Файл: Субъекты малого предпринимательства (Историография малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще до 2008 года практически всеми банками малый и средний бизнес рассматривались как перспективная сфера для кредитования, однако кризис показал, что малое предпринимательство, среднее предпринимательство и банковский бизнес переживают значительные трудности.

Кризис привел к банкротству многих предприятий, что послужило поводом для банков вообще отказаться от предоставления ссуд, в результате кредитные деньги стали недоступными для предпринимателей.

Таким образом, подытоживая, следует отметить, что история становления малого и среднего предпринимательства и исследование этапов его развития, дает возможность прийти к выводу о планомерном, но развитии предпринимательства в Российской Федерации.

В то же время исследование показывает необходимость постоянного создания и поддержания условий, которые на самом деле, будут способствовать не только увеличению субъектов предпринимательства, но и их эффективному развитию, то есть малое и среднее предпринимательство должны стать основой роста и стабильности российской экономики.

1.2. Источники правового регулирования субъектов малого
предпринимательства

Ряд авторов в качестве критерия классификации предпринимательского законодательства рассматривают предметы ведения и полномочия РФ и субъектов РФ, установленные в ст.71-73 Конституции РФ. С этих позиций, различаются федеральные законы и подзаконные акты, принимаемые в сфере исключительного ведения РФ, законодательство в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также акты субъектов РФ. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится принятие актов в сфере владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности, установления общих принципов налогообложения и сборов в РФ, административное законодательство, и т.д. [20, с. 20]

Источники правового регулирования субъектов малого предпринимательства представляются:

1) нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) международными договорами Российской Федерации;

3) обычаями [27, с. 18].

1. Нормативно-правовые акты – основной источник права в нашей стране:


а) Конституция РФ – высшая юридическая сила и база текущего законодательства;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы (особое место среди них занимают кодексы);

г) подзаконные федеральные акты представлены:

- указами Президента РФ, издаваемыми в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

- постановлениями, распоряжениями Правительства РФ, издаваемыми в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;

- нормативными актами федеральных министерств и иными федеральными органами исполнительной власти, направленными на исполнение законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;

д) актами региональных органов власти и управления, издаваемыми в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

е) актами местных органов власти и управления, имеющими хозяйственно-правовое содержание.

2. Международные договоры Российской Федерации - составная часть российской правовой системы.

В п. 2 ст. 7 ГК РФ международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта.

3. Обычаи. В ст. 5 ГК РФ обычай представляется сложившимся и широко применяемым в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренным законодательством правилом поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. К примеру, Международной торговой палатой разработаны Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС. Они применяются только в том случае, если есть на них ссылка в договоре между сторонами, но МКАС (Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ) признает ИНКОТЕРМС в качестве обычаев делового оборота [27, с. 18].


1.3. Понятие субъектов малого предпринимательства и их
правовой статус

Если обратиться к самому термину предпринимательство, то он представляет собой предпринимательскую деятельность, которую осуществляют субъекты рыночной экономики при нормативно установленных критериях, которыми определяется сущность данного понятия [23, с. 87].

Кроме того, что широкое распространение получили такие термины как «малое предпринимательство», «субъекты малого и среднего предпринимательства» применяются и такие термины как «малый и средний бизнес», «малое предприятие» и пр. Такие же термины используют и в международной практике.

Однако такие термины как «малое предпринимательство» и «субъекты малого и среднего предпринимательства» довольно широко обсуждаются в научных кругах. Так, например, имеет место такая точка зрения, что «…есть большое искусство, но нет искусства малого, так как это будет уже не искусство, а художественная самодеятельность». Есть большой спорт и просто спорт, но нет малого спорта. Есть большие ученые и просто ученые, но нет малых ученых, неправомерно ввиду этого говорить о малом предпринимательстве или субъектах малого и среднего предпринимательства, так как понятие предпринимательство взаимосвязано с понятием малого бизнеса, но они не эквивалентны» [21, с. 94]. Однако такой подход, по нашему мнению, носит слишком категоричный характер, предпринимательству необязательно быть малым, оно может существовать в различных формах, ввиду этого термин малый бизнес и малое предпринимательство не подменяют понятия предпринимательства вообще.

Для большего понимания есть необходимость снова обратиться к истории вопроса. В дореволюционной России к середине 19 века сложились полупромышленные формы производства, которые перешли в форму среднего предпринимательства или остались как мелкие лавки в городе.

Период, который начался с октября 1917 года и который продолжался до 1920 года, был ознаменован вытеснением предпринимательства из всей экономической жизни страны. Классики марксизма такую деятельность связывали с частной собственностью и эксплуатацией. Ввиду этого во всех сферах жизни была установлена государственная монополия. Во времена НЭПа, возрождение предпринимательской деятельности рассматривали как вынужденную необходимость. В эти годы были созданы благоприятные предпосылки для того чтобы активизировалось частное предпринимательство. Частным лицам было позволено открывать промышленные предприятия с числом сотрудников от 10 и до 20 человек. Однако предпринимательство продолжало рассматриваться как чуждое социализму.


Предпринимательство в СССР, а точнее его становление в это время связывается с Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», которым предпринимательская деятельность была легализована. Первоначально в СССР к предпринимателям относили предприятия, на которых работало не более 100 человек. В 1995 году с принятием Закона о поддержке малого предпринимательства в РФ были определены четкие критерии отнесения предприятий и индивидуальных предпринимателей к числу субъектов малого предпринимательства.

В статье 3 указанного закона под субъектами малого предпринимательства понимали коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает таких пределов:

- промышленность – 100 человек;

- транспорт – 100 человек;

- строительство – 100 человек;

- научно-техническая сфера – 60 человек;

- оптовая торговля – 50 человек;

- розничная торговля и бытовое обслуживание – 30 человек;

- в остальных отраслях – 50 человек.

Также под субъектами малого предпринимательства понимали физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Если численность работающих превышалась, то предприятие лишалось льгот. Таким образом, можно прийти к выводу, что имели место два критерия отнесения предприятия к малому:

- средняя численность работников;

- структура уставного капитала.

При этом необходимо отметить, что малое предприятие могло быть создано в любой организационно-правовой форме, которая предусмотрена ГК РФ для коммерческих организаций. При этом и индивидуальный предприниматель имел право получить статус субъекта малого предпринимательства, при этом для этого нет необходимости формировать уставный капитал. Ввиду этого для предпринимателей не действовал критерий зависимости от структуры уставного капитала.

В 2008 году Законом о развитии малого и среднего предпринимательства было дано определение субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП), в частности к таковым относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские или фермерские хозяйства.


Сегодня данный закон говорит о субъектах малого и среднего предпринимательства как о хозяйствующих субъектах (юридические лица или индивидуальные предприниматели), которые в соответствии условиями Закона отнесены к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям и средним предприятиям.

Статья 4 данного закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относит зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ, и которые соответствуют нижеперечисленным условиям, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские или фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели.

К условиям отнесения хозяйственного общества, партнерства, производственного или потребительского кооператива, крестьянского или фермерского хозяйства и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

Для хозяйственных обществ, партнерств:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных или религиозных образований, благотворительных или иных фондов в уставном капитале не должна быть выше 25%, суммарная доля участия иностранных юридических лиц или граждан, которые не являются субъектами малого или среднего предпринимательства, не превышает 49%, ограничение не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, но только на некоторые которые указаны в п. «в» и «д» ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства и пр. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для средних предприятий от 101 до 250 человек, для малых предприятий до 100 человек. Для микро предприятий до 15 человек.

Таким образом, законом установлен ряд отличий от ранее действующего законодательства в плане определения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Помимо определения субъектов малого предпринимательство имеет место определение субъектов среднего предпринимательства, численность работников которых не должна быть меньше 101 и не больше 250 человек. А внутри группы малых предприятий образовалась группа микро предприятий.

Так же право выступать в качестве субъектов малого предпринимательства предоставлено физическим лицам, которые проводят свою деятельность без образования юридического лица.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.