Файл: Упрощенная форма (Оценка как метод бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные положения упрощенной формы бухгалтерского учета
1.1. Сфера применения упрощенной формы бухгалтерского учета и требования к ней
1.2. Проблемы использования упрощенной системы бухгалтерского учета
Глава 2. Построение системы бухгалтерского учета на малом предприятии
2.1. Алгоритм построения учетной системы на малом предприятии
2.2. Выбор оптимального вида коммерческой деятельности
2.3. Выбор оптимального варианта организации бухгалтерской службы
Глава 3. Направления развития бухгалтерского учета на малом предприятии
Таковы основные аспекты в области построения эффективных учетно-аналитических системы на малых предприятиях, расширяющих их финансовые возможности.
Выводы.
В условиях конкурентной среды субъекты малого предпринимательства могут реально влиять на финансово-экономические показатели своей коммерческой деятельности, используя возможности эффективного ведения
бухгалтерского учета и анализа. Ведь современное законодательство предоставляет им множество различных преимуществ в данной сфере. К их числу можно отнести: наличие альтернатив по организации бухгалтерской службы,
возможность применения льготных налоговых режимов. Главное - подобрать максимально возможный набор оптимальных способов ведения учета, подкрепляя их систематическим анализом экономической информации.
Нами представлен алгоритм формирования учетной системы на малом предприятии.
Глава 3. Направления развития бухгалтерского учета на малом предприятии
Поскольку организация финансового учета довольно жестко регламентирована законодательством Российской Федерации в области бухгалтерского учета, совершенствование его методологических основ является одной из задач Министерства финансов Российской Федерации, а совершенствование системы финансового учета на конкретных предприятиях малого бизнеса сводится главным образом к рекомендациям по устранению моментов, не соответствующих действующему законодательству. Но все же можно выделить два существенных направления совершенствования финансовой учетной системы, особенно актуальных для предприятий малого бизнеса[51].
1. При современном уровне развития технологий учет должен быть автоматизированным. Это обеспечивает механизацию и снижение трудоемкости учетного процесса, минимизирует количество ошибок, обеспечивает высокую точность и оперативность учетных данных, обеспечивает увязку между собой всех видов учета[52]. Организовать и автоматизировать бухгалтерский учет возможно и для предпринимателей без образования юридического лица. Существуют специально разработанные программные продукты для ведения бухгалтерского учета у предпринимателей[53]. На них целесообразно ориентироваться при наличии значительного объема хозяйственных операций, а также при торговой деятельности, так как в этом случае обычно имеется достаточно широкая номенклатура товарных позиций, что затрудняет самостоятельную автоматизацию учета. В других случаях предприниматели без образования юридического лица могут совершенно самостоятельно или с помощью привлекаемого бухгалтера автоматизировать учет с помощью стандартной программы электронных таблиц Excel. В этом случае наиболее эффективный вариант - автоматизация на основе комбинированного учетного регистра - книги учета фактов хозяйственной деятельности по форме К-1, разработанной для субъектов малого предпринимательства. Автоматизация учета у индивидуального предпринимателя позволяет, в первую очередь, организовать контроль за объемом и состоянием имущества и обязательств по предпринимательской деятельности, а данные учета смогут служить базой для проведения финансового и управленческого анализа предпринимательской деятельности. Кроме того, это дает возможность составлять отчетность с наименьшими затратами всех видов ресурсов, так как заполнение отчетных форм производится в автоматизированном режиме[54].
2. Разработка качественной учетной политики. В учетной политике для
целей бухгалтерского учета можно выделить два раздела. Во-первых, это организационно-технический раздел. В нем закрепляют следующие положения:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данный план разрабатывается в соответствии с типовым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности[55] и содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;
2) формы первичных учетных документов. Разработка таких форм документов связана с тем, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется учет[56];
3) формы бухгалтерской отчетности. Если в типовых формах бухгалтерской отчетности организация добавила или убрала графы или строки при отсутствии данных для их заполнения, она должна закрепить этот факт в учетной политике;
4) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Инвентаризация необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета. Она проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств[57]. В указанном подразделе учетной политики отражают: периодичность инвентаризации; перечень имущества и обязательств, которые подлежат инвентаризации; список должностных лиц, ответственных за ее проведение;
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации. В этом подразделе утверждается порядок, график прохождения документов и лица, ответственных за оформление[58].
Второй раздел учетной политики - методический. В нем приводятся способы ведения бухгалтерского учета (методы амортизации основных и нематериальных активов, оценки производственных запасов, товаров, способы признания прибыли от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг)) [59].
Применение упрошенной системы налогообложения не отменяет необходимости составлять учетную политику независимо оттого, ведется бухгалтерский учет в полном объеме или нет, поскольку, как минимум, в учетной политике необходимо закрепить способ начисления амортизации по амортизируемому имуществу. Сама же необходимость сохранения бухгалтерского
учета при применении данного специального налогового режима многократно обоснована и доказана[60].
Одним из направлений совершенствования учетной системы на предприятиях малого бизнеса является постановка в организации управленческого учета. Управленческий учет в отличие от бухгалтерского не предполагает фактического учета величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации. Его цель - дать информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений[61].
По результатам проведенного анкетирования среди руководителей малых предприятий, даже имеющих экономическое образование, распространено мнение, что организация системы управленческого учета обособлено от финансового и оправдывает себя лишь на средних и крупных производственных предприятиях. Управленческий учет ведется лишь на 11 % малых предприятий, и основной причиной его отсутствия названо то, что руководство не видит необходимости его вести. Здесь сказывается, во-первых, то, что бухгалтерский учет вообще и управленческий в частности воспринимаются как ориентированные на ретроспективу, между тем одной из особенностей управленческого учета является то, что он нацелен не только на учет свершившихся фактов, но и на ближайшую перспективу, а также на сравнительно отделенное будущее[62].
По характеру применения управленческий учет также универсален. Его
можно внедрять в любых организациях, имеющих затраты и зависящие от них финансовые результаты деятельности, то есть во всех отраслях, где работают коммерческие организации малого бизнеса. Между тем, в торговле он почти не распространен. В основном только крупные торговые организации ведут потоварный учет издержек обращения в том случае, если продажа разных товарных групп осуществляется в разных отделах и есть возможность выделять прямые затраты[63]. На малых предприятиях, занятых в других отраслях экономики, учет всех затрат обычно ведется на одном синтетическом счете, а аналитический учет ведется в разрезе группировки издержек по видам затрат, но они при этом не учитываются по местам возникновения и центрам ответственности. Но такая аналитика используется, в первую очередь, в целях формирования показателей для налогообложения прибыли, что относится к области финансового учета. Поэтому управленческий учет, интегрированный в финансовый, оказывается не очень информативен сам по себе. Для проведения факторного анализа и плановых расчетов требуется производить дополнительную выборку ряда показателей[64].
Ряд авторов предлагает формировать также учетную политику и для целей управленческого учета, что, на наш взгляд, представляется целесообразным, так как различные методологические варианты учета существенно влияют на стоимостные показатели управленческой отчетности[65]. Учетная политика для целей управленческого учета разрабатывается исходя из информационных потребностей организации и специфики ее деятельности. При формировании учетной политики для целей управленческого учета необходимо решить следующие задачи: выделение и описание объектов управленческого учета (зачастую специфика деятельности организации приводит к тому, что не всегда определения объектов совпадают с бухгалтерскими, поэтому рекомендуется закрепить формулировки объектов в учетной политике); классификация объектов управленческого учета, признание и оценка; разработка порядка отражения операций в регистрах и отчетности управленческого учета[66].
Таким образом, с одной стороны, система управленческого учета на предприятии является главным инструментом для планирования деятельности и осуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсов организации[67]. С другой стороны, наличие системы управленческого учета существенно повышает инвестиционную привлекательность компании. На российских малых предприятиях управленческий учет еще не нашел широкого распространения. Этот вид учета является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятия выявить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательские риски.
Вывод.
Поскольку организация финансового учета довольно жестко регламентирована законодательством Российской Федерации в области бухгалтерского учета, совершенствование его методологических основ является одной из задач Министерства финансов Российской Федерации, а совершенствование системы финансового учета на конкретных предприятиях малого бизнеса сводится главным образом к рекомендациям по устранению моментов, не соответствующих действующему законодательству. Но все же можно выделить два существенных направления совершенствования финансовой учетной системы, особенно актуальных для предприятий малого бизнеса:
1. При современном уровне развития технологий учет должен быть автоматизированным. Это обеспечивает механизацию и снижение трудоемкости учетного процесса, минимизирует количество ошибок, обеспечивает высокую точность и оперативность учетных данных, обеспечивает увязку между собой всех видов учета.
2. Разработка качественной учетной политики.
Заключение
Обязанность ведения бухгалтерского учета, в том числе и на субъектов малого бизнеса прямо прописана в законодательстве в Федеральном законе от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также регламентируется требованиями положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 и иных положений по бухгалтерскому учету, Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению.
Особенности применения упрощенной системы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для субъектов малого бизнеса следующие:
1) малые предприятия имеют возможность уменьшить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов, который утвержден ими в учетной политике;
2) для отражения хозяйственные операций малые предприятия имеют возможность применять упрощенные регистры бухгалтерского учета, которые ориентированы в основном на ручной учет;
3) малые предприятия имеют возможность использовать кассовый метод учета доходов и расходов, что позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет в случае применения малым предприятием упрощенной системы налогообложения;
4) малые предприятия имеют возможность признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продаж полностью в отчетном году, не распределяя такие расходы на реализованную продукцию (товары) и остатки продукции (товаров) на складе;
5) предприятия малого бизнеса могут не применять отдельные положения по бухгалтерскому учету (например, ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»), могут не формировать оценочные обязательства в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
6) малые предприятия могут вести учет основных средств, нематериальных активов и финансовых вложений без переоценки.
При использовании малым предприятием упрошенной системы учета, рекомендуемой Минфином РФ, возникает проблема в части перехода субъектов малого бизнеса с упрошенной системы бухгалтерского учета на полноценный учет при потере статуса малого предприятия. Конечно, автоматизация учета позволит ретроспективно отразить многие факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, но если на малом предприятии применялась упрошенная система учета, то часть информации придется восстанавливать уже исходя из имеющихся первичных документов.