Файл: Субъекты малого предпринимательства (Историография малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы заключается в том, что малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в развитии экономики Российской Федерации. Многие социальные проблемы, а именно рост занятости, создание рабочих мест, увеличение объемов продукции, налоговые поступления в бюджеты разных уровней во многом решаются за счет малого и среднего предпринимательства.

Однако развитие предпринимательства в России требует значительного государственного внимания, которое может быть выражено, в том числе и в поддержке малого и среднего предпринимательства. Основными направлениями государственной поддержки находят свое отражение в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5] и Федеральным законом «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» [6].

В то же время, несмотря на предпринимаемые попытки государства оказывать существенную поддержку малому и среднему предпринимательству, сегодня отмечается все еще медленные темпы роста, что связано с недостаточной нормативно-правовой базой, которая регулирует правовое положение малого и среднего предпринимательства в России.

Сегодня очевидно, что дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства невозможно без совершенствования нормативно-правовой базы. Финансовые кризисы наблюдаемые нами в последние годы усугубляют ситуация в связи с чем перед наукой встает задача формирования комплексного правового регулирования малого и среднего предпринимательства во всех сферах деятельности. Именно поэтому исследование сущности и правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства является актуальной проблемой.

Объектом работы являются общественные отношения в сфере регулирования малого предпринимательства.

Предметом работы являются субъекты малого предпринимательства в современном праве России.

Целью работы является исследование сущности и правового регулирования субъектов малого предпринимательства на основе действующего законодательства Российской Федерации.

В связи с поставленной целью решению подлежат следующие задачи:

- рассмотреть становление и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации;


- дать понятие субъектов малого предпринимательства и рассмотреть их правовой статус;

- описать проблемы регулирования законодательства субъектов малого предпринимательства;

- изучить предложения по развитию правового регулирования субъектов малого предпринимательства.

Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как: методы анализа и синтеза, исторический и логический, формально юридический метод и метод сравнительного правоведения.

Теоретическую основу работы составили труды Е.В. Лядовой, Р.Р. Габитова, А.А. Мандрова, Т.А. Гусевой, О.А. Высоцкой и др.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав объединенных семью параграфами, заключения и списка использованной литературы.

1. Становление малого предпринимательства в Российской Федерации

1.1. Историография малого предпринимательства в
Российской Федерации

В зарубежных странах малый бизнес был итогом довольно длительных эволюционных процессов, в основе которых лежала предпринимательская инициатива всех сове населения. Таким образом, данный процесс зарождался снизу и лишь позже государство, поняв важность данной инициативы, начало искать возможности и пути поддержки предпринимательства и его стимулирования.

В Российской Федерации предпринимательство развивалось по разрешению государства, которое определяло тот или иной вид деятельности которым может заниматься предприниматель. Однако в силу многих причин и отсутствия законодательной базы, а также необходимых финансовых, кредитных и иных ресурсов, предпринимательство не получало своего активного развития, поддержки и государственного воздействия.

Многие исследователи, рассматривая историческое становление предпринимательства в России, говорят о том, что его зарождение началось в 80-х годах двадцатого столетия [22, с. 118]. Но в то же время следует вспомнить события, которые имели место в дореволюционной России, ведь, по нашему мнению, именно в тот период и зарождалось капиталистическое общество.


Так, малый бизнес прошел несколько этапов своего развития, которые могут быть разделены на дореволюционный этап до событий 1917 года, советский период с 1917 по 1985 годы и период реформ с середины 1980-х годов [25, с. 62].

Рассмотрим самые значимые этапы развития предпринимательства в России, которые начались с 80-х годов прошлого столетия.

Первый этап был ознаменован принятием в 1986 году Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» [12], которым были сняты некоторые ограничения и гражданам разрешили заниматься народно-художественным промыслом, ремесленничеством, бытовым обслуживание и надомным рудом. В этот период массово начали создаваться новые предприятия, что в дальнейшем сыграло решающую роль в зарождении частного сектора в России.

Официально предпринимательство признали в 1988 году с принятием Закона СССР «О кооперации в СССР» [13], которым были заложены основы рыночной системы, хотя сделано это было не для всех. Кооперативы имели право на использование наемного труда, что как следствие легализовало в СССР частную собственность и право на установление свободных рыночных цен. Несмотря на трудности, с которыми сталкивались первые советские предприниматели, развитие кооперативов было очень бурным. Однако такие изменения требовали изменений законодательства, особенно в отношении собственности. В данном плане ключевым стало принятие Закона СССР «О предприятиях в СССР» [14], в котором собственно и было заявлено равенство организационно-правовых форм предприятий, которые основаны на любой форме собственности.

Дальнейшее развитие предпринимательства в СССР связано с принятием таких нормативно-правовых актов как Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» [15], «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» [18], «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [16]. Термин «малое предприятие» был веден в обиход Законом о предприятиях в СССР.

В 1991 году в России создали Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства, и было принято Постановление Совета Министров РФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» [19], которым в правах уровняли малые предприятия разных форм собственности, для них были определены налоговые льготы, и была разработана программа поддержки. Следом в 1991 году был принят Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» [17], которым малым предприятиям были предоставлены дополнительные льготы.

В 1993году малые предприятия и кооперативы были перерегистрированы в товарищества с ограниченной ответственностью (ТОВ) или акционерные общества (АО) открытого или закрытого типа, что собственно выделило малые предприятия в организации, которые могут быть зарегистрированы в любой организационно-правовой форме и которые обладают некоторыми признаками, такими как кол-во занятых лиц и сфера деятельности.


В том же году функции по координации сферы малого бизнеса и по его поддержке возложили на Министерство экономики, под руководством которого разработали программу поддержки малого предпринимательства. В 1994 году данные функции передали Государственному комитету по антимонопольной политики, при котором создали Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции. Фонду выделили из бюджета финансы для поддержки малых предприятий.

С 1994 года было отмечено значительное замедление роста числа субъектов предпринимательства, что было связано во многом с перерегистрацией и ликвидацией на, что существенное влияние оказал и принятый в 1995 году Гражданский кодекс Российской Федерации [1] (ГК РФ).

На данном этапе очень важным стал Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [9], в котором значительно изменили подход к определению субъекта малого предпринимательства. Данный закон дал новый толчок развитию предпринимательства в России. Появилась и инфраструктура поддержки предпринимательства.

Кризис 1998 года привел к неблагоприятным изменениям и оттоку капитала. Кризисом была полностью разрушена финансовая база малого бизнеса. Фактически 30% предприятий были вынуждены ременно закрыться или полностью прекратить свою хозяйственную деятельность. Кроме этого практически 80% предпринимателей вытеснили из бизнеса [22, с. 121].

Законодательство, которое начали принимать в 1999 году, должно было способствовать возрождению банковской системы. В данный период принимаются Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход» [10] и «О лицензировании отдельных видов деятельности» [11], «О лизинге» [2].

Так же была принята Концепция федеральной программы на 1998-1998 годы [7], в которой в частности отмечалось, что есть необходимость малому бизнесу принимать боле активное участие в выходе из кризиса. Для того что бы бизнес мог выполнить поставленную задачу были необходимы специальные меры поддержки, создание условий и инфраструктуры. В результате чего была принята программа развития малого бизнеса в регионах России.

Однако следует обращать внимание на то, что ожидаемого развития так и не состоялось. При этом стали образовываться крупные холдинги и монополизироваться некоторые отрасли экономики.

В 2002 году довольно важные изменения произошли в налогообложении. Основным направлением стало введение упрощенной налоговой системы, снижение налоговой нагрузки, улучшение инвестиционного климата в стране.


В августе 2001 года был принят Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3], в котором была упрощена процедура выхода на рынок юридических лиц, ликвидировалась двухступенчатая система регистрации малых предприятий.

Для совершенствования налогообложения субъектов предпринимательства был принят Федеральный закон «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [4].

В данный период малый бизнес развивался довольно устойчиво, чему способствовало развивающееся законодательство. Однако многие ученые отмечали значительные недостатки Федерального закона № 88-ФЗ. Так, например, имела место точка зрения, что важной проблемой в области малого предпринимательства является отсутствие эффективного законодательства [26, с. 17]. Такая постанова вопроса привела к разработке и принятию Федерального закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5], который стал новой страницей и ознаменовал новый этап развития малого предпринимательства в России.

Основной целью данного законодательного акта было создание правовых рычагов, при помощи которых обеспечивались бы благоприятные условия для осуществления субъектов малого и среднего предпринимательства деятельности, обеспечения их конкурентоспособности, увеличения количества малых и средних предприятий, развития самозанятости, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров и пр.

Данный законодательный акт по своей сути является рамочным и был призван стать основой, на которой и будет в дальнейшем строиться законодательство в области регулирования малого и среднего предпринимательства, а также в области финансирования и кредитования субъектов предпринимательства.

С началом развития мирового финансового кризиса в малом и среднем бизнесе наблюдались некоторые ухудшения, что негативно сказывалось на финансировании и кредитовании.

Из-за кризиса кредитные организации были вынуждены пойти на пересмотр принципов кредитования. Проблемы в большей степени проявились из-за повышения ставок кредитов.

Также на положение кредитования повлияло ужесточение требований к заемщикам, так как кредитные организации пытались минимизировать свои риски. Ввиду этого в период кризиса банковские предложения значительно снизились. Субъекты же малого бизнеса были не готовы к кризису, ввиду чего перед многими из них встает и сегодня проблема выживания, а вопросы расширения своей деятельности и вовсе не поднимаются.