Файл: Упрощенная форма (Оценка как метод бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основные положения упрощенной формы бухгалтерского учета

1.1. Сфера применения упрощенной формы бухгалтерского учета и требования к ней

1.2. Проблемы использования упрощенной системы бухгалтерского учета

Глава 2. Построение системы бухгалтерского учета на малом предприятии

2.1. Алгоритм построения учетной системы на малом предприятии

2.2. Выбор оптимального вида коммерческой деятельности

2.3. Выбор оптимального варианта организации бухгалтерской службы

2.4. Выбор оптимального налогового режима, эффективных способов бухгалтерского учета различных хозяйственных операций

2.5. Систематический анализ хозяйственной деятельности фирмы, финансовых последствий ведения бухгалтерского учета

Глава 3. Направления развития бухгалтерского учета на малом предприятии

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. Сфера приложения капитала в рамках малого предпринимательства характеризуется высоким уровнем конкуренции как при осуществлении сбыта результатов деятельности, так и при привлечении многих видов ресурсов, в том числе финансовых. Для многих фирм, особенно работающих с иностранными партнерами, становится важной проблема подтверждения своей деловой репутации, надежности, кредитоспособности, инвестиционной привлекательности. Основным источником оценки подобных параметров контрагентов выступает финансовая отчетность, формируемая как завершающий этап учетного процесса. Поэтому вопросы совершенствования учетной системы на малых предприятиях, повышение ее надежности и информативности приобретают особую актуальность.

Актуальность темы настоящей работы вытекает из необходимости разработки оптимального варианта по ведению бухгалтерского учета на малом предприятии, что в свою очередь является одним из необходимых условий эффективной организации деятельности любого предприятия. Одной из основных проблем организации учета на субъектов малого бизнеса на современном этапе является то, что в большинстве случаев бухгалтерский учет
используется только в целях правильного расчета налогов и для подготовки отчетности в налоговые органы, в то время как по своей сущности бухгалтерский учет является специальным инструментом, помогающим анализировать финансовое состояние предприятия, оценивать эффективность его деятельности, следить за своевременным выполнением обязательств перед кредиторами, позволяет контролировать сроки взыскания дебиторской задолженности.

Цель работы - исследовать упрощенную системы бухгалтерского учета на малом предприятии.

Задачи работы:

  • рассмотреть сферу применения упрощенной формы бухгалтерского учета и требования к ней;
  • выявить проблемы использования упрощенной системы бухгалтерского учета;
  • разработать алгоритм построения учетной системы на малом предприятии;
  • рассмотреть порядок выбора оптимального вида коммерческой деятельности;
  • рассмотреть подходы к выбору оптимального варианта организации бухгалтерской службы;
  • исследовать порядок выбора оптимального налогового режима, эффективных способов бухгалтерского учета различных хозяйственных операций;
  • рассмотреть необходимость систематического анализа хозяйственной деятельности фирмы, финансовых последствий ведения бухгалтерского учета;
  • рассмотреть направления развития бухгалтерского учета на малом предприятии.

Предмет исследования – упрощенная форма ведения бухгалтерского учета.

Теоретической основой работы послужили законодательные и нормативные документы по бухгалтерскому учету Российской Федерации, Минфина Российской Федерации, труды российских специалистов в области бухгалтерского учета, материалы периодической печати.

Глава 1. Основные положения упрощенной формы бухгалтерского учета

1.1. Сфера применения упрощенной формы бухгалтерского учета и требования к ней

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к предприятиям малого бизнеса относятся субъекты экономики, характеризующиеся такими критериями, как небольшая средняя численность работников (не более 100 чел.), и высокие значения выручки от продаж (не превышающие 60 млн.руб. в год для микропредприятий и не превышающие 400 млн.руб. для субъектов малого бизнеса)[1].

Обязанность ведения бухгалтерского учета, в том числе и на субъектов малого бизнеса прямо прописана в законодательстве в Федеральном законе от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[2], а также регламентируется требованиями положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»[3] ПБУ 4/99 и иных положений по бухгалтерскому учету, Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению[4].

Особенности применения упрощенной системы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для субъектов малого бизнеса представлены в официальном документе Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»[5]. Отличительные черты применения упрощенной системы бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса, представленные Минфином РФ, заключаются в следующем:


1) малые предприятия имеют возможность уменьшить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов, который утвержден ими в учетной политике;

2) для отражения хозяйственные операций малые предприятия имеют возможность применять упрощенные регистры бухгалтерского учета, которые ориентированы в основном на ручной учет;

3) малые предприятия имеют возможность использовать кассовый метод учета доходов и расходов, что позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет в случае применения малым предприятием упрощенной системы налогообложения[6];

4) малые предприятия имеют возможность признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продаж полностью в отчетном году, не распределяя такие расходы на реализованную продукцию (товары) и остатки продукции (товаров) на складе;

5) предприятия малого бизнеса могут не применять отдельные положения по бухгалтерскому учету (например, ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»), могут не формировать оценочные обязательства в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;

6) малые предприятия могут вести учет основных средств, нематериальных активов и финансовых вложений без переоценки[7].

Согласно Приказу Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации»[8] малые предприятия вправе предоставлять бухгалтерскую
отчетность, сгруппировав показатели по статьям Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовые результатах, то есть без применения дополнительные расшифровок. Однако при этом в Приказе все же уточняется, что в бухгалтерскую отчетность субъекта малого бизнеса должны включаться показатели, которые необходимы для формирования достоверной и полной информации о его финансовом состоянии, финансовые результатах деятельности и изменениях в финансовом состоянии[9].

Однако следует отметить, что большинство особенностей ведения учета
предприятиями малого бизнеса, указанные в документе Минфина РФ от 19 июля 2011 г., относятся и к ведению бухгалтерского учета предприятиями вручную без применения средств автоматизации. На современном этапе большинство субъектов малого бизнеса применяет автоматизированную форму бухгалтерского учета с использованием таких программ, как например, «1С: Бухгалтерия» версии 7.7 или 8.2, «БЭСТ 4+», «Инфо-Бухгалтер» версии 8.6. Распространение автоматизированной формы учета обусловлено тем, что на предприятиях малого бизнеса, несмотря на небольшой объем
работы по ведению бухгалтерского учета, автоматизация позволяет оперативно получать информацию о дебиторской и кредиторской задолженности, об остатках денежных средств, об остатках товаров и материалов на складе. Кроме того, автоматизация учета позволяет руководителю субъекта малого бизнеса самостоятельно формировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, не прибегая к услугам специально нанятого на работу бухгалтера или сторонних организаций[10].


1.2. Проблемы использования упрощенной системы бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии регламентируется теми же нормативными актами, что и порядок бухгалтерского учета на предприятии, не относящемуся к сфере малого бизнеса, а упрощенная система бухгалтерского учета, которая носит рекомендательный характер, не адаптирована к автоматизированной форме учета, применяемой большинством предприятий, в том числе и малых. Например, одним из вариантов совершенствования законодательства РФ в части поддержки субъектов малого
предпринимательства является разработка бесплатной программы, по аналогии с программой «Налогоплательщик ЮЛ», которая могла бы применяться только субъектами малого бизнеса и позволяла бы им вест упрощенный бухгалтерский учет, удаленно формировать и предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы и органы ФСС и ПФР, органы статистики[11]. Конечно, не исключена возможность использования малыми предприятиями для организации учета и формирования отчетности программного
обеспечения, которое уже существует на рынке и применяется в организациях, не относящихся к малому бизнесу[12]. К тому же современные программы позволяют формировать бухгалтерскую отчетность согласно нормам действующего законодательства РФ (в соответствии с положениями Приказа Минфина РФ от 02 июля 2010 года №66н), а также формировать налоговые декларации по ЕНВД и по единому налогу в связи с применением УСНО, а эти налоги, как правило, уплачиваются предприятиями малого бизнеса. Однако для того чтобы пользоваться одной программой для ведения бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской и налоговой отчетности, любую из существующих программ необходимо дорабатывать, а это значит - осуществлять дополнительные расходы и искать грамотных специалистов в сфере компьютерных разработок для бухгалтерии. Такие расходы для многих предприятий малого бизнеса являются весьма существенными и неоправданными с точки зрения эффективности вложения средств[13].

При использовании малым предприятием упрошенной системы учета, рекомендуемой Минфином РФ, возникает проблема в части перехода субъектов малого бизнеса с упрошенной системы бухгалтерского учета на полноценный учет при потере статуса малого предприятия. Конечно, автоматизация учета позволит ретроспективно отразить многие факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, но если на малом предприятии применялась упрошенная система учета, то часть информации придется восстанавливать уже исходя из имеющихся первичных документов[14].


Поэтому, с учетом вышеизложенного, субъектам малого бизнеса все же стоит использовать рекомендуемые элементы упрошенной системы бухгалтерского учета, такие как учет основных средств, нематериальных активов и финансовых вложений без переоценки, но применение кассового метода признания доходов и расходов, например, не позволит формировать в отчетности достоверной информации о суммах дебиторской и кредиторской задолженностей, поэтому его использование субъектами малого бизнеса даже
для целей сближения бухгалтерского и налогового учета не является благоразумным вариантом построения учетной системы[15]. Также влияние на достоверность показателей бухгалтерской отчетности субъектов малого бизнеса может оказать и отказ от формирования оценочного обязательства в виде резерва на оплату отпусков, а также резерва сомнительных долгов, формирование которых позволит повысить точность отражения в бухгалтерском балансе субъекта малого бизнеса информации об активах и обязательствах.

Выводы

Обязанность ведения бухгалтерского учета, в том числе и на субъектов малого бизнеса прямо прописана в законодательстве в Федеральном законе от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также регламентируется требованиями положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 и иных положений по бухгалтерскому учету, Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению.

Особенности применения упрощенной системы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для субъектов малого бизнеса следующие:

1) малые предприятия имеют возможность уменьшить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов, который утвержден ими в учетной политике;

2) для отражения хозяйственные операций малые предприятия имеют возможность применять упрощенные регистры бухгалтерского учета, которые ориентированы в основном на ручной учет;

3) малые предприятия имеют возможность использовать кассовый метод учета доходов и расходов, что позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет в случае применения малым предприятием упрощенной системы налогообложения;

4) малые предприятия имеют возможность признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продаж полностью в отчетном году, не распределяя такие расходы на реализованную продукцию (товары) и остатки продукции (товаров) на складе;

5) предприятия малого бизнеса могут не применять отдельные положения по бухгалтерскому учету (например, ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»), могут не формировать оценочные обязательства в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;