По словам налоговых инспекторов, участвующих в ликвидации фирм, все «закрытые» малые предприятия уйдут в теневой бизнес. У институциональных экономистов это называется сокращением издержек путём «ухода из правового поля», что предпочтительнее ухода с рынка. Он позволяет остаться на рынке, получить в некоторых случаях конкурентное преимущество над оставшимися в рамках правового поля предприятиями, вытесняя их с рынка.
В сложившейся политической и экономической ситуации в России предприниматели (особенно микробизнеса), «ликвидирующие» свой бизнес, правы не только с экономической точки зрения, но и с морально-правовой. С юридической точки зрения они, безусловно, находятся по другую сторону закона и квалифицируются как правонарушители. Однако в рамках западноевропейской либеральной традиции, которой Россия пытается следовать последние два десятилетия, не любые законы государства (государственной власти) являются правовыми. С позиции данной концепции закон, соответствующий принципу правового равенства – правовой закон, а не соответствующий содержанию и смыслу принципа правового равенства и свободы является правонарушающим законом.
Это ситуация, когда власть по своему усмотрению решает, к кому и в какой степени применять закон, раздавая привилегии или отнимая их, не озадачивая себя вопросами эффективности и справедливости.
Принятие правонарушающих законов означает неуважение властью прав экономических субъектов, использование их исключительно в качестве источника государственных доходов, что порождает соответственно и неуважение и нарушение закона со стороны экономических субъектов.
Например, принятие единой для всех ИП ставки страхового взноса в ПФР является правонарушающим законом и противоречит федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором провозглашается обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса и конкурентоспособности его субъектов, а также обещается поддержка, в том числе и финансовая. Вразрез с этим идет и недифференцированное применение нового налогового закона ко всем ИП, что усиливает и так уже имеющиеся серьёзные проблемы.
Основным нормативным актом является ФЗ от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017) [5]. В законе более важная роль отводится региональным программам становления субъектов малого и среднего предпринимательства, сам же закон, по оценке экспертов, в большей степени считается «рамочным».
Имущественная поддержка оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (либо) использование государственного либо муниципального имущества, в том числе земельных участков, построек, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов: на возмездной основе (сообразно рыночным ценам), на безвозмездной основе, на льготных условиях (по ценам и условиям наиболее выгодным, чем рыночные).
Главными проблемами в настоящее в этой области помощи относятся: высокая стоимость аренды объектов недвижимости, краткосрочные договоры аренды (до трех лет), отсутствие участия малых компаний-арендаторов в конкурсах при приватизации, недостаток офисов экономического класса и промышленных площадок.
В целом характеристикой финансовой структуры малых предприятий являются: ограниченный доступ к кредитам в отличие от больших фирм; недостаток собственных средств; нерегулярность финансирования.
Признак ограниченности роли государства обнаруживается в сбалансированности адекватных способов и форм вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Масштабы вмешательства государства в предпринимательский сектор должны находиться в зависимости от уровня социально-экономического развития и региональной диверсификации бизнеса субъектов РФ. Вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности обоснованно лишь в той степени и возможно лишь в тех формах, которые содействуют росту социально - экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов экономики.
Интересами государства, кроме диверсификации российской экономики и активизации инновационной деятельности, считается рост налоговых поступлений, рост ВРП и ВВП, снижение уровня инфляции. Вовлечение предпринимательского сектора в решение государственно важных задач возможно только при условии создания благоприятной инфраструктуры для развития предпринимательства.
Сегодня субъектов малого и среднего предпринимательства нельзя рассматривать как источник больших налоговых доходов, так как налоговые поступления от них не настолько значительны. При таком условии государству необходимо установить максимально льготный режим налогообложения, для того что бы повысить число субъектов малого и среднего предпринимательства и создать выгодные условия хозяйствования. Такое положение может дать возможность решить задачу занятости населения нашей страны и повысить доходы бюджетов. В то же время повышение налоговой нагрузки на малый бизнес сегодня нецелесообразно, это может привести к сокращению их числа и не даст возможности пополнить бюджет и внебюджетные фонды,