Файл: Упрощенная форма (Оценка как метод бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основные положения упрощенной формы бухгалтерского учета

1.1. Сфера применения упрощенной формы бухгалтерского учета и требования к ней

1.2. Проблемы использования упрощенной системы бухгалтерского учета

Глава 2. Построение системы бухгалтерского учета на малом предприятии

2.1. Алгоритм построения учетной системы на малом предприятии

2.2. Выбор оптимального вида коммерческой деятельности

2.3. Выбор оптимального варианта организации бухгалтерской службы

2.4. Выбор оптимального налогового режима, эффективных способов бухгалтерского учета различных хозяйственных операций

2.5. Систематический анализ хозяйственной деятельности фирмы, финансовых последствий ведения бухгалтерского учета

Глава 3. Направления развития бухгалтерского учета на малом предприятии

Заключение

Список литературы

6) малые предприятия могут вести учет основных средств, нематериальных активов и финансовых вложений без переоценки.

При использовании малым предприятием упрошенной системы учета, рекомендуемой Минфином РФ, возникает проблема в части перехода субъектов малого бизнеса с упрошенной системы бухгалтерского учета на полноценный учет при потере статуса малого предприятия. Конечно, автоматизация учета позволит ретроспективно отразить многие факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, но если на малом предприятии применялась упрошенная система учета, то часть информации придется восстанавливать уже исходя из имеющихся первичных документов.

Глава 2. Построение системы бухгалтерского учета на малом предприятии

2.1. Алгоритм построения учетной системы на малом предприятии

В условиях конкурентной среды субъекты малого предпринимательства могут реально влиять на финансово-экономические показатели своей коммерческой деятельности, используя возможности эффективного ведения
бухгалтерского учета и анализа. Ведь современное законодательство предоставляет им множество различных преимуществ в данной сфере. К их числу можно отнести: наличие альтернатив по организации бухгалтерской службы,
возможность применения льготных налоговых режимов[16]. Главное - подобрать максимально возможный набор оптимальных способов ведения учета, подкрепляя их систематическим анализом экономической информации.

Мы предлагаем придерживаться следующего алгоритма (рисунок 1).

Рисунок 1 – Алгоритм оптимизации учетно-аналитической системы малого предприятия[17]


2.2. Выбор оптимального вида коммерческой деятельности

Итак, стратегическим решением является выбор оптимального вида коммерческой деятельности[18]. Это, в первую очередь, вопрос экономики и менеджмента фирмы (необходимо, изучив рыночную конъюнктуру, определить свободную нишу с максимально возможным уровнем рентабельности хозяйственной деятельности). При этом необходимо параллельно оценивать возможности использования максимального количества льгот, с фискальной точки зрения. Иными словами, следует учитывать уровень фискальной нагрузки, которая, по мнению Кузнецовой О. Н.[19], включает налоговые обязательства предприятия, а также его взносы во внебюджетные фонды по отношению к нетто-выручке. Например, малые предприятия могут получить минимальную фискальную нагрузку, если выбрать: отдельные виды деятельности, попадающие под налоговый режим по уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД) – розничная торговля, услуги автосервиса; отдельные виды деятельности в сфере производства (текстильное и швейное производство, производство мебели, производство игр и игрушек, транспорт и связь), а также в социальной сфере (здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование, деятельность спортивных объектов) [20].

В первом случае фискальная нагрузка будет низкой за счет минимизации исключительно налоговой составляющей.

ЕНВД по большинству видов деятельности является минимальным по размеру налогом (в десятки раз меньшим, чем налог на реальную прибыль с этих же видов деятельности). При этом ЕНВД исключает уплату НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций (если только это имущество не оценивается по кадастровой стоимости, но такой механизм оценки в 2015 г. действовал только в четырех регионах России) [21].

Во втором случае фискальная нагрузка существенно снизится за счет минимизации взносов во внебюджетные фонды, при условии применения предприятиями, функционирующими в производственной или социальной сфере (по установленному перечню видов деятельности) упрощенной системы налогообложения (УСН). Так, базовый тариф для таких фирм уменьшается с 30 % до 20 %. При этом применение УСН, также как и в случае с ЕНВД освобождает предприятие от уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций[22].


2.3. Выбор оптимального варианта организации бухгалтерской службы

Второй этап связан с выбором того, кто будет вести бухгалтерский учет на малом предприятии. С учетом специфики малых размеров таких экономических субъектов, как правило, оптимальными вариантами организации бухгалтерской службы являются: аутсорсинг; ведение бухгалтерского учета лично руководителем[23].

Аутсорсинг - это аренда персонала, в данном случае - бухгалтерских работников, то есть учет на малом предприятии будет вести сторонняя специализированная бухгалтерская фирма. Преимущества аутсорсинга:

1) минимальные финансовые расходы (предприятие клиент экономит на страховых взносах во внебюджетные фонды, на отпускных; кроме того, такого рода услуги могут даже быть дешевле, чем оплата труда наемного бухгалтера);

2) более качественный уровень бухгалтерского сопровождения (применение аутсорсинга, в конечном итоге, может исключить или свести до минимума дальнейшие действия по построению эффективной учетно-аналитической системы на малом предприятии, поскольку данные функции фактически возьмет на себя компания-аутсорсер).

Если же все-таки малое предприятие решит справляться собственными силами с ведением бухгалтерского учета, то очень удобно, когда его ведет сам руководитель (совмещая две должности). Экономическая выгода - очевидна[24].

2.4. Выбор оптимального налогового режима, эффективных
способов бухгалтерского учета различных хозяйственных операций

Третий этап оптимизации учетно-аналитической системы для субъектов малого бизнеса фактически начинает реализовываться еще на первом этапе. Однако здесь в дальнейшем следует конкретизировать налоговый режим.
Например, если это УСН, то необходимо правильно выбрать объект налогообложения: «доходы» или «доходы за минусом расходов». Обычно объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов целесообразно выбирать, если предприятие планирует иметь уровень расходов - 60-70 % от выручки[25]. При выборе налогового режима по уплате ЕНВД следует минимизировать количество физических показателей, используемые при расчете данного налога. В дальнейшем, выбранный налоговый режим необходимо ежегодно пересматривать на предмет актуальности (ведь его
можно сменить, если финансовые выгоды от его использования значительно сокращаются) [26].


Существенным недостатком специальных налоговых режимов является отсутствие возможности возмещать НДС, поэтому не следует игнорировать общую систему налогообложения (ОСНО). Даже применяя данную систему
налогообложения можно грамотно пользоваться системой налоговых льгот. Кроме того, возможно совмещение нескольких налоговых режимов.

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности малого предприятии необходимо применять наиболее выгодные способы учета отдельных хозяйственных операций. Главная цель такой тактики - налоговая
оптимизация, то есть законное уменьшение налоговых обязательств предприятия. Например, малым предприятиям, функционирующим на ОСНО, можно придерживаться следующих правил:

1) В учетной политике в целях налогообложения прописать: применение амортизационной премии или нелинейного способа начисления амортизации, создание резерва на ремонт основных средств, создание резерва по сомнительным долгам. В результате, можно будет получить бесплатную отсрочку по уплате налога на прибыль организаций[27].

2) В учетной политике в целях бухгалтерского учета установить производственный способ начисления амортизации по тем основным средствам, для которых можно заранее просчитать общий объем производимой с их
помощью продукции (работ, услуг), что поможет сэкономить на налоге на имущество организаций[28].

3) Заменять договоры купли-продажи основных средств на договоры лизинга (причем объекты лизинга должны учитываться на балансе лизингополучателя). В результате, фирма получит право: применять повышающий коэффициент 3 к норме амортизации (правда, в этом случае придется внести соответствующие коррективы в учетную политику в целях налогообложения), лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения[29].

Для минимизации обязательных страховых взносов, с точки зрения Кузнецовой О. Н.[30], необходимо:

1) Использовать наемный труд лиц, осуществляющих свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

2) При повышении заработной платы сотрудникам в течение финансового года оформлять указанное повышение локальными документами отдельно по каждому работнику

3) Учитывать «праздничные» премии, выплачиваемые за счет средств специального премиального фонда, как материальную помощь.


В перспективе малые предприятия, по мнению Кузнецовой О.Н. должны пытаться внедрять систему управленческого учета[31]. Управленческий учет в России является необязательным, однако его роль очевидна - важно своевременно анализировать экономическую информацию с целью принятия обоснованных управленческих решений. Для субъектов малого бизнеса при этом чрезвычайно важно, например, использовать такие специфические способы управленческого учета расходов, как:

1. Директ-костинг (дает возможность выявлять влияние прямых расходов на конечные финансовые результаты, что позволяет оптимизировать ассортиментную структуру продукции (товаров, работ, услуг));

2. Стандарт-кост (дает возможность оперативно контролировать уровень расходов, что позволяет их минимизировать за счет максимального приближения к обоснованным нормативам) [32].

В результате, внедрение управленческого учета на малых предприятиях позволит им еще более быстро видоизменять финансово-хозяйственную деятельность, что связано с корректировкой первого этапа постановки оптимальной учетно-аналитической системы[33].

Следует также помнить, что представители малого бизнеса имеют право без опасений вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам. Исключение - малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, то есть те фирмы, которые выпускают акции и облигации. Однако на практике такая ситуация встречается редко.

Итак, субъекты малого предпринимательства могут не применять ряд национальных учетных стандартов. В частности, это ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», которое касается учета налога на прибыль организаций (если малые предприятия не могут претендовать на применение специальных налоговых режимов) и ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» [34].

Кроме того, малые фирмы, функционирующие на ОСНО, имеют право все проценты по полученным кредитам и займам отражать в учете как прочие расходы, то есть независимо от того, были ли потрачены заемные средства на создание инвестиционного актива или нет. Это указано в пункте 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Следовательно, данные расходы можно будет сразу относить на уменьшение налогооблагаемой прибыль. А с 01.01.2015 г. эти расходы больше не лимитируются, то есть их можно учитывать в налоговом учете в полном объеме[35].