Файл: Субъекты малого предпринимательства (Историография малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Становление малого предпринимательства в Российской Федерации
1.1. Историография малого предпринимательства в Российской Федерации
1.2. Источники правового регулирования субъектов малого предпринимательства
1.3. Понятие субъектов малого предпринимательства и их правовой статус
2. Проблемы правового регулирования субъектов малого предпринимательства
2.1. Особенности правового положения субъектов малого предпринимательства
2.2. Проблемы регулирования законодательства субъектов малого предпринимательства
2.3. Предложения по развитию правового регулирования субъектов малого предпринимательства
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в развитии экономики Российской Федерации. Многие социальные проблемы, а именно рост занятости, создание рабочих мест, увеличение объемов продукции, налоговые поступления в бюджеты разных уровней во многом решаются за счет малого и среднего предпринимательства.
Однако развитие предпринимательства в России требует значительного государственного внимания, которое может быть выражено, в том числе и в поддержке малого и среднего предпринимательства. Основными направлениями государственной поддержки находят свое отражение в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5] и Федеральным законом «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» [6].
В то же время, несмотря на предпринимаемые попытки государства оказывать существенную поддержку малому и среднему предпринимательству, сегодня отмечается все еще медленные темпы роста, что связано с недостаточной нормативно-правовой базой, которая регулирует правовое положение малого и среднего предпринимательства в России.
Сегодня очевидно, что дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства невозможно без совершенствования нормативно-правовой базы. Финансовые кризисы наблюдаемые нами в последние годы усугубляют ситуация в связи с чем перед наукой встает задача формирования комплексного правового регулирования малого и среднего предпринимательства во всех сферах деятельности. Именно поэтому исследование сущности и правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства является актуальной проблемой.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере регулирования малого предпринимательства.
Предметом работы являются субъекты малого предпринимательства в современном праве России.
Целью работы является исследование сущности и правового регулирования субъектов малого предпринимательства на основе действующего законодательства Российской Федерации.
В связи с поставленной целью решению подлежат следующие задачи:
- рассмотреть становление и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации;
- дать понятие субъектов малого предпринимательства и рассмотреть их правовой статус;
- описать проблемы регулирования законодательства субъектов малого предпринимательства;
- изучить предложения по развитию правового регулирования субъектов малого предпринимательства.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как: методы анализа и синтеза, исторический и логический, формально юридический метод и метод сравнительного правоведения.
Теоретическую основу работы составили труды Е.В. Лядовой, Р.Р. Габитова, А.А. Мандрова, Т.А. Гусевой, О.А. Высоцкой и др.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав объединенных семью параграфами, заключения и списка использованной литературы.
1. Становление малого предпринимательства в Российской Федерации
1.1. Историография малого предпринимательства в
Российской Федерации
В зарубежных странах малый бизнес был итогом довольно длительных эволюционных процессов, в основе которых лежала предпринимательская инициатива всех сове населения. Таким образом, данный процесс зарождался снизу и лишь позже государство, поняв важность данной инициативы, начало искать возможности и пути поддержки предпринимательства и его стимулирования.
В Российской Федерации предпринимательство развивалось по разрешению государства, которое определяло тот или иной вид деятельности которым может заниматься предприниматель. Однако в силу многих причин и отсутствия законодательной базы, а также необходимых финансовых, кредитных и иных ресурсов, предпринимательство не получало своего активного развития, поддержки и государственного воздействия.
Многие исследователи, рассматривая историческое становление предпринимательства в России, говорят о том, что его зарождение началось в 80-х годах двадцатого столетия [22, с. 118]. Но в то же время следует вспомнить события, которые имели место в дореволюционной России, ведь, по нашему мнению, именно в тот период и зарождалось капиталистическое общество.
Так, малый бизнес прошел несколько этапов своего развития, которые могут быть разделены на дореволюционный этап до событий 1917 года, советский период с 1917 по 1985 годы и период реформ с середины 1980-х годов [25, с. 62].
Рассмотрим самые значимые этапы развития предпринимательства в России, которые начались с 80-х годов прошлого столетия.
Первый этап был ознаменован принятием в 1986 году Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» [12], которым были сняты некоторые ограничения и гражданам разрешили заниматься народно-художественным промыслом, ремесленничеством, бытовым обслуживание и надомным рудом. В этот период массово начали создаваться новые предприятия, что в дальнейшем сыграло решающую роль в зарождении частного сектора в России.
Официально предпринимательство признали в 1988 году с принятием Закона СССР «О кооперации в СССР» [13], которым были заложены основы рыночной системы, хотя сделано это было не для всех. Кооперативы имели право на использование наемного труда, что как следствие легализовало в СССР частную собственность и право на установление свободных рыночных цен. Несмотря на трудности, с которыми сталкивались первые советские предприниматели, развитие кооперативов было очень бурным. Однако такие изменения требовали изменений законодательства, особенно в отношении собственности. В данном плане ключевым стало принятие Закона СССР «О предприятиях в СССР» [14], в котором собственно и было заявлено равенство организационно-правовых форм предприятий, которые основаны на любой форме собственности.
Дальнейшее развитие предпринимательства в СССР связано с принятием таких нормативно-правовых актов как Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» [15], «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» [18], «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [16]. Термин «малое предприятие» был веден в обиход Законом о предприятиях в СССР.
В 1991 году в России создали Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства, и было принято Постановление Совета Министров РФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» [19], которым в правах уровняли малые предприятия разных форм собственности, для них были определены налоговые льготы, и была разработана программа поддержки. Следом в 1991 году был принят Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» [17], которым малым предприятиям были предоставлены дополнительные льготы.
В 1993году малые предприятия и кооперативы были перерегистрированы в товарищества с ограниченной ответственностью (ТОВ) или акционерные общества (АО) открытого или закрытого типа, что собственно выделило малые предприятия в организации, которые могут быть зарегистрированы в любой организационно-правовой форме и которые обладают некоторыми признаками, такими как кол-во занятых лиц и сфера деятельности.
В том же году функции по координации сферы малого бизнеса и по его поддержке возложили на Министерство экономики, под руководством которого разработали программу поддержки малого предпринимательства. В 1994 году данные функции передали Государственному комитету по антимонопольной политики, при котором создали Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции. Фонду выделили из бюджета финансы для поддержки малых предприятий.
С 1994 года было отмечено значительное замедление роста числа субъектов предпринимательства, что было связано во многом с перерегистрацией и ликвидацией на, что существенное влияние оказал и принятый в 1995 году Гражданский кодекс Российской Федерации [1] (ГК РФ).
На данном этапе очень важным стал Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [9], в котором значительно изменили подход к определению субъекта малого предпринимательства. Данный закон дал новый толчок развитию предпринимательства в России. Появилась и инфраструктура поддержки предпринимательства.
Кризис 1998 года привел к неблагоприятным изменениям и оттоку капитала. Кризисом была полностью разрушена финансовая база малого бизнеса. Фактически 30% предприятий были вынуждены ременно закрыться или полностью прекратить свою хозяйственную деятельность. Кроме этого практически 80% предпринимателей вытеснили из бизнеса [22, с. 121].
Законодательство, которое начали принимать в 1999 году, должно было способствовать возрождению банковской системы. В данный период принимаются Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход» [10] и «О лицензировании отдельных видов деятельности» [11], «О лизинге» [2].
Так же была принята Концепция федеральной программы на 1998-1998 годы [7], в которой в частности отмечалось, что есть необходимость малому бизнесу принимать боле активное участие в выходе из кризиса. Для того что бы бизнес мог выполнить поставленную задачу были необходимы специальные меры поддержки, создание условий и инфраструктуры. В результате чего была принята программа развития малого бизнеса в регионах России.
Однако следует обращать внимание на то, что ожидаемого развития так и не состоялось. При этом стали образовываться крупные холдинги и монополизироваться некоторые отрасли экономики.
В 2002 году довольно важные изменения произошли в налогообложении. Основным направлением стало введение упрощенной налоговой системы, снижение налоговой нагрузки, улучшение инвестиционного климата в стране.
В августе 2001 года был принят Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3], в котором была упрощена процедура выхода на рынок юридических лиц, ликвидировалась двухступенчатая система регистрации малых предприятий.
Для совершенствования налогообложения субъектов предпринимательства был принят Федеральный закон «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [4].
В данный период малый бизнес развивался довольно устойчиво, чему способствовало развивающееся законодательство. Однако многие ученые отмечали значительные недостатки Федерального закона № 88-ФЗ. Так, например, имела место точка зрения, что важной проблемой в области малого предпринимательства является отсутствие эффективного законодательства [26, с. 17]. Такая постанова вопроса привела к разработке и принятию Федерального закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5], который стал новой страницей и ознаменовал новый этап развития малого предпринимательства в России.
Основной целью данного законодательного акта было создание правовых рычагов, при помощи которых обеспечивались бы благоприятные условия для осуществления субъектов малого и среднего предпринимательства деятельности, обеспечения их конкурентоспособности, увеличения количества малых и средних предприятий, развития самозанятости, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров и пр.
Данный законодательный акт по своей сути является рамочным и был призван стать основой, на которой и будет в дальнейшем строиться законодательство в области регулирования малого и среднего предпринимательства, а также в области финансирования и кредитования субъектов предпринимательства.
С началом развития мирового финансового кризиса в малом и среднем бизнесе наблюдались некоторые ухудшения, что негативно сказывалось на финансировании и кредитовании.
Из-за кризиса кредитные организации были вынуждены пойти на пересмотр принципов кредитования. Проблемы в большей степени проявились из-за повышения ставок кредитов.
Также на положение кредитования повлияло ужесточение требований к заемщикам, так как кредитные организации пытались минимизировать свои риски. Ввиду этого в период кризиса банковские предложения значительно снизились. Субъекты же малого бизнеса были не готовы к кризису, ввиду чего перед многими из них встает и сегодня проблема выживания, а вопросы расширения своей деятельности и вовсе не поднимаются.