Файл: Управление рисками в проектной среде (Технология управления рисками).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления рисками предприятия
1.1 Технология управления рисками
Глава 2. Анализ управления рисками на предприятии
2.1. Анализ деятельности предприятиях нефтяной и газовой промышленности
2.2. Анализ управление рисками ОАО «Роснефть»
Глава 3. Практические рекомендации по улучшению управления рисками Российских нефтегазовых компаний
3.1. Методика реализации управления рисками Российских нефтегазовых компаний
3.2. Рекомендации по управлению рисками Российских нефтегазовых компаний
2) Исключение из ассортимента. Выбирается наименее перспективный товар по каждой категории, то есть с наименьшим значением выбранного товара, и на его место ставится новый, более выгодный с точки зрения менеджера по ассортиментной политике, товар.
Данный алгоритм хорош тем, что он позволяет ротировать ассортимент по всем товарам, от наиболее ходовых до “товаров для ассортимента”. Если же не проводить разделения по категориям, а просто исключать наименее прибыльный товар, то очень скоро в магазине останется одно молоко и хлеб, что весьма негативно отразится на его имидже. Вместо ABC-XYZ классификации можно также использовать “естественную” классификацию, то есть когда товар делится на группы не автоматически, а вручную – на основе некоторой заданной иерархии групп товаров.
Применимость данных алгоритмов обусловлена универсальностью градиентных и релаксационных методов. Однако, даже при использовании всех этих методов, весь процесс все равно остается “интеллектуальным” и для эффективного управления им необходим человек, который хорошо разбирается в вопросе, для избежания ситуации попадания в локальный максимум.
При решении задачи управления закупками возникает также еще одна проблема – предсказание спроса на этот товар. Все методы, используемые в современной практике для этой цели, можно поделить на две группы [12]:
1. Трендовые методы. Трендовые методы целесообразно применять в том случае, когда анализируемые временные ряды продаж достаточно короткие. Во всех остальных случаях данные методы могут быть использованы только для получения предварительных оценок прогноза. На практике, как правило, применяются следующие три трендовых метода :
а) Скользящее среднее. Обеспечивает прогнозирование последующих значений по величине математического ожидания заданного числа предшествующих значений (применяется для получения предварительных оценок прогноза). Широко популярен в основном благодаря тому, что не требует никаких предварительных знаний о структуре метода. Доступен даже слабо подготовленному человеку. Популярен так же благодаря тому, что реализован в подавляющем большинстве программ, работающих с базами данных или их подобием. Тем не менее, метод позволяет получать достаточно хорошие оценки прогноза при краткосрочном прогнозировании.
б) Метод Брауна. Был предложен для получения прогнозов различных маркетингого- экономических параметров. Широко применяется при прогнозировании макро и микроэкономических параметров экономических систем, в том числе торговых. Позволяет получить хороший прогноз тренда для коротких рядов с постоянным трендом. Достаточно часто используется для проведения предварительных оценок прогноза продаж различных пищевых продуктов. Очень часто метод Брауна используется в качестве основного для построения прогноза продаж.
в) Метод Хольта. Был разработан как модификация метода Брауна для учета линейности тренда изучаемой величины. Эта особенность метода определила значительную широту применения данного метода, главным образом, экономических показателей торгового процесса. Традиционно, в связи с указанной выше особенностью метод применяют при прогнозировании с ярко выраженной особенностью на повышение или на понижение. Например, этот метод применяют для прогнозирования величины денежной массы выручки в супермаркетах в течении одного квартала, прогнозирования продаж вина в пред или после праздничный период времени. Кроме того, существует модификация метода Хольта, предложенная Уинтерсом, позволяющая учитывать сезонный характер временных рядов и получившая название метод Хольта-Уинтерса.
2. Методы для описания случайной составляющей временного ряда. В этих методах, как правило, присутствует фаза идентификации случайной составляющей временного ряда, в зависимости от результатов которой выбирается тот или иной метод прогнозирования. Наибольшее распространение получил метод Бокса-Дженкинса. Модели, применяемые при его использовании, обеспечивают количественной основой для принятия решения о выборе метода составления прогнозов (с применением либо регрессии, либо сглаживания) и на основе данного решения предоставляют возможность одновременного использования этих двух подходов для составления прогноза самой высокой точности. Это делается с помощью исследования корреляции в базовой линии и возвращения информации, на основе которой можно определить, какой же из подходов — регрессивный, сглаживающий или их комбинация — является оптимальным для конкретного случая. Существуют также модификации этого метода, позволяющие составлять прогнозы для сильнокоррелированных мультирядов, а также выделять среди множества рядов группы сильно коррелированных рядов оптимальным образом в смысле точности получения прогнозов рядов.
Внедрение предложенных бизнес-процессов в совокупности с полученной информационной системой позволяет значительно сократить издержки предприятия и увеличить управляемость компании, а также помогает в значительной мере повысить имидж магазина, за счет постоянного обширного ассортимента и свежей, высококачественной продукции [5].
Кроме того, как информационная система так и предлагаемая логическая модель должны быть открыты для доработок в плане дальнейшей оптимизации бизнес-процессов. В связи с этим, говорить о полноте решения несколько некорректно, так как максимально эффективной системы управления магазином не существует, поскольку она, как и все остальные сложные системы, всегда может быть улучшена за счет рассмотрения и оптимизации каких-то частных случаев.
1.2 Методы управления рисками
Российский бизнес характеризуется высокой степенью неопределенности и непредсказуемости, что заставляет компании внедрять систему оценки и управления рисками. Сегодня в отечественных компаниях не существует единых стандартизированных механизмов оценки и управления рисками, расхождения возникают даже в базовых определениях. На настоящий момент методология управления рисками наиболее проработана и законодательно установлена лишь в банковской сфере.
Предпринимательский риск отражает как сам процесс осуществления предпринимательской деятельности, так и сам объект предпринимательства. Составим упрощенную классификацию предпринимательского риска в зависимости от факторов риска в таблица 1, без претензий на их приоритетность.
Таблица 1 Упрощенная классификация предпринимательского риска
Фактор риска |
Вид риска |
Масштаб |
Глобальный и Локальный |
Сфера возникновения |
Внешний и Внутренний |
Природа возникновения |
Объективный и Субъективный |
Степень допустимости |
Допустимый и Недопустимый |
Возможность страхования |
Страхуемый и Нестрахуемый |
Возможность диверсификации |
Систематический и Несистематический |
Длительность воздействия |
Временный и Постоянный |
Управление рисками – сложный вид деятельности, связанный как с неоднозначностью самого понятия «риск», так и с многообразием проявления риска и возможностей преодоления его неблагоприятных последствий.
Существуют следующие методы управление предпринимательскими рисками:
Первый метод – устранение, предотвращение риска. Он заключается в попытке определить изменения в конъюктуре рынка и преобразования в сфере инноваций.
Второй метод управления риском – уменьшение неблагоприятного влияния тех или иных факторов на результаты производства и предпринимательской деятельности в целом.
Третий метод управления риском – его передача, перевод путем формирования эффективной системы страхования всех видов риска, создания акционерных обществ (как обществ с ограниченной имущественной ответственностью) и иных аналогичных действий.
Сегодня возникает потребность в государственной поддержке страхования, что, в противовес прямым катастрофическим выплатам из бюджета, позволяет более эффективно использовать бюджетные средства.
Четвертый метод – овладение риском. Применение данного метода целесообразно и даже необходимо, когда потенциальные потери незначительны и делается все возможное для предупреждения или снижения ущерба от воздействия непредвиденных обстоятельств, когда четко выявлены шансы на получение высокого предпринимательского дохода.
Рассмотрим подход предлагаемых полифункциональной концепцией предприятия в таблице 2.
Таблица 2 Методы управления предпринимательским риском, предложенных Качаловым Р.М.
Типы методов управления риском |
Примеры методов управления риском |
Методы уклонения от Риска |
Отказ от ненадежных партнеров. Отказ от инновационных проектов. Страхование хозяйственной деятельности. Создание региональных или отраслевых структур взаимного страхования и систем перестрахования. Поиск «гарантов» |
Методы локализации Риска |
Выделение «экономически опасных» участков в структурно или финансово самостоятельные подразделения (внутренний венчур). Образование венчурных предприятий. Последовательное разукрупнение предприятия |
Методы диссипации Риска |
Интеграционное распределение ответственности между партнерами по производству (образование ФПГ, акционерных обществ, обмен акциями и т. п.). Диверсификация видов деятельности. Диверсификация рынков сбыта и зон хозяйствования (расширение круга партнеров-потребителей). Расширение закупок сырья, материалов. Распределение риска по этапам работы (по времени). Диверсификация инвестиционного портфеля предприятия |
Методы компенсации риска |
Внедрение стратегического планирования. Прогнозирование внешней экономической обстановки в стране, регионе хозяйствования и т. д. Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды. Создание системы резервов на предприятии. Активный целенаправленный («агрессивный») маркетинг. Создание союзов, ассоциаций, фондов взаимовыручки и взаимной поддержки и т. п. Лоббирование законопроектов, нейтрализующих или компенсирующих предвидимые факторы риска. Эмиссия конвертируемых привилегированных акций. Борьба с промышленным шпионажем |
Таким образом, в условиях риска предприятия должны эффективно работать, преодолевая расширение степени неопределенности во внешней среде. По нашему мнению, необходимо охватывать все сферы управления предприятием, в которых сосредоточены основные риски деятельности предприятия и опираться на постоянное обновление данных о внешней среде.
При формировании товарного портфеля возникают определенные трудности. Попытаемся обозначить и проанализировать некоторые из них, а также предложить свои решения.
Таблица 1. Трудности формирования товарного портфеля [6]
Трудности |
Пути решения |
Сложно оценить успешность продуктов |
Систематически собирать статистику продаж, анализировать ее, вовлекать в исследование коммерческий персонал различного уровня компании, дабы получить разностороннюю картину |
Наличие товара, о перспективности которого нет однозначного мнения |
Закрывать товарные категории сложно, т. к. часто есть надежда, что они все-таки рано или поздно восстановят свои позиции. Кроме того, при отказе от марки могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с поставщиками. Поэтому прежде чем принять такое решение, следует тщательно оценить данную категорию товара и возможные последствия отказа |
Товарный портфель компании мало отличается от ассортимента конкурентов |
Первый вариант решения — выявить уникальную марку и, найдя в ней "изюминку", отразить ее в рекламной концепции |
Недостаток информации о клиентах |
Провести маркетинговое исследование, направленное на детальное исследование потребностей покупателей, их ценностей |
Сложно определить целевых потребителей |
Очень важно из всего количества покупателей выбрать ограниченную группу потребителей, на которую будет ориентирован товар. Ведь чем более широкой и размытой будет целевая аудитория, тем сложнее будет отличиться от конкурентов и тем больше будет "размытых" товаров |
Несмотря на результаты маркетинговых исследований, имеется собственный, отличный от полученных показателей, взгляд на потребности и товарные предпочтения покупателей |
Либо доверять результатам маркетингового исследования и выстраивать политику товарного ассортимента в соответствии с полученными результатами, либо формировать рынок "под себя", а значит, вкладывать дополнительные средства |