Файл: Субъекты малого предпринимательства (Историография малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень нормативного регулирования поддержки субъектов МСП напрямую зависит от выполнения бюджета, как на федеральном, так и на региональном уровне. Чем выше будет доходы бюджетов, тем больше будут финансироваться программы поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства. С другой стороны доходы бюджета хотя и в небольшой части но тем не менее зависят от уровня развития малого и среднего предпринимательства, ввиду того что они чаще всего являются плательщиками единого налога который взимается при применении упрощенной системы налогообложения. Чтобы обеспечить рост и развитие малого предпринимательства есть необходимость в выделении дополнительных средств бюджетов всех уровней, которые могут быть получены как раз за счет повышения количества малого и среднего бизнеса, что, к сожалению, сегодня представляет собой замкнутый круг выход из которого в ближайшее время необходимо найти на федеральном уровне.

Следует также отметить, что действующее сегодня законодательство препятствует кредитованию малого и среднего бизнеса. Для решения данного вопроса необходимо вносить поправки в действующее законодательство.

Так, например, сегодня имеет место проблема реализации заложенного имущества, которая должна устраняться путем внесения изменений в законодательство о залоге.

Имеющееся сегодня несовершенство кредитования малых и средних предпринимателей негативным образом сказывается на их развитии. Возможность получения субъектами МСП доступных кредитных ресурсов дает им возможность стабилизировать свое положение, обеспечить открытие новых рабочих мест, получать стабильный доход, что как следствие обеспечит доход и банкам и государств.

2.3. Предложения по развитию правового регулирования субъектов
малого предпринимательства

При формировании системы правового обеспечения развития предпринимательства важно обеспечить высокое качество законодательных актов. Они не должны противоречить друг другу, по возможности быть законодательными актами прямого действия. Следует предусмотреть механизм их реализации, гарантированность прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при и их нарушении и т.д. Не менее важно создать систему государственного регулирования финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Это потребует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д. Можно назвать пять ключевых направлений такого совершенствования.


1. Назрело кардинальное изменение основного вектора налогообложения в сторону стимулирования современного эффективного предпринимательства с помощью системы льгот.

2. Необходимо качественное преобразование существующей практики кредитования.

3. Следует изменить вектор государственного регулирования в сфере страхования предпринимательской деятельности. Важно разными путями содействовать созданию обществ взаимного страхования предпринимательства, учредителями которых могли бы быть государственные и предпринимательские структуры, инновационные и инвестиционные фонды, страховые общества, венчурные фирмы и др.

4. Многое предстоит сделать для формирования системы организационного инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом. Тут важно разработать и принять концепцию и программу инфраструктурного обеспечения предпринимательства, а также Федеральный закон "Об основах системы организационного инфраструктурного обеспечения предпринимательства".

5. Наконец, организация государственного регулирования процесса формирования и развития предпринимательства предполагает создание эффективной концепции долгосрочной стратегии научного обеспечения предпринимательства (на 10-15 лет) и на этой базе строить свою инновационную политику. Эта стратегия разрабатывается с учетом необходимости обеспечения лидерства ключевых предпринимательских фирм в определенных нишах мирового рынка, на национальном и региональном рынках.

Концепция стратегии научного обеспечения предпринимательства должна быть четко структурированной. Во-первых, по уровням государственного регулирования. Имеется в виду макроуровень (федерация в целом), мезоуровень (регионы), микроуровень (фирмы, предприятия). Во- вторых, по фазам научного обеспечения инновационного процесса фундаментальная наука, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, первичное освоение и распределение инноваций.

В концепции должны быть выделены и направления государственного регулирования процессов формирования ряда систем. Среди них: кадровое обеспечение предпринимательства, поддержка внешнеэкономической предпринимательской деятельности, экономический контроль за деятельностью государственных структур по регулированию и поддержке предпринимательства и др.

Институциональная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна носить комплексный и системный характер.

В заключение необходимо рассмотреть успешную практику развития сектора малого предпринимательства в зарубежных странах.


Грузия, вот уже долгое время по праву считающаяся одним из главных реформаторов, с 2012 года реализовала различные целевые инициативы, которые помогли ей добиться значительных успехов в развитии МСП.

В последние годы власти Грузии приступили к осуществлению реформ второго поколения, призванных улучшить условия предпринимательской деятельности. К примеру, новый Налоговый кодекс, вступивший в силу с января 2011 года, способствовал оптимизации налогообложения микробизнеса и малых предприятий. В настоящее время прибыль малых предприятий облагается налогом по сниженной ставке (3-5%), тогда как микропредприятия вообще освобождены от налога на прибыль.

С 2012 года Грузия добилась значительных успехов в области совершенствования институциональной базы, необходимой для развития МСП, в частности, благодаря созданию двух крупных ведомств, ответственных за поддержку МСП. Условия деятельности предприятий также продолжали улучшаться, чему способствовало создание центров государственных услуг на общенациональном уровне, а также расширение ассортимента услуг электронного правительства. Ожидается, что новая стратегия развития малого и среднего бизнеса повысит уровень согласованности политико-экономических мер и укрепит диалог между государством и частным сектором.

Ответственность за формирование политики в сфере МСП в Грузии, как и прежде, несет Министерство экономики и устойчивого развития. Наиболее значимым изменением стало создание Агентства по развитию предпринимательства (Enterprise Georgia) в феврале 2014 года. Enterprise Georgia содействует развитию МСП при помощи финансовых и иных инструментов, включая развитие предпринимательских умений, предпринимательское обучение, стимулирование экспорта и обеспечение доступа к финансированию. Одним из основных направлений его деятельности является оказание помощи предприятиям в обеспечении соответствия требованиям ЗУВСТ.

Начиная с июня 2014 года и до настоящего времени, оно занимается осуществлением государственной программы «Производи в Грузии». Программа ориентирована на содействие развитию производства / переработки сельскохозяйственной продукции и производства индустриальной продукции посредством оказания финансовой и технической помощи (консультационные услуги, инновации и т.д.), а также обеспечения доступности недвижимости и иной инфраструктуры. «Производи в Грузии» осуществляется в тесном сотрудничестве с коммерческими банками, которые предоставляют займы бенефициарам программы.


В 2015 году инициатива «Производи в Грузии» была дополнена новым проектом по поддержке микробизнеса и малого бизнеса, целью которого является развитие микро- и малого предпринимательства в регионах страны. Механизм финансирования представляет собой выдачу субсидий на условиях совместного финансирования, где взнос бенефициара должен составлять не менее 20%; при этом максимальная сумма финансирования составляет 5 000 лари (примерно 2 000 евро) на одного предпринимателя и 15 000 лари (примерно 6 000 евро) на группу предпринимателей. Кроме того, Enterprise Georgia оказывает консультационные услуги [28].

На новый компонент, направленный на развитие микро- и малых предприятий в 2015-2017 годах, было выделено 20 млн. лари (приблизительно 8 млн. евро). Программа «Производи в Грузии» обеспечена механизмами контроля; предполагается, что для определения ее воздействия в среднесрочной перспективе будет проводиться независимая оценка.

Кроме того, в настоящий момент разрабатывается новая стратегия развития малого и среднего бизнеса на 2016-2020 годы; работа над проектом ведется в сотрудничестве с ЕС, Европейским фондом образования (ЕФО) и ОЭСР. Стратегия будет охватывать пять стратегических направлений:

а) совершенствование правовой и институциональной базы;

б) улучшение доступа к финансированию;

в) развитие конкурентоспособного человеческого капитала, культуры предпринимательства и предпринимательских умений;

г) развитие экспорта и интернационализация МСП;

д) поддержка инновационных процессов и НИОКР в секторе МСП.

Стратегия развития малого и среднего бизнеса позволяет правительству Грузии заняться устранением текущих недостатков своей политики в сфере МСП, а также заложить единую базу для осуществления деятельности различных учреждений, так или иначе связанных с поддержкой МСП.

Заключение

История становления малого предпринимательства и исследование этапов его развития, дает возможность прийти к выводу о планомерном, но развитии предпринимательства в Российской Федерации.

В то же время исследование показывает необходимость постоянного создания и поддержания условий, которые на самом деле, будут способствовать не только увеличению субъектов предпринимательства, но и их эффективному развитию, то есть малое и среднее предпринимательство должны стать основой роста и стабильности российской экономики.


Субъекты малого предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица или индивидуальные предприниматели), которые в соответствии условиями Закона отнесены к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям.

Приобретение такого статуса осуществляется, по нашему мнению, для получения государственной поддержки. А в случае невозможности ее оказания, данный статус дает право субъекту на государственную или муниципальную опеку нематериального характера, что может заключаться в создании благоприятных условий или получении определенных преимуществ.

Малое предпринимательство выступает неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Вялость развития предпринимательства в России связана с пассивной экономической политикой государства и недостаточной его поддержкой, несмотря на то, что за двадцатилетнюю историю существования малого бизнеса в России было принято множество правовых актов по развитию их деятельности.

Предпринимательство будет расти быстрее и качественнее, чем запланировало Минэкономразвития, если его налогообложение будет адекватно его доходам, т.е. ставки налогов должны быть дифференцированы.

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Основные программы государственной поддержки малого бизнеса, реализуемые в России, направлены на расширение возможностей кредитования субъектов малого бизнеса с применением субсидирования процентной ставки по кредитам и займам, расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, информационную поддержку субъектов малого бизнеса.

Опираясь на положительный опыт проведения реформ, давших хорошие результаты, с 2012 года Грузия добилась несомненных успехов в области применения более активного и инициативного подхода к развитию малого и среднего бизнеса при помощи целенаправленных мер. Грузия доказала всему региону свою способность к эффективному осуществлению реформ; она значительно усовершенствовала институциональную базу своей политики в сфере МСП.

Рейтинг «Ведение бизнеса», разработанный группой Всемирного Банка, показал, что, несмотря на все усилия государственных органов, малое и среднее предпринимательство развиваются в России пока ещё медленно, что обеспечивает 51-ую строчку. Проведенные экономические реформы в Грузии обеспечили ей в 2014 году 8-ое место в этом рейтинге.